Всем известно, что между квалификацией и гонкой почти все работы с машинами строго запрещены – техника, даже если физически она находится в боксах команд, пребывает в так называемом режиме закрытого парка. Что это такое и что механики всё же вправе делать, рассказывает спортивный директор Renault F1 Стив Нильсен...
Стив Нильсен: «Фактически условия закрытого парка начинают действовать в тот момент, когда пилот покидает пит-лейн по ходу квалификации. По правилам, машина выходит на старт воскресной гонки в точно таком же состоянии, поэтому по ходу квалификации у нас не так много возможностей что-то изменить».
Разумеется, ограничение не абсолютное. Прежде всего, перед стартом в бак требуется долить топлива. Если пилот не пробился в первую десятку на старте – можно заменить резину. А вот почти все остальные операции допустимы только по письменному разрешению FIA. «Мы можем вымыть корпус или что-то проверить, но не вправе менять настройки или элементы без их позволения, – объясняет Нильсен. – Так что если в квалификации вы попали в аварию, то должны сообщить FIA полный список деталей, которые собираетесь заменить».
Одна из причин, по которой были введены условия закрытого парка – желание сократить количество времени, которое команда проводит на автодроме. Прежде машины после квалификации разбирали почти по винтикам, а затем собирали вновь – разумеется, эти операции занимали далеко не полчаса, механики трудились до поздней ночи. Сейчас у них нет возможности прикасаться к машинам после 18:30 по местному времени, что позволяет не задерживаться на трассе.
«В 18:30 мы закрываем шасси специальными чехлами, приходит представитель FIA и ставит пломбу – после этого мы уже не можем проверять машины, – рассказывает спортивный директор Renault F1. – Они остаются в наших боксах, и представители FIA имеют возможность проверять, что с ними происходит – для этого предназначена специальная камера, расположенная над каждой машиной. Мы включаем ее, когда ставится пломба, и она работает до самого воскресного утра».
Как правило, уже к семи часам боксы окончательно пустеют, и последние механики уезжают в гостиницу. Инженеры остаются на трассе несколько дольше, ведь им нужно завершить все совещания. Но обычно в районе 20:00 отбывают и они. То есть после трех дней тяжелой и напряженной работы вся команда может хорошо выспаться и набраться сил, которые каждому понадобятся в воскресенье.
Чехлы FIA можно снять утром в день гонки, но режим закрытого парка продолжает действовать – вносить изменения по-прежнему недопустимо. Зато можно лишний раз потренировать пит-стопы и провести необходимые приготовления перед гонкой.