Комментируя очередной титул Себастьяна Феттеля, спортивный консультант Red Bull Хельмут Марко в интервью немецкому журналу Spiegel вспоминал, как складывалась карьера четырёхкратного чемпиона мира…
Вопрос: Господин Марко, Себастьян Феттель стал четырехкратным чемпионом мира. Именно вы в свое время открыли его талант. Когда вы впервые заметили Себастьяна?
Хельмут Марко: Когда он выступал в картинге. В те времена он с отцом ездил по Европе, и я заметил, что он многого добился, хотя располагал довольно скромными средствами. Уже тогда Себастьян постоянно учился максимально использовать свой потенциал. Это было потрясающе.
Вопрос: Что именно?
Хельмут Марко: Во втором сезоне в Формуле BMW Себастьян выиграл 18 гонок из 20-ти. Однако решающую роль сыграли не его успехи, а то, что он пытался понять, почему не выиграл две оставшиеся гонки. Не забывайте, в то время Себастьяну было всего 15 лет. Он еще ходил в школу и носил брекеты. Тем не менее, у него были потрясающие аналитические способности.
Вопрос: Вскоре после этого вы заключили с ним контракт. Вы догадывались, что однажды Феттель станет чемпионом?
Хельмут Марко: Нет. В младших сериях отличные условия для раскрытия таланта, но конкурентоспособность того или иного гонщика можно определить только по его выступлениям в Формуле 1. Даже когда Себастьян работал тест-пилотом BMW Sauber, некоторые считали, что он недостаточно быстр для Формулы 1.
Вопрос: У вас было другое мнение…
Хельмут Марко: Да. Я видел, как Себастьян работает, оказавшись в крупных командах Формулы 3. Они не обсуждали пожелания Себастьяна и не принимали его всерьез, поскольку ему было всего 16 лет, но он не хотел с этим мириться. Мне это нравилось.
Вопрос: У вас репутация сурового начальника. Как Себастьян справляется с этим?
Хельмут Марко: Подготовка гонщиков стоит много денег. Мы хотим, чтобы наши пилоты боролись за победы, поэтому можем и должны многое от них требовать. Нужно избавляться от недостатков. Я крайне редко признаю такую отговорку, как невезение. Нам нужны результаты! У Себастьяна с этим никогда не было проблем.
Вопрос: В 2007-м Феттель дебютировал в Формуле 1 в возрасте 19 лет, а спустя год отпраздновал первую победу в Монце. Вы помните тот день?
Хельмут Марко: Я совершенно не ожидал, что Себастьян завоюет поул. И у него был невероятный гоночный темп. Я помню, что машина на пределе проходила повороты. Тогда мне казалось, что конец, он не сможет удержать машину на трассе, но Себастьян легко её ловил. Поразительно, что он создал большой отрыв, но всё равно максимально выкладывался. При этом Феттель не должен был ничего доказывать, поскольку в Монце уже было объявлено о его переходе в Red Bull Racing в 2009 году.
Вопрос: Как прошли переговоры о контракте с Red Bull Racing?
Хельмут Марко: Некоторые возражали, считая, что ему лучше провести еще один сезон в Toro Rosso. Однако в первой гонке в Австралии стало ясно, что это решение было верным. Себастьян завоевал вторую позицию в квалификации и мог бы подняться на подиум, если бы не столкнулся с Робертом Кубицей на последних кругах.
Вопрос: В 2009 году Red Bull Racing добилась успеха – это было тщательно спланировано или оказалось случайностью?
Хельмут Марко: Это удачная комбинация нескольких факторов. Руководитель технического департамента Эдриан Ньюи собрал всё воедино, и созданная им система начинала работать. Кроме того, моторы Renault прибавили в мощности. А в лице Себастьяна мы получили грамотного гонщика, который мог максимально раскрыть потенциал машины. Получилась комбинация факторов: машина, позволяющая бороться за победу, и гонщик, который никогда не полагается на случай.
Вопрос: В конце сезона Себастьяну не хватило совсем немного, чтобы выиграть титул.
Хельмут Марко: Это стало для него тяжелым ударом, но нам это пригодилось. В прошлом году после последнего европейского этапа в Монце Себастьян уступал лидеру чемпионата 37 очков, но всё равно выиграл титул. В 2010 году его победа в чемпионате оказалась еще более яркой. После схода в Гран При Кореи казалось, что борьба для нас закончилась. Вся команда в боксах была подавленной, а Себастьян – нет. Он всех настраивал на борьбу и смог убедить команду, что после неудачи особенно важно добиться успеха. И тогда он выиграл титул в последней гонке.
Вопрос: С тех пор Феттель выиграл еще три титула. Он изменился?
Хельмут Марко: Себастьян стал более расслабленным: он спокойнее относится к сходам из-за механических неполадок или отсутствию победы в той или иной гонке. В начале его карьеры всё было иначе.
Стабильность Феттеля – это одна из причин доминирования Red Bull Racing. Для Ferrari, Mercedes и Lotus сезон складывался неровно, а мы регулярно оказывались конкурентоспособными. Я не могу комментировать проблемы соперников. Но мы доминируем, потому что у соперников нет этой стабильности.
Вопрос: Из-за постоянных побед Red Bull Racing Феттеля начали освистывать на подиуме…
Хельмут Марко: Мы не столь признанная команда, как Williams или McLaren, и не заводская, как Ferrari или Mercedes. И вдруг мы начинаем выигрывать и регулярно финишировать впереди команд с богатой историей, у которых есть поклонники по всему миру. Это никому не нравится. Кроме того, пилоты уровня Фернандо Алонсо пытаются создать Феттелю отрицательный имидж, заявляя, что Себастьян – рядовой гонщик, но у него просто лучшая машина. Это продуманные политические заявления.
Вопрос: Что вы ответите этим людям?
Хельмут Марко: У нас две одинаковые машины, но выигрывает только одна. Кроме того, если бы всё зависело от машины, то наши гонщики занимали бы две первые строчки в личном зачёте чемпионата. Однако это не так.
Вопрос: Можете ли вы помешать Себастьяну перейти в другую команду?
Хельмут Марко: Он перейдет в другую команду, только если мы больше не сможем создавать конкурентоспособные машины. Зачем ему сейчас переходить в Mercedes или Ferrari? Тем более, что в этом случае он получит в напарники Льюиса Хэмилтона или Фернандо Алонсо. На данный момент я не вижу альтернативы Red Bull Racing.
Вопрос: Вы допускаете такой вариант, что однажды он захочет покинуть Red Bull Racing, чтобы выиграть титул в команде с богатой историей?
Хельмут Марко: Айртон Сенна выиграл три титула в McLaren, но никогда не выступал в Mercedes или Ferrari, однако, с имиджем у него не было проблем. Возможно, нет ничего лучше, чем выиграть титул с Ferrari. Но сейчас это не так просто.