Участники: Пол Монаган (Red Bull Racing), Мониша Кальтенборн (Sauber), Франц Тост (Toro Rosso), Грэм Лоудон (Manor), Федерико Гастальди (Lotus)
Вопрос: Вопрос ко всем. В FIA объявили тендер на поставку доступных моторов для чемпионата – что вы думаете об этой идее?
Франц Тост: Идея неплохая. Мы, в Toro Rosso, её поддержим, поскольку хотим получить эти новые моторы или, по крайней мере, иметь возможность выбора. Нынешние силовые установки стоят уйму денег, а с новым предложением мы получим большую гибкость, да и звук станет другим. Думаю, большинству участников и зрителей хочется лучшего звучания, а в остальном – посмотрим.
Вопрос: Мониша?
Мониша Кальтенборн: Всем известно, что в последние годы стоимость моторов была ключевым фактором серьезного роста расходов. Мы покупаем силовые установки, хотим, чтобы их цена стала ниже и уверены, что возможности для этого есть. Но если говорить о предложенной альтернативе, мы оцениваем её скептически – судя по опыту других гоночных серий, очень трудно иметь в одном чемпионате несколько версий моторов. Это не работало в прошлом, и сейчас с этим сопряжено немало сложностей.
Кроме того, альтернативные моторы не должны уступать нынешним силовым установкам, чего добиться крайне непросто. Наконец, мы должны идти в ногу со временем: нравятся вам гибридные технологии или нет – это потребность рынка. Нужно учитывать запросы производителей, и я уверена, что имиджу Формулы 1 повредит уход от гибридных технологий, ведь это идет вразрез с логикой бизнеса. Нам следует постараться снизить стоимость двигателей – это вполне реальная цель.
Вопрос: Федерико?
Федерико Гастальди: Согласен с Францем и Монишей. С позиции Lotus спорту пойдет на пользу появление альтернативных моторов. Опять же, как заметила Мониша, крайне важно снизить цены – мы выступаем в роли покупателей. Нужно двигаться в этом направлении и снижать стоимость настолько, насколько это возможно, чтобы все участники были более конкурентоспособны.
Вопрос: Грэм?
Грэм Лоудон: Франц отлично описал ситуацию. Мы должны приветствовать все меры, призванные сделать спорт более устойчивым и дающие командам больший контроль над своими возможностями. Ни одна из представленных здесь команд не производит моторы, и не может полностью повлиять на свою позицию в Кубке конструкторов.
У нас нет отдельного зачета для поставщиков моторов, но силовые установки слишком сильно влияют на результаты. Если у вас превосходный двигатель, вы в замечательном положении, но найдутся и те, у кого дела обстоят с точностью до наоборот. В идеале хотелось бы видеть равную борьбу с участием всех команд.
Вопрос: Пол?
Пол Монаган: Отвечу прямо: Red Bull поддержит эту инициативу из чисто ценовых соображений.
Вопрос: Грэм, недавно вы и Джон Бут объявили о предстоящей отставке. Прошлой зимой вы спасли команду от банкротства, недавно обеспечили ей двигатели Mercedes – почему решили уйти именно сейчас?
Грэм Лоудон: Этап в Абу Даби станет моей последней гонкой с этой командой, но вместо того, чтобы говорить о причинах, я предпочел бы сосредоточиться на том, что ключевой задачей на этот сезон было гарантировать команде будущее.
Год назад нам пришлось досрочно завершить сезон, мы не приехали на заключительный этап в Абу Даби, и в дальнейшем нам потребовалось проделать огромную работу, проявив подлинную преданность спорту. Ход событий точно задокументирован: 7 ноября 2014 все сотрудники получили уведомления об увольнении, и в тот момент ситуация выглядела очень угнетающе.
Но команда Формулы 1 – очень ценная сущность, ради сохранения которой стоит прилагать усилия. Мы получили огромную поддержку, и сейчас у меня, пожалуй, единственная возможность сказать спасибо всем, кто пришел тогда на выручку. В течение ноября-января нам очень помогали Берни Экклстоун и Жан Тодт – все представители руководства спорта и держателя коммерческих прав оказывали конструктивную поддержку, без которой команда вряд ли бы продолжила существование. Содействие со стороны Ferrari – они не только оперативно предоставили моторы, но нам с самой первой гонки очень помог лично Джеймс Эллисон. У него была важная задача внутри самой Ferrari – удостовериться в том, что их команда достаточно конкурентоспособна, но и мы получили от него неоценимую поддержку.
Наконец, наш коллектив – требовалось как можно быстрее заново сформировать штат, и это не случилось бы, если бы нам не удалось вернуть тех, кто был в команде в предыдущие годы. В общем, требовалось совпадение множества факторов. Да, нынешний сезон выдался очень непростым, но это вторично – главное то, что команда продолжает выступать.
Вопрос: Федерико, не могли бы вы рассказать, как обстоят дела с покупкой команды концерном Renault? В Энстоуне уже появились сотрудники Renault? Когда вы рассчитываете объявить о сделке?
Федерико Гастальди: Решение принимает Renault. Всё необходимое уже сделано, их специалисты работают на базе с этапа в Сингапуре, так что выбор даты остается за ними.
Вопрос: Пол, вы участвовали в пятничной пресс-конференции во время Гран При России, где сказали, что готовы работать с любыми моторами. С тех пор прошел месяц – есть ли риск, что команда пропустит февральские тесты?
Пол Монаган: В целом – нет. Мы работаем над соглашением, и если оно будет достигнуто, объявим об этом в свое время. Мы по-прежнему в графике, не беспокойтесь.
Вопрос: Но если подходить к вопросу с инженерной точки зрения, по силам ли…
Пол Монаган: Мы справимся.
Вопрос: Франц, оба ваших новичка очень уверенно провели этот сезон. Пока не было официального заявления, что они останутся в команде на следующий год – можно ли считать, что они автоматически подтверждены?
Франц Тост: Если команда останется в чемпионате, оба гонщика продолжат выступать в Toro Rosso. Пока что они работают очень здорово, и нам хочется сохранить их.
Вопрос: Не могли бы вы чуть подробнее рассказать о перспективах сохранения команды в чемпионате?
Франц Тост: Решение еще не принято, но я убежден, что мы останемся.
Вопрос: Мониша, вчера Фелипе Наср заметил, что стратегия команды на этот сезон в целом сработала – 21 из 36 заработанных очков добыто в первых шести Гран При, когда у соперников были сложности со скоростью и надежностью. В 2016-м вы наверняка рассчитываете улучшить позиции и регулярно зарабатывать очки – каким будет подход команды?
Мониша Кальтенборн: Очень простым – мы хотим зарабатывать больше очков и закрепить позитивную динамику. Надеюсь, дело не ограничится одной частью сезона. Нужно регулярно дорабатывать машину, кроме того, необходимо уже сейчас сосредоточиться на предстоящих изменениях в правилах – не хотелось бы снова оказаться в ситуации, когда регламент кардинально меняется, а мы недостаточно конкурентоспособны. Следует придерживаться данного направления, стабилизируя результаты и постепенно усиливая команду.
Вопросы с мест
Вопрос: (Сильвия Рени Ариас) Если я правильно поняла вас, Мониша, с альтернативными моторами есть некоторые проблемы. В чем они заключаются?
Мониша Кальтенборн: Не представляю, есть ли у альтернативных моторов проблемы. Я имела в виду, что в данном вопросе нужно учитывать множество факторов – в частности, мы обсуждали с FIA вопрос равенства характеристик, добиться которого очень непросто, если судить по опыту других серий. С альтернативными моторами вновь поднимается тема возврата к дозаправкам – уже в этом аспекте равенство с гибридными силовыми установками становится трудновыполнимой задачей. Кроме того, придется вновь вернуть все расходы, которые ранее были отменены с отменой дозаправок – а это немалые средства.
Мы сообщили FIA, что будем внимательно следить за тендером – мы не выступаем против самой идеи, но считаем, что ее нужно рассматривать и с коммерческой, и с технической, и с позиции имиджа чемпионата. Нужно действовать предельно осторожно, поскольку подобная практика в других сериях не оказалась успешной.
Вопрос: (Джо Савар) Всегда приятно видеть всех вас улыбающимися, но сейчас вы выглядите очень уставшими. Как вы чувствуете себя в столь продолжительный сезон? Расписание чемпионата вполне корректное, или его можно улучшить?
Пол Монаган: Спасибо, что заметили некоторую внешнюю усталость! Расписание определяется организаторами, и если вспомнить те четыре года, когда Red Bull Racing выигрывала свои титулы, мы приезжали на заключительные этапы в приподнятом настроении: в 2010-м судьба титула решалась в Абу-Даби, в 2012-м – здесь, в Интерлагосе.
Сейчас ситуация несколько иная, я измотан почти настолько же, как в предыдущие годы – вызовы другие, но в воскресенье уровень адреналина возрастает, ты забываешь об усталости, впереди гонка, и мы хотим ее выиграть – собственно, почему бы и нет? Мы не назначаем расписание, а адаптируемся к нему, и если по итогам сезона становимся чемпионами, я чувствую себя намного счастливее, чем если результат иной – пожалуй, это в большей степени определяет мое настроение на рождественские каникулы.
Франц Тост: В году 52 недели, нужны 26 гонок. Устал – оставайся дома.
Федерико Гастальди: А я чувствую себя 158-летним стариком, мне хватит.
Вопрос: 158-летним?
Федерико Гастальди: Чемпионат требует немалых сил от каждого. Сезон очень продолжительный, но, признаюсь, он все-таки держит нас в форме. Со всеми этими перелетами иногда чувствуется усталость, но вызов есть, и нам это нравится!
Грэм Лоудон: Современные машины очень сложны, команды – многочисленны, и все это требует больших усилий как в технологическом, так и в коммерческом плане. Командам приходится активно заниматься бизнес-вопросами, все чувствуют некоторую усталость, но недостатка в мотивации нет. Если вы не можете найти мотивацию в Формуле 1, вряд ли вы найдете ее где-либо в автоспорте. Если интерес начнет исчезать – вот это проблема, а в остальном – привычная работа в помещениях без подъема больших тяжестей.
Вопрос: (Джо Савар) Вопрос ко всем. Какой мотор вы будете использовать в следующем сезоне?
Грэм Лоудон: Лично я – тот, что стоит на моей машине, а команда – силовые установки Mercedes.
Федерико Гастальди: Renault.
Мониша Кальтенборн: Ferrari.
Франц Тост: Шестицилиндровый турбомотор, соответствующий новым правилам.
Пол Монаган: Вы обо всем узнаете, когда мы доведем сделку до конца.
Перевод: Валерий Карташев