Как это работает: Виртуальный автомобиль безопасности

Руководитель технического департамента Williams Пэт Симондс рассказал о режиме виртуального автомобиля безопасности, который был реализован на практике в 2015 году…

Пэт Симондс: «Автомобиль безопасности появился в регламенте в 1993-м, позволив дирекции гонки лучше контролировать ситуацию во время инцидентов, прежде приводивших к остановке гонки, если ситуация была опасной для маршалов или пилотов. Потом правила эволюционировали, но одна проблема оставалась – требовалось время, чтобы автомобиль выехал на трассу, да и гонщики не всегда сразу реагировали на его появление.

После прошлогоднего трагического инцидента с Жюлем Бьянки в Сузуке, была реализована новая система – виртуальный автомобиль безопасности (VSC). О том, насколько быстро развиваются технологии в Формуле 1, говорит тот факт, что первые испытания виртуального автомобиля безопасности прошли всего через 26 дней после инцидента с Бьянки.

Когда на трассу выезжает физический автомобиль безопасности, гонщики должны придерживаться скорости, которую задает его водитель. По четвергам накануне Гран При на каждой трассе водитель автомобиля безопасности проводит тренировки, чтобы определить оптимальное время прохождения круга, но может дополнительно снижать скорость в случае дождя или возникновения такой необходимости в районе инцидента.

Виртуальный автомобиль безопасности сразу обеспечивает движение гонщиков с заранее заданной скоростью, что позволяет остановить борьбу значительно быстрее по сравнению с реальным автомобилем безопасности.

Решение о том, активировать ли режим VSC или выпускать на трассу реальный автомобиль, принимает гоночный директор Чарли Уайтинг. Он находится на постоянной связи с постами маршалов и с командами. У него есть картинки с разных камер. На каждом автодроме установлены камеры наблюдения, изображение с которых не показывают в телетрансляциях. Учитывая эту информацию и данные с датчиков GPS, он может контролировать положение каждой машины. Если происходит инцидент, Уайтинг быстро принимает решение, контролируя ситуацию.

Есть несколько способов проинформировать пилотов о режиме VSC. На постах маршалов есть дисплей с индикацией VSC. Кроме того, инженер сообщает гонщику о решениях дирекции гонки, которые он видит на мониторах, хотя в этом случае информация может быть передана с опозданием, но раньше пилот увидит предупреждение на дисплее руля – загорятся буквы VSC.

В такой ситуации пилот должен снизить скорость и пилотировать машину в рамках заданных параметров. Перед гонкой в машину загружаются две программы с параметрами VSC – для сухой и мокрой трассы. В соответствии с условиями, одна из них будет выбрана автоматически. В сущности, эти программы скорее учитывают время на секторе, чем скорость движения относительно позиции машины на трассе. В результате пилоты могут обеспечить эффективную работу силовой установки и батареи, поддерживать оптимальную температуру тормозов и шин, чтобы быть готовым к рестарту.

После того, как на руле загорелись буквы VSC, гонщик должен внимательно отслеживать и придерживаться разницы во времени, которая увеличивается или уменьшается, если он отклоняется от параметров заданной программы. Однако если бы дисплей на руле был единственным способом контроля корректной скорости, пилот смотрел бы только на него, и ему было бы сложнее оценивать ситуацию на трассе, поэтому сигнал VSC дублируется в наушниках. Частота сигнала возрастает, если разница приближается к нулю, и уменьшается, если она остаётся положительной. Сигнал полностью исчезает, если разница с заданным временем более секунды или пилот заезжает на пит-лейн.

Когда режим виртуального автомобиля безопасности завершается, пилот слышит два высоких звуковых сигнала. Первый, продолжительный, означает, что режим VSC близок к завершению. Этот сигнал готовит гонщиков к рестарту. Примерно через 10-15 секунд звучит второй сигнал, означающий отмену режима VSC – и пилот может атаковать в полную силу.

После виртуального автомобиля безопасности, на трассу может выехать реальный. В этом сезоне так было в Монако, Венгрии и Остине. Подобные ситуации демонстрируют фундаментальные отличия этих двух решений.

В режиме VSC все машины снижают скорость, но отрывы между ними сохраняются, а пит-стоп можно провести с минимальными тактическими потерями. Когда выезжает реальный автомобиль безопасности, машины выстраиваются позади него. Именно на этом попались в Mercedes в Монако, что стоило Льюису Хэмилтону потери победы в гонке».


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.