F1News.Ru традиционно подводит итоги выступлений российских гонщиков на международной арене. Прошедший 2019-й для большинства из них получился непростым, у нас было немало поводов как для разочарований, так и для радости.
К сожалению, тенденция с уменьшением числа российских гонщиков в формульных категориях сохраняется – многие перешли в более дешёвые и менее требовательные кузовные серии, а смена им пока не подросла. Из-за этого наш рейтинг пришлось сократить до пяти пилотов – хотя расскажем мы, как обычно, обо всех.
1. (1-й в 2018-м) Роберт Шварцман (20 лет)
Сезон | Результаты |
2019 | Формула 3: чемпион (16 гонок, 3 победы, 7 подиумов, 2 поула, 2 лучших круга) |
2018 | Toyota Racing Series: чемпион (15 гонок, 1 победа, 8 подиумов, 3 поула, 3 лучших круга) Европейский чемпионат Формулы 3: 3 место (30 гонок, 2 победы, 9 подиумов, 3 поула, 1 лучший круг) |
Молодой петербуржский пилот занимает первое место в нашем рейтинге второй год подряд, но если в 2018-м определить победителя было достаточно трудно, то на этот раз выбор оказался вполне очевидным. Роберт однозначно был самым успешным российским гонщиком в прошедшем году, даже если учитывать абсолютно все категории.
На этот раз Шварцман сосредоточился на одной серии, что определённо пошло ему на пользу. Ею стала Формула 3 – новый чемпионат FIA, унаследовавший название у одной серии, а машины и организацию у другой, что может вводить в заблуждение болельщиков, далёких от мира младших гоночных категорий. Фактически речь идёт о серии, ранее известной как GP3 (машины формально использовались новые, но на самом деле это были лишь слегка обновленные шасси GP3 с теми же моторами Mecachrome V6), но вобравшей в себя лучшие команды и лучших пилотов более несуществующего чемпионата европейской Формулы 3.
В результате получилась чрезвычайно насыщенная и очень конкурентоспособная серия, где на старт каждой гонки выходило 30 машин, за рулём практически половины из которых сидели пилоты, потенциально способные побеждать или, по крайней мере, подниматься на подиум. Безусловно, Роберту помогало то, что он выступал за сильнейшую команду, но с другой стороны, сильнейшей она стала в том числе и потому, что за неё выступали сильнейшие пилоты – помимо Шварцмана, это были Маркус Армстронг и Джехан Дарувала.
В конечном счёте, судьба титула решалась именно в противостоянии гонщиков Prema – какое-то сопротивление им пытался оказать только Юри Випс из Hitech GP. Но и на столь серьёзном фоне Роберт смотрелся блестяще – он выиграл первую же квалификацию, затем первую же гонку, и хотя борьба большую часть сезона шла очень острая, в скорости и стабильности превосходил своих напарников, что и принесло ему титул.
Этот успех обеспечил для Роберта и лучший вариант на будущий год – Шварцман перейдёт в более высокую категорию, Формулу 2, но продолжит выступать в составе Prema. В составе такой команды он имеет шансы сразу же вступить в борьбу за титул, а дополнительное внимание к нему будет приковано в связи с тем, что напарником Роберта станет Мик Шумахер, причём уже имеющий опыт выступления в этой серии.
Роберт Шварцман: «Прошедший год я бы оценил на 9 из 10. Недочёты всегда можно найти, но в целом я доволен своей работой – как с командой, так и на трассе, тем, чему я научился, какого прогресса за год я добился.
Вторая половина чемпионата получилась очень хорошей, было всего пара гонок, в которых я не поднимался на подиум. Я прибавил и в психологическом плане, что для меня было очень важно. В начале сезона я чувствовал очень большое давление, и нужно было с ним как-то справляться. Благодаря тренировкам в Ferrari и общению с окружавшими меня людьми я смог добиться прогресса в этом компоненте и затем чувствовал себя достаточно комфортно».
2. (-) Даниил Квят (25 лет)
Сезон | Результаты |
2019 | Формула 1: 13 место (21 гонка, 1 подиум, 37 очков) |
2018 | не выступал |
К возвращению Даниила Квята было приковано очень большое внимание не только в России, но и далеко за её пределами. Всем было интересно, каким россиянин вернётся в чемпионат после года работы «за кадром», на симуляторе Ferrari. И поначалу он смотрелся очень неплохо, регулярно опережая своего напарника, Александера Элбона, как в квалификациях, так и в гонках.
Это тем более радовало, что в Red Bull Racing дела у Пьера Гасли не заладились, ходило очень много слухов о его скорой отставке. В этом случае сменить француза должен был, конечно же, один из пилотов Toro Rosso, и казалось, что у Даниила Квята шансов тут намного больше. Однако у Хельмута Марко оказалось другое мнение – как позже выяснилось, вариант с Квятом он вообще не принимал во внимание.
По всей видимости, это стало сильным ударом по весьма уязвимому самолюбию Даниила, и вторая половина чемпионата получилась у него заметно хуже первой. Он регулярно проигрывал в квалификациях Гасли, хотя должен был, наоборот, иметь преимущество. В гонках дела шли лучше, но несколько раз Квят попадал в аварии на последних кругах – и виной тому всё та же психология, навязанная гонщику Марко.
В системе Red Bull создан культ агрессивного пилотирования, примером для всех служит гоночный стиль Макса Ферстаппена, и не случайно по числу заработанных штрафных баллов в чемпионате лидируют именно выходцы из этой программы. Даниил пытается соответствовать этим требованиям, что зачастую приводит к совсем не обязательным авариям. В свою очередь, эти аварии создают для Квята неважный имидж, который в дальнейшем влияет на решения стюардов. Замкнутый круг, разорвать который непросто.
В конечном счёте, год получился для Даниила не таким уж плохим, он даже смог однажды подняться на подиум – Элбону не удалось этого сделать ни в Toro Rosso, ни в Red Bull Racing. Контракт с «главной» командой на следующий год тоже достался Элбону, но это вовсе не значит, что он проведёт с командой целый сезон – если Александер не добьётся прогресса, то легко может быть переведён обратно в Toro Rosso прямо посреди сезона. Кто его сменит – вопрос открытый, так что всё в руках самого Даниила.
3. (2-й) Никита Мазепин (20 лет)
Сезон | Результаты |
2019 | Формула 2: 18 место (24 гонки, 11 очков, лучший результат - 8 место) |
2018 | GP3: 2 место (18 гонок, 4 победы, 4 подиума, 1 поул, 5 лучших кругов) |
После очень неплохого сезона в GP3 менеджмент Мазепина решил сразу же перевести его в Формулу 2. Как и следовало ожидать, для Никиты это стало непростым испытанием. Он и прежде достаточно тяжело втягивался в новые для себя чемпионаты.
Это нельзя назвать ошибкой – после вице-чемпионского титула Мазепина в GP3 и ухода практически всех сильнейших пилотов из Формулы 2 нужно было рисковать и ввязываться в бой на высшем уровне в молодёжных сериях. Но, как мы и предсказывали, борьбу за победы в чемпионате вели почти исключительно опытные гонщики, имевшие за плечами по несколько лет выступлений в этой серии, а новичкам адаптироваться было очень тяжело.
Даже с учётом этого Мазепин провёл сезон не лучшим образом, совершенно потерявшись на фоне завоевавшего титул напарника по ART Ника де Вриза. Конечно, сравнивать их напрямую не стоит – де Вризу в феврале исполнится уже 25 лет, и он проводил в Формуле 2 свой третий сезон, тогда как Никита дебютировал. Тем не менее, мы ждали хотя бы отдельных проблесков, но за весь год Мазепин так ни разу и не финишировал выше восьмого места. Причём он дважды стартовал с реверсивного поула, но в обоих случаях после этого не смог не только победить, но и вообще финишировать.
Очевидно, что в окружении Никиты этот год характеризуют словами «адаптация» и «обучение», однако в следующем году ему нужно будет сделать весьма существенный шаг вперёд. Чемпионат вновь покидает по меньшей мере вся первая тройка, но придёт несколько талантливых новичков, включая Роберта Шварцмана, конкурировать с которыми будет очень и очень тяжело.
4. (6-й) Александр Смоляр
Сезон | Результаты |
2019 | Формула Renault Euro: 3 место (20 гонок, 3 победы, 7 подиумов, 1 поул, 4 лучших круга) |
2018 | Формула Renault 2.0 Euro: 12 место (20 гонок, 57 очков, лучший результат - 4 место) Формула Renault 2.0 NEC: 17 место (10 гонок, 18 очков, лучший результат - 5 место) |
Год назад, комментируя для F1News.ru итоги неудачного сезона, Смоляр сказал, что ему удалось подготовить почву для заметного шага вперёд, и следующий сезон он начнёт более подготовленным. Похоже на дежурные слова любого пилота, но в случае Александра они оказались правдивыми: можно сказать, что своё обещание он выполнил.
В 2019-м Смоляр вновь выступал в Еврокубке Формулы Renault, и на этот раз, несмотря на высокую конкуренцию, в чемпионате не затерялся. За титул побороться не удалось – его разыграли между собой фавориты, Оскар Пиастри и Виктор Мартен. Александр же стал «лучшим из остальных», одержав три победы и уверенно завоевав третье место в личном зачёте.
Благодаря этому, а также поддержке программы SMP Racing, Смоляр ещё до конца года подписал контракт на 2020 год – он сделает очередной шаг наверх и проведёт его в Формуле 3.
Александр Смоляр для F1News.ru: «Подводя итоги 2019 года, хочу сказать, что он получился удачным. Мне есть куда расти, но я рад, что стал бронзовым призером Формулы Renault Eurocup. Жаль, что из-за технических нюансов не все гонки получились, но я надеюсь, что в грядущем году будет мне сопутствовать удача.
В 2019 году я перешёл в другую команду и легко адаптировался, хотя R-Ace GP – очень серьезный и строгий коллектив. Я легко нашёл общий язык с напарниками и сотрудниками команды и смог полностью сосредоточиться на гонках.
Самым запоминающимся этапом был Сильверстоун, где сначала дела вроде не шли, возникли технические проблемы, но мы всей командой приложили усилия и добились высокого результата – я финишировал вторым во второй гонке».
5. (4-й) Артём Маркелов (25 лет)
Сезон | Результаты |
2019 | Японская SuperFormula: 21 место (5 гонок, 0 очков, 1 лучший круг, лучший результат - 10 место) Формула 2: 16 место (6 гонок, 16 очков, лучший результат - 4 место) |
2018 | Формула 2: 5 место (24 гонки, 3 победы, 4 подиума, 2 лучших круга) |
Положа руку на сердце, сезон 2019 года получился для Артёма крайне неудачным. После нескольких небезуспешных лет в GP2/Формуле 2 Маркелов, наконец, решился на большие перемены, однако выбор японской серии Super Formula и в особенности команды Team LeMans оказался неверным.
Некогда эта команда, существующая с 1967 года, добивалась больших успехов на национальном уровне – в частности, именно в её составе в 1996 году стал чемпионом Формулы Nippon, как тогда называлась эта серия, Ральф Шумахер. Однако с тех пор многое изменилось, и в новом тысячелетии больших успехов у Team LeMans не было.
В итоге ни Казуя Ошима, ни Маркелов, ни сменивший его на двух последних этапах Юичи Накаяма больших результатов добиться так и не смогли. Исключением стало лишь третье место Ошимы на трассе Autopolis, но гонка получилась очень хаотичной, и результат в ней зависел больше от удачи, нежели от скорости. Кроме этого Ошима заработал очки лишь однажды. Ни Маркелову, ни Накаяме сделать этого так и не удалось.
Помимо прочего, Артёму никак не удавалось найти с командой общий язык. В итоге, после пяти беспросветных гонок Маркелов предпочёл завершить выступления в этой серии и вернуться в Европу. Добавил ситуации иронии тот факт, что именно в последней гонке Артём добился своего единственного достижения в серии, показав в гонке лучший круг.
Впрочем, нельзя сказать, что концовка сезона в Формуле 2 сложилась для Маркелова удачнее. Сев за руль машины Arden на двух последних этапах, россиянин быстро вернул свою скорость, однако в трёх (!) из четырёх гонок его подвела коробка передач. Таким образом, единственным светлым пятном этого сезона стало для Артёма выступление в Монако в составе MP Motorsport, где он заработал очки в обеих гонках.
Ещё одна хорошая новость – Артёму удалось подписать контракт на следующий год в его любимой серии, Формуле 2, с HWA Racelab. Артём самый опытный пилот этой серии, так что неизбежно будет считаться фаворитом, наряду с Миком Шумахером и Робертом Шварцманом. Похоже, нас ждёт очень интересное противостояние, но что, быть может, ещё более важно – у нас вновь будет шанс насладиться великолепной борьбой на трассе в исполнении главного специалиста по обгонам.
Матевос Исаакян (21 год)
Карьера некогда подававшего большие надежды Исаакяна в последнее время пошла на спад, и был большой риск, что этот сезон Матевос вынужден будет пропустить целиком. Однако в конце года шанс выступить в большой европейской серии всё же появился – он получил приглашение дебютировать в Формуле 2.
Правда, как и в случае с Маркеловым, к этому привели печальные события. Артём сменил в Arden погибшего Антуана Юбера, а Матевос сел за руль машины Sauber Junior Team by Charouz вместо получившего тяжёлые травмы в той же аварии Хуана-Мануэля Корреа.
Безусловно, Исаакян оказался в более сложной ситуации, чем Маркелов, так как в отличие от Артёма, никогда прежде не выступал в Формуле 2. Ему предстояло дебютировать в новой для него серии в конце сезона, когда остальные гонщики уже хорошо адаптировались к машине. Тем не менее, обе квалификации Матевос заканчивал прямо позади Артёма. В гонках, правда, недостаток опыта явно сказывался – шины Pirelli в Формуле 2 ведут себя достаточно специфически, приспособиться к ним очень нелегко.
В целом, учитывая обстоятельства, Исаакян справился не так уж плохо, однако его будущее по-прежнему под большим вопросом. Идеальным вариантом было бы остаться в Формуле 2, но в Charouz мест уже нет. Не имея серьёзной финансовой поддержки найти вакансию на 2020 год будет сложно, однако два года назад Матевос очень неплохо выглядел в Формуле V8 3.5, и если контракт подписать удастся, карьера Исаакяна вполне может обрести второе дыхание.
Артём Лобаненко (19 лет), Иван Носов (19 лет), Ирина Сидоркова (16 лет)
В прошедшем году в различных чемпионатах Формулы 4, исключая de facto российский SMP F4, выступали шестеро россиян. Трое из них – в испанском чемпионате, и все за команду Drivex School.
Самым опытным из них оказался Артём Лобаненко, уже выступавший в Формуле 4 (в чемпионате SMP) в прошлом году. Неудивительно, что Артёму удалось добиться наибольших успехов – он дважды поднимался на подиум, и если бы не откровенно неудачная концовка сезона, мог побороться даже за пятое место в личном зачёте. Тем не менее, выступление нельзя назвать удачным – от 19-летнего гонщика, проводящего второй сезон в Формуле 4, стоит ждать борьбы за победы, а не разовые попадания на подиум.
Муромчанин Иван Носов хорошо известен российским любителям картинга, а теперь дебютировал в формулах. Начало получилось для Ивана очень сложным, но к середине чемпионата он «вкатился», начал регулярно опережать Лобаненко и стабильно зарабатывать очки. Правда, выше пятого места в гонке подняться так и не удалось. В конечном счёте, хотя этот сезон и был дебютным, прошедший год Иван также вряд ли может записать себе в актив.
Наибольшее внимание, пожалуй, было приковано к первой российской девушке, выступавшей в серьёзной европейской серии – Ирине Сидорковой. С самого начала было ясно, что у Ирины просто недостаточно опыта, чтобы сражаться за победы в этой серии, однако такая цель перед ней и не стояла.
Главной задачей Сидорковой было учиться, набираться опыта – и по возможности опережать двух других девушек, Белен Гарсиа и Нереа Марти. К сожалению, уже на первом этапе сезона произошёл совершенно нелепый инцидент, когда организаторы по ходу второй гонки оштрафовали практически весь пелотон, кроме Гарсиа и Марти, в результате чего они заняли первое и второе место, хотя фактически ехали последними. Отыграть такой задел по очкам у Сидорковой шансов не было, хотя в скорости она им не уступала.
Чемпионат Сидоркова не закончила, пропустив последний этап. Но хотя формально цели оказались не выполнены, в действительности Ирина в этом сезоне добилась главного успеха в своей карьере – прошла отбор в женский чемпионат W series, где проведёт следующий сезон. Это действительно большое достижение – Ирина станет первой гонщицей, которой позволили участвовать в этом чемпионате в 16 лет.
Все трое выступали и в чемпионате SMP F4, пропустив лишь один этап, на «Смоленском кольце», пересекавшийся с испанским календарём. Именно из-за этого пропуска Лобаненко в итоге не удалось завоевать титул – он уступил Павлу Буланцеву 30 очков, при том что на этапе в Смоленске Павел заработал 45 очков. Впрочем, всё это лишь подчёркивает низкий уровень конкуренции в российском чемпионате.
Михаэль Белов (18 лет), Иван Берец (18 лет), Владислав Ломко (15 лет)
Из трёх оставшихся российских гонщиков, выступавших в прошедшем году в Формуле 4, двое, Михаэль (это настоящее имя пилота) Белов и Иван Берец, выбрали немецкий и итальянский чемпионаты, и один, Владислав Ломко – французский.
Наиболее насыщенной программа выступлений была у Михаэля Белова – он провёл полный сезон в итальянском чемпионате и пропустил один этап в немецком. В итальянской Формуле 4 Михаэль выглядел очень сильно, семь раз поднимался на подиум и занял четвёртое место в личном зачёте. Правда, сезон нельзя назвать дебютным – за плечами у Белова два года выступлений в SMP F4, и в прошлом году он стал вице-чемпионом и лучшим из россиян.
В немецком чемпионате, где конкуренция более высокая, дела у Михаэля шли не так гладко, однако на последнем этапе ему удалось выиграть гонку, что стало его главным достижением в прошедшем году. В целом Михаэлю ещё многому надо научиться, но начало получилось неплохим. В этом сезоне Белов превратился в одного из основных пилотов SMP Racing на своём уровне, так что перспективы перед ним открываются отличные.
Бывший конкурент Белова по SMP F4 Иван Берец также отправился в итальянский чемпионат, но для него сезон сложился гораздо сложнее. За весь год ему всего пять раз удалось попасть в очки, и в личном зачёте он оказался только 15-м. В защиту Ивана нужно сказать, что он выступал за далеко не самую сильную команду чемпионата, DRZ Benelli, и оказался её лидером.
В немецком чемпионате Берец проехал один этап, на Red Bull Ring, и он сложился для него очень неудачно. Два схода и одно 14-е место – не самый лучший итог даже с учётом того, что Берец в любом случае выступал там вне зачёта и не претендовал на очки. Причина, впрочем, та же – Иван и здесь сотрудничал с DRZ Benelli. Было бы интересно взглянуть на результаты Ивана в другой команде, однако пока его будущее под вопросом.
Владислав Ломко – достаточно успешный российский картингист, и в этом году он сделал лишь первые шаги в большом автоспорте. Собственно, 15 лет ему исполнилось лишь несколько дней назад, так что дебютировал он во второй половине года во французской Формуле 4 после кратких тестов в итальянской серии 14-летним юниором.
Влад выступал вне зачёта, но, тем не менее, в шести проведённых гонках трижды финишировал в первой десятке. Для столь юного возраста это очень неплохой результат, так что если петербуржец продолжит свои выступления, может стать одним из самых многообещающих молодых российских пилотов.
Никита Ласточкин (29 лет), Артём Петров (19 лет)
Как и прежде, мы с интересом следим за карьерами российских гонщиков за океаном, в серии Indy Pro 2000, ранее известной как Pro Mazda. На этот раз таких гонщиков два. Правда, один из них, Артём Петров, выступать в США изначально не собирался, так как подписал контракт с Jenzer Motorsport в Формуле 3. Однако гонщика подвели спонсоры, в результате чего он проехал только один этап.
Лишь в конце августа Артёму удалось прервать свой вынужденный отпуск, сев за руль машины RP Motorsport Racing в Indy Pro 2000. Петров проехал пять гонок, дважды финишировав пятым – неплохо для пилота, севшего за руль незнакомой машины практически без тестов, хотя в то же время не стоит забывать, что его напарник, Кайл Кирквуд, почти все эти гонки выиграл (и стал чемпионом).
В отличие от Артёма, у Никиты Ласточкина большой опыт выступлений в этом чемпионате, но сезон в составе Exclusive Autosport получился для него неоднозначным. И хотя он дважды финишировал в шаге от подиума, сделать этот шаг ему так и не удалось. По итогам чемпионата он оказался шестым из примерно 12-ти пилотов, которые провели более или менее полноценный сезон, и теперь намерен двигаться дальше – в 2020-м Никита дебютирует в Indy Lights.
Никита Ласточкин для F1News.ru: «Сезон 2019 года я провёл за новую команду, и хотя почти на каждом этапе темп был достаточно хорошим, в целом за год случилось слишком много сходов из-за технических проблем. Примерно в шести гонках машина сошла с дистанции либо финишировала с поломками, это без учета проблем в квалификациях и на тренировках.
К сожалению, за два года серия Indy Pro не намного улучшила программу по двигателям, и я рад, что теперь эта категория для меня останется в прошлом. Следующий год я проведу в Indy Lights. Команда Exclusive Autosport решила перейти на эту ступень, и благодаря этому у меня появилась возможность там оказаться.
Первые официальные тесты в Себринге прошли отлично, мы закончили день в 0,02 секунды от первого места, что придаёт уверенности перед уходом на зимний перерыв. Надеюсь, всё получится. Я с нетерпением жду первого этапа сезона в Сент-Питерсберге».