В паузе между Гран При британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен ответил на вопросы болельщиков, присланные со всего мира…
Вопрос: Считаете ли вы, что шасси Mercedes с увеличенной колесной базой поможет Михаэлю Шумахеру обрести в Барселоне былую форму? Или он уже утратил то особое преимущество над соперниками, которым когда-то отличался? Может, дело в том, что Нико оказался гораздо лучше, чем все думали?
Джеймс Аллен: Хороший и своевременный вопрос. Думаю, свою роль сыграли более узкие передние шины, усугубив проблемы Михаэля. Он любит, когда передок машины цепко держит трассу и терпеть не может недостаточную поворачиваемость. Сказалось и изменение развесовки шасси.
Сейчас у Mercedes самая короткая машина. Думаю, Шумахер ещё сможет заметно прибавить, однако не возьмусь предсказывать, удастся ли ему выйти на прежний уровень. Что до Нико Росберга, то он в этом сезоне отлично выполняет свою работу. Он быстр и на глазах превращается в зрелого профессионала.
Вопрос: Даже после того, как FIA разъяснила положение технического регламента, касающиеся систем регулировки дорожного просвета, такое впечатление, что в квалификации машины Red Bull по-прежнему ездят с минимальным клиренсом. Как этого можно достичь, не нарушая правил?
Джеймс Аллен: Я тоже пытаюсь прояснить этот вопрос. Лучшее, объяснение, которое я слышал, состоит в том, что они меняют давление газа в амортизаторах. В закрытом парке достаточно лишь стравить этот газ, а перед гонкой заполнить резервуары амортизаторы снова, но уже с большим давлением. Спортивный регламент это допускает.
Вопрос: Если не рассматривать квалификации, какая команда сейчас располагает самой быстрой машиной?
Джеймс Аллен: Сложно сказать, гонки проходят в разных условиях, а порой по ходу Гран При случаются и вовсе странные вещи. Но если говорить о скорости, то в Малайзии Red Bull и Ferrari были очень быстры, особенно на длинных сериях кругов. Следом, полагаю, расположились McLaren и Mercedes. И в Ferrari Алонсо пока опережает Массу.
Вопрос: Год назад, вернувшись в Европу, команды смогли заметно сократить отставание от Brawn GP. Сейчас силы в группе лидеров почти равны: считаете ли вы, что в этот раз кто-то из них вырвется вперед – или все же есть шанс увидеть на вершине подиума гонщиков и других команд?
Джеймс Аллен: Именно в Испании все собираются представить первое серьезное обновление техники в этом сезоне. Потому команды сделают примерно равный шаг вперед, и серьезных изменений в расстановке сил ждать не следует. Новички, наверняка прибавят больше остальных, особенно Lotus, поскольку у команды почти не было времени на окончательную доводку машины, ведь она была допущена к участию в чемпионате только в сентябре.
В группе лидеров все взгляды будут прикованы к Mercedes, так как они уже долгое время работают над комплексом новинок, планируя представить его именно в Испании, тогда как остальные уже делали небольшие шажки вперед. В прошлом году развитие событий было обусловлено тем, что все устанавливали двойные диффузоры и передние крылья, отводящие воздушный поток от передних колес – эти технические решения Brawn GP применяла с самого старта сезона.
Вопрос: Кого из двух пилотов McLaren вы считаете лучшим на настоящий момент?
Джеймс Аллен: Я попал в неловкую ситуацию, когда после Гран При Австралии написал на своем сайте, что Баттон продемонстрировал некоторые качества, которым Хэмилтону следовало бы поучиться – например, умение быть лидером, принимать самостоятельные решения и так далее.
Противникам Баттона это очень не понравилось, они сочли, что я сказал, будто Дженсон лучше Льюиса как гонщик. Не думаю, что это так, но пока он демонстрирует зрелость и проводит Гран При очень разумно. Дженсон уже дважды выигрывал, а у Льюиса пока нет побед, в квалификации счет тоже 3-1. Впрочем, Льюис потрясающе быстр и демонстрирует невероятные обгоны. Думаю, он себя еще покажет.
Вопрос: Как скоро Алонсо и Масса начнут выяснять отношения на публике? После инцидента на пит-лейна в Китае не верится, что в команде абсолютно безмятежная обстановка...
Джеймс Аллен: Китайский маневр Алонсо, о котором вы говорите, стал для Массы тревожным звонком. Если это не подтолкнет гонщика к каким-то действиям, то его уже ничто не подтолкнет. Алонсо стремится как можно быстрее обрести статус первого пилота команды, и задача Массы – не дать ему этого сделать.
Но если противостояние все же наберет обороты – то своего места лишится именно Масса, поскольку в Алонсо команда видит пилота, способного побеждать в чемпионате в ближайшие три-пять лет. Если же гонщики сработаются, Масса сможет остаться в Ferrari.
Вопрос: Насколько Роберт Кубица заинтересован в переходе в Ferrari, о чем ходит много слухов?
Джеймс Аллен: Думаю, что заинтересован, но выступать в одной команде с Алонсо, как известно, непросто. Они большие друзья в жизни, но такая ситуация станет проверкой их отношений. А Кубица – не тот пилот, который будет кого-то пропускать вперед.
Он иногда любит жаловаться – и в BMW Sauber у него были основания, но, думаю, в Ferrari у поляка всё пойдет хорошо. Ведь Кубица младше Алонсо и вполне может рассчитывать на долгосрочные и успешные отношения с командой.
Вопрос: Марк Уэббер, похоже, смирился с ролью второго пилота Red Bull – по крайней мере, Себастьян Феттель регулярно опережает его в квалификации. Означает ли это, что открыта дверь для возвращения Кими Райкконена, и если так, то как он будет смотреться на фоне Себа?
Джеймс Аллен: Я не согласен, что он смирился с ролью второго пилота. Марк почти не уступает Себастьяну в скорости, и если присмотреться, то в некоторых гонках едет даже быстрее. Феттель великолепно провел квалификацию в Шанхае, но Марк был где-то рядом, и это очень сильный дуэт. Но Феттель становится исключительным мастером, и Уэббер его подгоняет, заставляет работать еще эффективнее. Это идеальный сценарий для команды – не думаю, что им нужен Кими.
Вопрос: Возможно, именно зависимость от аэродинамики (следствием чего является дефицит обгонов) и запрет на дозаправки стали главными препятствиями на пути повышения зрелищности гонок? Раньше пилот на не самой совершенной машине мог попытаться переиграть соперников за счет тактики и догнать лидеров. Сейчас, если машина медленная, у вас практически нет шансов. Вспоминается, как Михаэль Шумахер на Ferrari в конце 90-х опережал McLaren, несмотря на их скоростное преимущество, только за счет тактики пит-стопов…
Джеймс Аллен: Это сложная проблема. В современной Формуле 1 всегда была проблема с обгонами. Свою роль играет и аэродинамика, и высокое механическое сцепление с трассой, и тот факт, что машины стали слишком хороши, в частности, их полуавтоматические трансмиссии работают безукоризненно.
Верните ручные коробки передач. Пусть гонщики ошибаются при переключениях, а это всегда дает преследователям возможность совершить обгон. И готов согласиться, лично мне не хватает тактической игры, поскольку она привносила в гонки интеллектуальный элемент: была возможность перехитрить соперников. К сожалению, в последние годы все пользовались одними и теми же приемами, и былого разнообразия тактических схем уже не было.
Вопрос: Как вы думаете, переход на колесные диски диаметром 18 дюймов действительно может как-то улучшить качество гонок?
Джеймс Аллен: Я разговаривал с инженерами: они с удовольствием согласятся работать с такими колесами, поскольку это открывает новые возможности для конструкторского поиска. Возможно, несколько снизится уровень механического сцепления, и это может поднять остроту борьбы на трассе. Кроме того, низкопрофильные шины будут способствовать экономии топлива. Если параллельно с их введением увеличится диаметр тормозных дисков, появятся новые возможности для сокращения расходов.
Вопрос: Как по-вашему изменится надежность двигателей, если в 2013-м году в Формулу 1 вернутся турбомоторы?
Джеймс Аллен: Интересный вопрос! Сначала, в конце 70-х, они не отличались надежностью, поскольку технология была новой, но если взять гонки в Ле-Мане, или американские серии типа ChampCar, то там много лет используются турбомоторы, и работают весьма надежно.