Техническому директору HRT F1, опытному Джефу Уиллису в этом году пришлось решать крайне сложную задачу. Команда в последний момент вышла на старт сезона, используя шасси, разработанные компанией Dallara для Campos Meta, но позади почти половина сезона – итоги проделанной работы Уиллис подвёл в интервью британскому эксперту Джо Савару…
Вопрос: Вы можете рассказать о достигнутых результатах и объяснить, какие меры были приняты для решения проблем с надёжностью, возникших в начале сезона?
Джеф Уиллис: Команда поздно приступила к работе, и первая гонка стала для нас серьёзным вызовом с точки зрения логистики – фактически, в ней мы впервые опробовали машину. После этого нужно было всё организовать, ведь прежде мы не работали вместе, тем более в Формуле 1. Я считаю, что машина оказалась достаточно надёжной, благодаря этому гонщики смогли добиться прогресса в скорости.
Большинство технических проблем были связаны с гидравликой коробки передач – это весьма сложный узел. Компания Xtrac впервые стала поставщиком всей системы трансмиссии, учитывая запрет на тесты нам пришлось искать необходимые решения на стендовых испытаниях.
В целом, я считаю, что мы соответствуем уровню других новых команд. Гонщики освоились с машиной, после нескольких Гран При мы определились с настройками и понимаем, как добиться от неё максимума по ходу гоночного уик-энда.
Вопрос: Запрет на тесты был введён ради сокращения затрат, но в столь сложном бизнесе от великого до смешного один шаг…
Джеф Уиллис: Если тесты запрещены, вы компенсируете эту потерю большим объёмом стендовых испытаний и анализа – на это уходят деньги, которые прежде расходовались на тесты. Ошибка, на мой взгляд, в том, что при попытке остановить неограниченные тесты, нужно было не запрещать работу, а найти оптимальный баланс, выделив командам фиксированное время для тестов.
В календаре есть интервалы, позволяющие, к примеру, провести тесты в Испании, в Италии, в Великобритании. С другой стороны, при более плотном календаре, в этом случае придётся вернуться к дополнительным тестовым бригадам. Если не удастся синхронизировать календарь и работу коллектива гоночных сотрудников команд для проведения тестов, задача осложнится – вероятно, понадобится несколько лет, чтобы найти решение. В рамках FOTA этот вопрос обсуждается, с технической точки зрения было бы хорошо иметь возможность проведения тестов по ходу сезона.
Вопрос: Учитывая возникшие проблемы, вы не думали о том, чтобы купить коробку передач у другой команды?
Джеф Уиллис: Мы рассматриваем различные варианты на следующий сезон. Один вопрос не вызывает сомнений – мы не планируем самостоятельно разрабатывать коробку для 2011-го, поэтому будем клиентами Xtrac или другой компании. У нас нет ресурсов, чтобы заниматься этим самостоятельно.
Вопрос: Вы используете клиентские шасси Dallara, в чём пришлось пойти на компромисс?
Джеф Уиллис: Есть два вида проблем. Первая – нужно понимать, как достигнута текущая спецификация машины, чтобы знать, как её развивать. Стоя на месте, вы откатываетесь назад. В машине много узлов, которые нуждаются в доработке для соответствия уровню Формулы 1, во многом нужно прибавить, чтобы добиться большей надёжности и повысить ресурс компонентов.
Кроме того, чтобы повысить эффективность машины, для нас важно выбирать лучшие решения, позволяющие добиться наибольшего прогресса при наименьших затратах времени и средств.
Вопрос: В каком направлении вы будете двигаться при работе в аэродинамической трубе и с программами вычислительной гидродинамики?
Джеф Уиллис: В ближайшей перспективе мы планируем арендовать время в аэродинамической трубе, совместив его с работой на компьютерах CFD. Учитывая сжатые сроки, развитие действующей машины по ходу сезона будет на 100% проходить на компьютерах – с этим связан определённый риск, но он вполне допустим, учитывая сегодняшние результаты.
Вопрос: Как вы оцениваете прогресс Каруна Чандхока и Бруно Сенны?
Джеф Уиллис: Прогресс ощутим, отставание постепенно сокращается – мы уступали темпу лидеров около 6.5%, сейчас – 4.8-5%, если говорить о квалификации. Машина за это время почти не изменилась, так что причина в гонщиках. Они эффективно сотрудничают с командой, у них хорошие рабочие отношения.
Вопрос: Вас не беспокоит возвращение в чемпионат правила 107%?
Джеф Уиллис: С технической точки зрения, ограничение должно быть ещё более жестким – не 107, а 105%, ведь команды Формулы 1 должны соответствовать определённому уровню. В текущей ситуации ограничение, скажем, в 105% было бы для нас некомфортным, но я не удивлюсь, если в будущем оно появится – такова природа Формулы 1. Двадцать лет назад результаты были гораздо менее плотными.
Вопрос: Как складывается ваше сотрудничество с Cosworth?
Джеф Уиллис: Cosworth – отличный партнёр, у нас хорошие отношения. Они поставляют конкурентоспособные моторы, очень помогли нам решить проблемы, возникшие перед началом сезона. Теперь нужно добиться прогресса в работе на стендах и калибровке двигателя – по ходу гонки мы не можем использовать его в некоторых режимах, но в целом это хорошие, надёжные моторы. Проблем с ними было очень немного, и они не повторялись, что весьма позитивно.