На этой неделе Марк Уэббер в очередной раз отвечал на вопросы посетителей сайта канала BBC Sport...
Вопрос: Что происходит с вами и Льюисом Хэмилтоном? Оказавшись рядом на трассе, вы сражаетесь, словно мальчишки на городских машинах!
Марк Уэббер: Да, в Мельбурне и Китае мы довольно жестко боролись друг с другом. В Австралии мы долго ехали плотной группой, одновременно попытались атаковать Фернандо Алонсо и в итоге столкнулись. К счастью, это не помешало нам обоим заработать очки.
На рестарте в Шанхае мы также допустили небольшой контакт. Там было очень скользко, мой напарник Себастьян Феттель занял внутренний радиус, слегка оттеснив Льюиса, а в таких условиях малейшего контакта достаточно, чтобы оказаться вне трассы, что и произошло со мной.
Я не люблю толкаться с соперниками, мне по душе честная борьба, но в Шанхае так сложились обстоятельства. Пожалуй, я мог бы полгода не разговаривать с Льюисом…
Вопрос: Почему другие гонщики, включая вас самих, так негативно относятся к Льюису? Завидуете его успехам?
Марк Уэббер: Судите сами – ситуация вокруг пилотажа Льюиса в Малайзии была разрешена должным образом без какого-либо негатива по отношению к гонщику. Мы просто обозначили, что считаем правильным, а что – нет. Любому, кто пилотирует машину подобным образом, придётся отвечать на вопросы, и это совершенно справедливо. К счастью, конфликт был погашен ещё в зародыше, Льюис не почувствовал себя пострадавшим
Вопрос: Кого из гонщиков других команд вы считаете своим главным соперником и почему?
Марк Уэббер: Трудно назвать кого-то одного – к тому же, это было бы неразумно. Я бы ответил так: гонщиков McLaren и Фернандо Алонсо. У McLaren есть козырь – надежные моторы, и мы не знаем, какого прогресса добьется Ferrari. Будет очень странно, если ближе к концу сезона никто из этой троицы не окажется в числе претендентов на титул.
Вопрос: Что бы вы почувствовали, если бы собственный напарник опередил вас при въезде на пит-лейн, как поступил Фернандо Алонсо в случае с Фелипе Массой?
Марк Уэббер: Если этот маневр и оказался честным, то одновременно он был крайне рискованным и беспринципным. В команде могла возникнуть путаница, ведь механикам пришлось менять сразу два комплекта колес, и лично я не рискнул бы появляться на пороге базы, если бы самолично выбил из гонки сразу две машины. Нужно сто раз подумать, прежде чем решаться на такой маневр – к счастью для Фернандо, обошлось без неприятностей.
Вопрос: Могущество Михаэля Шумахера осталось в прошлом?
Марк Уэббер: Нельзя задавать такой вопрос тому, кто гоняется с Михаэлем на одной трассе, поскольку уже в следующей гонке он может не оставить нам ни единого шанса, заставив пожалеть о сказанном. Я не раз говорил – Михаэль заслуживает самого серьёзного уважения. Это довольно смелый поступок – вернуться в гонки, чтобы снова испытать себя в борьбе на высочайшем уровне. Он – настоящий боец, каким был всегда.
Пожалуй, его настоящую скорость мы увидим после этапа в Монако. В Шанхае ему и раньше приходилось нелегко, но в Барселоне и Монте-Карло он будет чувствовать себя, как дома. Посмотрим, как всё сложится, а уж потом можно судить строго.
В Монако вам достаточно выпустить Михаэля на трассу, а дальше все пойдет своим чередом. Конечно, если бы он не планировал возвращения в гонки, у него могли бы возникнуть проблемы с адаптацией – эти машины дорабатываются каждые две недели, не говоря уже о глобальной модернизации каждые четыре года. Михаэль вернулся в совершенно другие условия, к другим шинам, другой аэродинамике, но он не настолько наивен и прекрасно понимал, что не сможет просто так сесть за руль и начать обгонять всех и вся. Он знал – придется адаптироваться, и как раз над этим сейчас работает.
Вопрос: Позади четыре гонки, вы завоевали поул, заработали подиум, трижды лидировали в гонке, но уже три раза вас подводила неправильная стратегия. Огорчены результатами?
Марк Уэббер: Уж точно не восхищен! В какой-то мере мы сами упустили свой шанс – даже в Малайзии, где я финишировал вторым, я мог бы закончить гонку на одну позицию выше. Но в Австралии и Китае нам пришлось действительно нелегко: в Мельбурне подвела стратегия, в Шанхае мы оказались недостаточно быстры – нужно решить все эти проблемы до гонки в Барселоне.
Не думаю, что в прошедших Гран При я должен был действовать как-то иначе, хотя в Бахрейне ошибка в квалификации лишила меня высокой стартовой позиции. Тем не менее, у нас есть необходимая скорость, осталось лишь собрать всё воедино и уверенно отработать уик-энд.
Вопрос: В прошлом году на мокрой трассе Red Bull выглядела непобедимой, а в этом сезоне преимущество на стороне Ferrari и McLaren. Что изменилось?
Марк Уэббер: Хороший вопрос! Если вспомнить выступление Себастьяна на автодроме Фудзи в 2007-м, в Монце в 2008-м, или наш общий успех в прошлогоднем Гран При Китая, тогда у Red Bull на самом деле было серьезное преимущество в дождь, а сейчас мы немного уступаем соперникам. Правда, этап в Шанхае многому нас научил. Обе машины добрались до финиша, мы собрали массу полезной информации, но пока не представляем, почему оказались медленнее конкурентов. Впрочем, определенная тенденция налицо…
Вопрос: F-образный воздуховод McLaren обеспечивает их машинам заметное преимущество в скорости на прямых. Планирует ли Red Bull разработать аналогичное устройство, и если да, то когда?
Марк Уэббер: Не знаю, когда мы получим аналогичную разработку, но у команды уже есть кое-какие идеи, как у многих других соперников. По-моему, воздуховод McLaren на самом деле J-образный – по крайней мере, так говорит о нем Льюис. Было бы здорово как можно скорее опробовать подобную технологию, но вряд ли это случится уже в Барселоне.
Вопрос: Все вокруг говорят о техническом превосходстве двигателей Mercedes. Если бы аналогичный мотор стоял на ваших машинах, Red Bull оказалась бы непобедимой?
Марк Уэббер: На протяжении последних лет в чемпионате действует «заморозка» регламента, но остается вопрос – не закрепили ли мы преимущество одной из команд. Ничего не имею против Renault: они могли бы с легкостью компенсировать дефицит мощности, но понимают, что не имеют права дорабатывать мотор. Кроме того, нельзя думать только о мощности – нужно оптимизировать теплоотдачу, расход топлива. Скорость машины зависит от множества факторов.
К примеру, конфигурация системы охлаждения влияет на аэродинамику, да и количество топлива оказывает эффект на поведение машины в начале гонки и по ходу дистанции. Конечно, нам было бы интересно видеть у себя некоторые характеристики моторов Mercedes, сохранив при этом лучшие качества технологий Renault, однако невозможно получить все и сразу. Мы довольны нашим двигателем, у нас быстрая машина.
Вопрос: В своем микроблоге на Twitter вы написали, что потеряли паспорт. Его удалось найти? Как вы смогли без паспорта пройти множество таможенных проверок?
Марк Уэббер: Нет, паспорт я не нашел. К счастью, на пути из Китая мне пришлось всего один раз проходить досмотр – это было в Глазго. Я вылетел в Дубай, затем в Рим, там на машине переехал в другой аэропорт, сел на частный самолет до Ниццы, потом на частный самолет до Глазго, чтобы уже оттуда добраться до дома на вертолете. Мне пришлось заполнить большее количество документов, но, к счастью, здравый смысл возобладал. Я поплатился за потерю лишней головной болью, но пограничники пропустили меня без документов.
Вопрос: Не кажется ли вам, что с целью увеличения количества обгонов было бы разумно располагать гонщиков на старте в обратном порядке их позициям в чемпионате?
Марк Уэббер: В плане зрелищности идея неплохая, однако она противоречит самой сути Формулы 1, напоминая систему умышленных ограничений. Да, в Малайзии Льюис смог прорваться из последних рядов, однако другим парням повезло гораздо меньше, ведь у них не было воздуховода. Сам Льюис в какой-то момент уперся в Адриана Сутила, и если бы не стратегия, так и остался бы на той позиции, хотя малазийская трасса предоставляет едва ли не лучшие возможности для атаки.
Впрочем, я сам был бы не против, если бы в MotoGP Валентино Росси и Кейси Стоунер стартовали из хвоста пелотона и постепенно прорывались наверх – это было бы интересно! А в остальном вариант не самый удачный – нужно искать другие способы повысить количество обгонов, оставив за быстрейшими гонщиками право начинать гонку из первых рядов и свободно бороться друг с другом.
Вопрос: Каковы, по-вашему, шансы Австралии на предстоящем чемпионате мира по футболу?
Марк Уэббер: У нас очень непростые соперники. Если сборная выйдет в следующий круг со второго места, а англичане окажутся сильнейшими в своей группе, то им предстоит встречный матч – и я хотел бы на это посмотреть!
Вопрос: Перед стартом гонщики пьют много жидкости. По ходу гонки вам никогда не хотелось в туалет?
Марк Уэббер: В самом начале гонки у меня не раз возникало такое желание, однако это лишь означало, что я просчитался с гидратацией. Как правило, мы стараемся вывести из организма всю жидкость, которую пили предыдущей ночью и утром. При этом нужно сохранить достаточный уровень воды и не переполнить мочевой пузырь, иначе могут быть проблемы с брюшными мышцами. Мне не приходилось мочиться в машине, хотя я знаю гонщиков, с которыми такое случалось!
Вопрос: Вы давно дружите с главным конструктором Red Bull Racing Эдрианом Ньюи. Что ставит его на ступеньку выше всех остальных инженеров команды? Как ему удаётся создавать одну фантастическую машину за другой?
Марк Уэббер: Его достижения говорят за себя. Мы знаем, какое количество побед и титулов было добыто на сконструированных им машинах во времена Мэнселла или в эпоху могущества Williams и McLaren – пожалуй, тогда это сделало Формулу 1 невероятно скучной! В Red Bull ему потребовалось некоторое время, но изменения в правилах сыграли в его пользу, и теперь мы видим реальные результаты.
Конечно, дело не только в Ньюи – у нас немало хороших специалистов, но его инженерный гений и талант организатора заслуживают самой высокой оценки. Его отличает совершенно уникальное понимание правил и знание всех тонкостей аэродинамики. Он точно знает, как заставить машину ехать по-настоящему быстро, и нам повезло, что Эдриан работает именно в Red Bull Racing!