Чарли Уайтинг: "Я пытаюсь быть беспристрастным"

Имя Чарли Уайтинга чаще всего упоминают в связи со спорными или скандальными ситуациями. Он участвует в принятии решения Всемирного Совета по автоспорту, в рассмотрении гоночных инцидентов, но это лишь малая часть обязанностей.

Уайтинг – директор гонки, глава технического отдела FIA и делегат по безопасности. Перечень зон ответственности огромен, от контроля за соответствием трасс нормам безопасности до технического осмотра машин и принятия решений во время свободных заездов, квалификации или гонки.

Процедура старта, выезд машины безопасности, контроль за действиями гонщиков – этой работой занимается дирекция гонки, которую возглавляет Уайтинг. Работа сложная, к счастью Чарли – настоящий трудоголик, отдавший работе в FIA больше двадцати лет…

Вопрос: Ваша работа сродни функциям футбольного арбитра. Невозможно сделать всех счастливыми?

Чарли Уайтинг: Нет, но важно делать свою работу точно и честно. Я пытаюсь быть беспристрастным.

Вопрос: Каковы ваши обязанности?

Чарли Уайтинг: Как делегат по безопасности, я осматриваю автодром перед началом уик-энда и составляю рекомендации по дальнейшему улучшению трассы после его окончания. Как глава технического отдела FIA я слежу за соблюдением регламента – деталями занимается Джо Бауэр, но все решения проходят через меня. Я возглавляю технические рабочие группы, с 1996 года даю старт каждого Гран При, а когда Макс Мосли предложил мне стать директором гонки, занял эту должность.

Вопрос: Как вы пришли в гонки?

Чарли Уайтинг: Мы жили недалеко от Брэндс-Хэтч, в детстве я пролезал через забор, чтобы наблюдать за гонками. Я видел самый первый Гран При в Брэндс-Хэтч, в 1964-м – тогда мне было 12 лет. Позже я помогал своему брату, работая в боксах – он начинал карьеру в кроссовых гонках, а в 1971-м пришел в кольцевые. Хорошие были дни!

Вопрос: Вы работали в Hesketh до закрытия команды, а потом перешли в Brabham…

Чарли Уайтинг: Не помню, кто сделал такое предложение. Я прошел собеседование с Херби Блэшем и получил контракт в тестовой команде. Мы провели тесты в Австрии, потом кто-то ушел, и я занял его место. Сначала работал с запасной машиной, потом с машиной Лауды, в 1980-м с машиной Пике, а в 1981-м стал главным механиком.

Вопрос: Как вам работалось под руководством Берни?
Чарли Уайтинг: Всё было хорошо. Берни всегда был требовательным руководителем, он хотел, чтобы всё соответствовало его представлениям.

Вопрос: В Brabham придумали множество новинок – дозаправку, термочехлы…

Чарли Уайтинг: Дозаправки начались в Брэндс-Хэтч, в 1982-м, и стало очевидно, что при систематической замене шин нужно выезжать на прогретой резине. Тогда появились первые термочехлы, даже скорее термошкафы – ящики, похожие на шкаф для одежды, туда помешались два комплекта шин и нагревательный прибор.

Вопрос: В 1988-м команда не участвовала в гонках, и вы перешли в FIA. Что бы почувствовали, переквалифицировавшись из нарушителя в инспектора?
Чарли Уайтинг: Адаптироваться удалось не сразу, многие команды скептически относились к моей работе, они думали, что я собираю информацию для Берни, чтобы Brabham могла вернуться в чемпионат. В 1989-м команда действительно вернулась, и когда я заходил к ним в боксы, к примеру, чтобы опечатать двигатель, кто-то считал, что я оказываю помощь.

Вопрос: Вы кажетесь очень спокойным, спокойствие – необходимый элемент вашей работы?
Чарли Уайтинг: Волнение непродуктивно, я повидал многих гонщиков, которые весьма эмоционально реагировали на наши решения, и никогда не хотел поступать так же.

Вопрос: Вам удаётся ладить с гонщиками?

Чарли Уайтинг: Да, с большинством у нас хорошие отношения, но вы не можете нравиться всем. Уверен, некоторые не лучшего обо мне мнения, но здесь я ничем не могу помочь.

Вопрос: Кто из гонщиков произвёл на вас лучшее впечатление?

Чарли Уайтинг: Михаэль, Фернандо и Льюис. Дело не только в скорости и результатах, у меня привилегированное положение – я слушаю радиообмен, знаю, что они говорят командам. В своё время Михаэль был намного сильнее остальных в работе с командой на дистанции, порой это позволяло переломить ход гонки.

Вопрос: Трагический уик-энд в Имоле 1994 года для многих стал переломным моментом. Чему вас научил этот Гран При?

Чарли Уайтинг: После Имолы много было всякого, вспомним временные шиканы в Барселоне и Канаде, но тот уик-энд действительно был чёрным для Формулы 1, хотя ситуацию всегда нужно оценивать в комплексе. Та шикана в Барселоне, была очень опасна, потом, если вы вспомните, я запретил строительство временной шиканы в Индианаполисе, когда в 2005-м возникли проблемы с резиной, поскольку она могла бы обеспечить незаконное преимущество клиентам Michelin. Мы многому научились в 1994-м, эти трагедии стали причиной для реформирования мер безопасности.

Вопрос: За время, пока вы работали директором гонки, произошли два серьёзных инцидента, приведшие в гибели маршалов – в Мельбурне и Монце. Это были самые неприятные события, в которых вам приходилось принимать участие?
Чарли Уайтинг: Да. В Монце действительно не повезло. Маршал стоял один и получил удар оторвавшимся колесом. Защитные сетки были расположены по стандартной схеме, но машина взлетела на одну из них, и колесо проникло в отверстие.

Трагедия в Мельбурне была вызвана стечением обстоятельств, местные власти организовали расследование, но изучили лишь отдельные факты.

Вопрос: Формула 1 известна техническими спорами, что вы помните о скандале с доской под днищем Ferrari в Малайзии'99?
Чарли Уайтинг: Я не участвовал в обсуждении, но там всё было очевидно. Машины дисквалифицировали, они не соответствовали регламенту – Ferrari удалось использовать небольшую лазейку в правилах, но всё это уже стало частью истории.

Вопрос: Вас огорчает, когда команды используют лазейки в правилах?

Чарли Уайтинг: В последние 15 лет я написал 99% этих правил. Мы обсуждаем их на заседаниях технической рабочей группы, и команды знают, что что-то скрывать бесполезно. Схема проста – с одной стороны FIA, с другой – десяток команд, в каждой из которых сотня инженеров, которые пытаются добиться максимума. Двойной диффузор стал отличным примером их работы!

Текст: . Источник: По материалам F1Racing
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.