Известный британский журналист и гоночный аналитик Адам Купер рассуждает о том, что стоит за успехом Lotus Renault GP в Альберт-парке и почему Виталию Петрову, завоевавшему на первом этапе сезона подиум,не удавалось добиваться столь ярких результатов в прошлом сезоне...
Адам Купер: «После Гран При Австралии было немало разговоров о том, что третье место Виталия Петрова стало большой неожиданностью. Россиянин и его команда отлично провели уик-энд, и хотя всех крайне интересовало, «чего бы на такой машине смог добиться Роберт Кубица», гонка показала, что Петров сейчас гораздо сильнее, чем всего год назад.
Он не только стал более опытным, но и использовал изменившуюся ситуацию, чтобы в условиях вынужденного отсутствия Кубицы заявить о себе. Кроме того, его результат помог Renault оправдать выбор необычного решения выхлопной системы. У остальных были проблемы с этой новинкой, тогда как на R31 она работала без видимых сложностей.
Уже на тестах машина демонстрировала высокую скорость, но очень немногие до начала уик-энда ожидали, что она позволит побороться за подиум. Однако Петров в честной борьбе показал шестой квалификационный результат, а благодаря отличному старту обошел Дженсона Баттона и Фернандо Алонсо, уже в самом начале гонки оказавшись на отличной позиции. Поскольку Фелипе Масса сдерживал Баттона, россиянин оторвался от этой пары, а затем обошел Марка Уэббера в споре за нижнюю ступень пьедестала.
«Нам немного повезло, что Фернандо провалил старт, – рассказал главный инженер Renault Алан Пермейн. – Думаю, он был чуть быстрее, но мы переиграли соперников тактически и удержались впереди.
Здорово, что удалось опередить Уэббера. На середине дистанции у меня промелькнула мысль – «а ведь мы можем сделать это» – потому что на машине Марка сильно изнашивалась резина, тогда как у нас ситуация выглядела лучше, Виталий показывал высокую скорость и следил при этом за состоянием шин. В итоге, думаю, все сложилось просто замечательно, мы завоевали подиум».
Это ещё один пример эффективных действий командного мостика Renault, где работали люди, не так давно выигрывавшие гонки и титулы. Приверженность тактике двух пит-стопов позволила опередить Уэббера и Алонсо, которые останавливались по три раза. Фактически, у Петрова просто не осталось достаточного количества мягких шин, потому два пит-стопа были предпочтительным вариантом.
«Мы планировали провести гонку с двумя остановками, одной из причин стала поврежденная на торможении в квалификации шина, – объясняет Пермейн. – По большому счету, её можно было выбросить. Но именно на ней было показано лучшее время, потому её нужно было использовать на старте.
Эта шина использовалась на протяжении трёх кругов, и FIA разрешила нам заменить её на другую, проехавшую пять кругов. Это означало, что мы, по сути, лишились одного комплекта резины.
Нужно было выбирать между двумя и тремя пит-стопами – сделать это было непросто. Обычно в таких случаях лучше выбирать два – в теории три могут дать преимущество, если пилот находится в идеальных условиях на чистой трассе, однако в реальности он ведет борьбу в трафике, и во время визитов в боксы возможны ошибки. Так что мы запланировали две остановки, а в случае непредвиденного развития событий могли дополнительно сделать еще одну. Но резина изнашивалась довольно медленно – явно медленнее, чем у Уэббера, и не так быстро, как у многих других пилотов».
Технический директор Джеймс Эллисон, который принимал окончательное решение по вопросу об инновационной выхлопной системе, также остался доволен стартом сезона.
«Я невероятно рад за всех нас, – сказал он. – Людям со стороны очень непросто объяснить, насколько сложно подготовить новую машину к старту сезона, а в этот раз процесс создания вышел особенно трудным. Так что мы получили замечательную награду за труды. Виталий выступил блестяще, он действительно прибавил и отлично выполнил свою работу.
В пятницу протоколы выглядели вполне обычно, но мы были уверены, что с машиной все в порядке. В субботу утром ситуация изменилась к лучшему, а в квалификации Виталий прибавил, после чего безупречно провел гонку. Ему удался первоклассный старт, а на протяжении всей дистанции он поддерживал максимальный темп, который позволяла машина – для нас всё сработало наилучшим образом.
Уже на первом отрезке гонки, когда износ шин был вполне приемлемым, стало ясно, что мы можем рассчитывать на два пит-стопа. Далеко не у всех картина выглядела столь хорошо – в этом отношении мы оказались в числе лучших, и это приятно. Мы ожидали более быстрого износа, чем получилось на самом деле».
Нет сомнений, что вопрос взаимодействия шасси и резины будет играть в этом сезоне решающую роль.
«Представители Pirelli демонстрировали нам сравнительный износ шин – наших и средний по командам. И мы можем быть вполне довольны увиденным. Это не открывает полную картину, но дает понимание того, где мы находимся.
В Австралии нагрузка на шины оказалась не столь высока. Думаю, всё было сделано верно, но далеко не на каждой трассе картина окажется такой же, сомнений в этом нет. Тактика двух пит-стопов была верной, её использовали все пилоты первой тройки. Кто-то останавливался три раза, кто-то один, но этот вариант оправдал себя. Не думаю, что кто-то собирался останавливаться четыре или пять раз».
Еще один позитивный для Renault итог первого этапа – надёжность. Хотя у Ника Хайдфельда и возникли неполадки по ходу квалификации, обе машины без проблем добрались до финиша, несмотря на то, что немцу пришлось двигаться к клетчатому флагу с поврежденными элементами обвеса. При этом сложная выхлопная система функционировала наилучшим образом.
«Должен сказать, что именно из-за неё мы волновались сильнее всего, – рассказывает Пермейн. – Но система работала отлично – именно так, как и должна была. По ходу тестов однажды обломилась одна из трубок – это произошло во время ресурсных испытаний. Но гораздо больше проблем зимой нам доставляли утечки воды и изготовление заглушек для радиаторов».
Примечательно, что выхлопная система делает свое дело. Это станет более очевидно на трассах с быстрыми поворотами, хотя и Мельбурн стал хорошей иллюстрацией.
«Эта конструкция была выбрана для увеличения прижимной силы, – объясняет Эллисон. – В Австралии она весьма важна, хотя с первого взгляда может показаться, что это не так. Здесь высокий уровень сцепления, не так много среднескоростных поворотов и большую роль играет аэродинамика. О том, насколько успешно работает выхлопная система, мы окончательно узнаем после нескольких гонок».
При этом в Renault не сидят, сложа руки – можно ожидать, что уже в Малайзии на машине появятся новые элементы. Объясняет Алан Пермейн: «К следующей гонке мы сделаем большой шаг вперед. Новое переднее крыло и новое заднее. Диффузор останется прежним, но будет модернизирован. Этот же вариант шасси будет использован в Китае, а к европейским гонкам мы готовим серьезное обновление. Работа в аэродинамической трубе продолжается».
Ясно, что с технической стороны позиции команды весьма сильны. Другой важный фактор уравнения находится за рулем, и в Австралии Петров превзошел, как минимум, ожидания тех, кто не связан с командой. Несмотря на присутствие Хайдфельда, он выглядит более предпочтительно в споре за роль лидера. При этом важно, что россиянин с самого начала обозначил свои претензии.
«Виталий работает просто здорово, – говорит Пермейн. – Он стал намного хладнокровнее и лучше разбирается в сути вопроса. Это позволяет говорить о нём хорошие слова, а картина постепенно начинает складываться. Он здорово пилотирует и хорошо работает как за рулем, так и в боксах».
По мнению Эллисона, в прошлом году россиянину часто не везло. Он никогда не садился за руль машины Ф1 до презентации Renault 2010 года, а на зимних тестах условия были не самыми благоприятными.
«Люди часто забывают, что он лишь в прошлом году впервые попробовал свои силы на машине Формулы 1, - говорит технический директор Renault. – На предсезонных заездах обстоятельства сложились против него, оставив всего несколько тестовых дней. У нас были проблемы с надежностью, которые усугубила плохая погода.
До первой гонки он не проехал почти ничего, после чего провел целый сезон, выступая на трассах, где никогда не бывал прежде. Надо признать, что когда он оказывался на знакомом автодроме – это сразу отражалось на результатах.
Люди недооценивают сложность нашего спорта. Ни имея возможности тренироваться вне гоночных уик-эндов, пилоты вынуждены решать непростую задачу. При этом Виталий периодически демонстрировал скорость, способную вызвать зависть у других команд, и, думаю, будет делать это снова и снова.
Уверенность, которую придает проведенный сезон, в сочетании с большим количеством времени за рулем и знанием трасс означают, что мы ожидаем от Виталия повторения его лучших прошлогодних выступлений. Ему вполне по силам выступать на одном уровне с лучшими гонщиками. Второй сезон только начинается, он позволит нам в большинстве гонок увидеть Виталия с лучшей стороны».
Гонка в Мельбурне вновь продемонстрировала, что молодой пилот никого не боится.
«Он равнодушен к громким именам. Вспомните его поединки с Льюисом в Малайзии, с Уэббером и Шумахером в Китае, борьбу с Алонсо в последней гонке сезона, когда он сдерживал того круг за кругом. Виталий ведет гонку со спокойной головой, сохраняя хладнокровие в условиях прессинга. Я бы сказал, что такая флегматичность и непробиваемость – это очень сильные качества».
В Австралии Петрову удалось переиграть Хайдфельда, но было бы глупо списывать немецкого ветерана со счетов – он легко может продемонстрировать свой фирменный стиль в дождевых гонках в Малайзии или Китае. В Мельбурне он оказался на плохой стартовой позиции не по собственной вине, а если бы его машина не получила повреждения уже на первом круге – наверняка смог бы пробиться в первую десятку.
«Квалификация стала для него бедствием, – говорит Пермейн. – А в гонке правого бокового понтона фактически не было, только с точки зрения прижимной силы потеря составляла полторы секунды на круге, кроме того, серьезно нарушился баланс. Фактически, после первого круга гонка для него закончилась».
Хотя Хайдфельд присоединился к команде после первых тестов в Валенсии, команда по-прежнему испытывает сложности из-за поздней замены гонщика, так как вся тестовая программа была построена с прицелом на Роберта Кубицу.
«Замена пилота по ходу тестов никогда не идёт на пользу, – считает Пермейн. – Уверен, с Робертом мы продвинулись бы гораздо дальше. Я не говорю, что Ник не в состоянии сделать это, но ему пришлось осваиваться и набирать скорость. Чтобы почувствовать себя комфортно, потребовалось какое-то время».