Хироши Ясукава: Воспоминания о жизни и гонках

Нынешний директор гоночных программ Bridgestone Хироши Ясукава работает в компании с момента окончания института. В молодости он сам выступал в соревнованиях, потому быстро понял, как много может принести шинникам собственная программа участия в гонках. В своих воспоминаниях, подготовленных пресс-службой компании, Ясукава рассказывает о детстве, юности и создании Bridgestone Motorsport...

Хироши Ясукава: «В 1962 году мне было 12 лет, и я впервые в жизни своими глазами увидел гонки – это был мотоциклетный Гран При Японии, в котором участвовали звезды тех лет. Помню, как я с восторгом наблюдал за Джимом Редманом, Томми Роббои и Энстом Дегнером – и именно тогда сам захотел стать гонщиком, выступать на мотоцикле или автомобиле.

В старших классах я занимался велоспортом и работал в известном магазине по продаже велосипедов. Мы получали детали из разных стран, так что я многое узнал о нашем мире и захотел посетить страны за пределами Японии.

В 16 лет я получил водительские права – они позволяли управлять машинами, объем мотора которых не превышает 360 куб.см. В то время такие были популярны, и отец купил мне маленькую Honda. Я постоянно катался на ней и за год накрутил 40 000 километров! В ту пору японские дороги были не самого лучшего качества, но мне хотелось только ездить, ездить, ездить.

Я начал участвовать в любительских соревнованиях по водительскому мастерству – и в 1969 году стал чемпионом страны. Это было очень здорово – в классе до 500 куб.см. выступали самые разные машины, от обычных седанчиков до «формул». Но в то время безопасность таких заездов была далека от нынешнего уровня. Я потерял в авариях нескольких друзей.

Тогда же мне пришла в голову мысль стать профессиональным пилотом. Отец сказал: «если так, тебе надо уезжать из Японии», и в 20-летнем возрасте я отправился в США. Билеты на корабль были только в каюту первого класса – так что двухнедельную поездку я до сих пор вспоминаю, как один из лучших моментов в жизни. Изначально я планировал провести в Америке два месяца, но в итоге пробыл там шесть, и за это время случилось немало интересного.

Мне предстояло принять решение, чем заниматься после университета. Хотелось работать в компании, связанной с автомобильной промышленностью, потому в 1972 году я пришел в Bridgestone. Однако перспективы гоночной деятельности поначалу выглядели не слишком здорово. Доллар, стоивший в ту пору 360 иен, внезапно упал до 308, и наши доходы от экспорта заметно сократились.

Затем и вовсе начался экономический кризис, вдобавок, в 1972-м я потерял двух друзей, попавших в аварию во время гонки на Фудзи. Все это привело к тому, что Bridgestone на время полностью свернул все гоночные программы. Три года я провел в департаменте маркетинга, а также работал над более широкими шинами, которые тогда стали входить в моду с появлением литых дисков.

В 1976 годы в Bridgestone решили возобновить участие в гонках, и я переключился на эту программу. Мы снабжали шинами небольшие команды, участвовавшие в Гран При Японии Формулы 1 в 1976 и 1977 годах. Тогда наше гоночное подразделение было совсем маленьким – я, представитель менеджмента и пожилой инженер.

Изначально люди из маркетингового отдела хотели поддержать гонку 1976 года лишь в качестве спонсоров, но я не согласился с ними, сказав, что также мы обязательно должны сделать шины для этой гонки. Это было непросто – нашу группу сформировали в июле, а этап был намечен на ноябрь. Но мои аргументы сработали, и мы начали готовить резину для Гран При.

На самом деле, к тому времени мы уже вели эти работы, и хотя нашими клиентами были лишь небольшие команды, японский гонщик Хошино пробился под проливным дождем на третье место. Мы привезли с собой много резины, однако у команды, за которую ехал Хошино, просто не было достаточного количества дисков, чтобы смонтировать шины для разной погоды. Несмотря на это, наш старт получился очень сильным.

В 1977 году мы вновь принимали участие в Гран При, но Ferrari Вильнева вылетела с трассы, убив двух человек – потому больше гонки не проводились вплоть до 1987 года, и мы не были представлены в Формуле 1.

Когда Bridgestone Motorsport только создавалась, отец пилота Агури Сузуки дал мне очень полезный совет. Он сказал: «Хироши, лучше всего, если вы займетесь производством картинговой резины: если детишки будут выступать на Bridgestone, то они запомнят эту марку, и будут покупать такие шины и после того, как вырастут». Кстати, того же принципа придерживался и основатель нашей компании господин Ишибаши, когда налаживал выпуск детских велосипедов.

Потому в руководстве Bridgestone быстро одобрили нашу идею – и мы начали делать резину для картинга. В 1977 году на трассе Суго прошел первый картинговый Кубок мира – именно там я впервые встретил Айртона Сенну. Тогда он использовал продукцию Dunlop, но у нас быстро установились очень хорошие отношения, и в итоге он перешел на Bridgestone.

Сенна был фантастическим пилотом. В ту пору ему исполнилось всего 16 или 17 лет, и он приехал из Сан-Паулу, взяв из вещей только карт. Он не знал японского, а мои земляки далеко не всегда понимали английский, так что общение между нами было весьма затруднительным.

Его влияние, впрочем, было очень велико. Тогда все спортсмены гонялись в одноцветных шлемах и одинаковых черных комбинезонах, тогда как машина Айртона выглядела очень эффектно, а на старт он выходил в ярко-жёлтом шлеме. Мы все обратили на него внимание – было очевидно, что это особенный талант.

Тем временем наш гоночный департамент рос, мы производили шины для многих классов, хотя преимущественно японских, вроде Формулы 2000 или Grand Championship Series, где выступали спорткары. Мы применяли диагональные гоночные шины – и главной задачей для нас стал переход на радиальную технологию…»

Мы продолжим публикацию воспоминаний Хироши Ясукавы в скором будущем.

Текст: . Источник: пресс-служба Bridgestone
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.