Участники: Льюис Хэмилтон (McLaren), Дженсон Баттон (McLaren), Марк Уэббер (Red Bull Racing), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Фернандо Алонсо (Ferrari).
Вопрос: Вы только что участвовали в фотосессии, практически копирующей снимок претендентов на титул 1986 года. Правда, тогда их было четверо, а сегодня сразу пять гонщиков продолжают борьбу в финальной стадии сезона. Что вы думаете о ситуации в чемпионате и о предстоящей гонке на незнакомой трассе?
Дженсон Баттон: Для меня сезон складывался очень интересно – я перешел в новую команду, начал работать с новым напарником, но довольно быстро освоился. У всех участников были взлеты и падения, хорошие и не совсем удачные гонки – это сделало чемпионат по-настоящему интересным.
Я рад, что за три этапа до конца сезона ещё участвую в борьбе за титул. Задача сложная, я отстаю на 31 очко, но шанс есть, и я надеюсь его реализовать. В недавних Гран При преимущество было у Red Bull и Ferrari, но в предстоящих гонках борьба должна быть более плотной – думаю, нас ждет увлекательное соперничество!
Льюис Хэмилтон: Похоже, Дженсон полностью ответил на вопрос. Приятно оказаться в Корее – новая трасса представляет особый интерес, правда, асфальт пока довольно пыльный. Как заметил напарник, в этот уик-энд у нас, возможно, чуть больше шансов побороться с Red Bull и Ferrari – надеюсь, удача будет на нашей стороне.
Себастьян Феттель: В какой-то момент мое положение в чемпионате выглядело намного хуже, но сейчас все складывается не так уж плохо. Машина по-настоящему быстра, в двух предыдущих гонках команда выглядела очень сильно, но, как сказали Льюис и Дженсон, с этим Гран При вопрос остается открытым.
Теоретически любой из нас может добиться успеха, но посмотрим, как всё сложится. Судя по всему, первый сектор не совсем подходит нашей машине, но на втором и третьем мы должны отыграться. Конфигурация довольно интересная, я с нетерпением жду начала свободных заездов!
Марк Уэббер: Приятно сфотографироваться со всеми этими парнями – как вы сказали, фото тех времен с нынешними героями! Что касается сезона – он получился очень интересным: победы одерживали разные гонщики, и все присутствующие здесь по-прежнему претендуют на титул – думаю, это не случайность.
Для каждого из нас чемпионат сложился по-своему, но впереди еще три гонки, в которых будет разыграно ровно столько же очков, сколько в трех дебютных Гран При – задача не изменилась: нужно выехать на трассу и сработать по максимуму. Трасса выглядит очень неплохо, и я хочу поскорее её опробовать!
Фернандо Алонсо: Мне почти нечего добавить – те же слова о взлетах, падениях… Впрочем, лично для меня сезон сложился потрясающе – я перешел в новую команду и с первого дня стал частью Ferrari. Пожалуй, это лучший год в моей карьере, я по-настоящему счастлив. Впереди еще три Гран При – нужно выложиться по максимуму, чтобы сохранить шансы на титул до Абу Даби. За прошлые пять-шесть этапов мы добились заметного прогресса, в заключительных гонках преимущество будет переходить от команде к команде, но я постараюсь выступить предельно эффективно.
Вопрос: Вопрос о Корее. Я знаю, что Льюис и Дженсон уже гонялись здесь в Формуле 3 – в 1999 году Дженсон поднялся на подиум, а в 2003-м Льюис завоевал поул. Ваше мнение о трассе и стране в целом?
Дженсон Баттон: Приятно вспоминать свои выступления в Корее! В 1999 году трасса отчасти проходила по городским улочкам, и тогда я финишировал вторым! Интерес к гонке был огромным – пожалуй, тогда это было одно из крупнейших спортивных мероприятий в стране. Надеюсь, на этот раз внимание зрителей будет ничуть не меньшим.
Похоже, организаторы неплохо поработали над конфигурацией нового автодрома. Первые сектор предоставляет хорошие возможности для обгона, а затем нас ждут несколько скоростных связок. Полотно кажется довольно скользким, но это не удивительно, ведь асфальт ещё совсем свежий.
Льюис Хэмилтон: Я практически не помню ту гонку – кажется, меня выбил с трассы кто-то из соперников. В остальном это был неплохой уик-энд – я впервые оказался в Сеуле, весело провел день и рад возвращению. Организаторы заслуживают лестной оценки за то, что успели закончить строительство – гонка обещает быть очень интересной, я с нетерпением жду начала уик-энда.
Себастьян Феттель: Я впервые приехал в Корею и не успел толком что-нибудь осмотреть, однако утренняя прогулка по трассе получилась весьма интересной. Здесь много больших трибун – надеюсь, автодром посетит немало зрителей. Что касается собственно автодрома – похоже, строители учли все основные моменты. Посмотрим, каким окажется уровень сцепления, но если учесть, что ещё недавно проведение гонки было под вопросом, работу организаторов уже можно назвать успешной. Уик-энд должен пройти без проблем.
Марк Уэббер: Я тоже впервые приехал в Корею. Организаторы делали всё возможное, чтобы достроить трассу в срок – похоже, сейчас она готова к гонке. Очевидно, на полное обустройство прилегающей территории уйдет еще несколько лет, но в целом автодром выглядит очень неплохо. Надеюсь, в будущем местные болельщики смогут в полной мере насладиться Формулой 1 – сейчас этот вид спорта для них в новинку, но у людей есть энтузиазм, и это, пожалуй, главное.
Фернандо Алонсо: Я тоже впервые оказался в Корее. Согласен, организаторы постарались закончить трассу вовремя – она готова на 99%, так что гонка обещает быть интересной. Гонщикам нравится приезжать на новые автодромы – это хороший вызов, к тому же, всегда приятно видеть в календаре новую страну. С нетерпением жду Гран При и надеюсь на достойный результат.
Себастьян Феттель: Единственное, над чем ещё следует поработать – это ситуация с размещением сотрудников команд и журналистов в местных отелях. У гонщиков не возникло никаких проблем, но до меня дошли кое-какие отзывы, к которым организаторы могли бы прислушаться…
Вопрос: Еще один общий вопрос – чем вы занимались после гонки в Японии? Оставались в Азии, или летали обратно в Европу? Где вы тренировались?
Дженсон Баттон: Я летал в Европу, в минувший четверг вместе с Льюисом принял участие в благотворительной акции, а в пятницу тренировался на симуляторе. В субботу мы работали со спонсорами, а затем отправились обратно.
Льюис Хэмилтон: Хорошо, что мне удалось пару дней побыть дома, потренироваться, а уже потом вылететь в Корею. Я прибыл сюда в среду утром, целый день участвовал в различных мероприятиях и добрался до автодрома только сегодня.
Себастьян Феттель: После Гран При Японии я остался в Азии, чтобы не нарушать биологический ритм, немного погреться на солнце и потренироваться. В Корею я приехал минувшей ночью.
Марк Уэббер: Мы уехали из Японии практически сразу после гонки, что создало небольшие проблемы. Впрочем, я старался как можно быстрее оказаться в родной Австралии и немного отдохнуть – похоже, мне это удалось.
Вопрос: Вам тоже пришлось участвовать в публичных мероприятиях, общаться с журналистами?
Марк Уэббер: Ни в коем случае!
Вопрос: Как вам это удалось?
Марк Уэббер: Они не были излишне назойливыми – да, им хотелось задать много вопросов, но ситуация всегда оставалась под контролем.
Вопрос: Успели пожарить барбекю?
Марк Уэббер: А как же, тоннами! Недавно католическая церковь канонизировала Мэри МакКиллоп – в отличие от остального мира, для Австралии это была большая новость, и я почти неделю следил за сообщениями в СМИ.
Фернандо Алонсо: Я находился на острове в южной части Японии. Тренировался, играл в гольф – в общем, ничего особенного.
Вопросы с мест
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Вопрос для Дженсона и Льюиса. Вам не кажется, что предстоящая гонка – последняя возможность зацепиться за титул? Если вы упустите ее, математические шансы еще останутся, но реализовать их будет намного сложнее…
Дженсон Баттон: Перед началом каждого Гран При кажется, что предстоящий этап окажется решающим – нам действительно непросто бороться за титул в этом сезоне, но мы не раз видели, как быстро меняется ситуация. У всех были сходы и поломки, ничего не решено, пока остаются математические шансы.
Льюис Хэмилтон: Аналогичный ответ.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) В квалификации машины Red Bull выглядят быстрейшими, потому вопрос для Марка и Себастьяна – в чём причина, и рассчитываете ли вы на очередной поул в ближайшую субботу? Одновременно вопрос для оставшихся трех гонщиков – полагаете, вам удастся одолеть Red Bull в квалификации? Есть какое-то средство?
Марк Уэббер: Согласен, в квалификации Себастьян выглядит очень сильно – ему удалось завоевать несколько поулов, да и я не раз добивался подобного успеха. Как вы заметили, в субботу наша машина едет довольно быстро – все дело в том, что у нас передняя подвеска с системой изменения клиренса. Она неплохо показала себя в первых этапах сезона, а затем мы сосредоточились на гоночном темпе. Пока все складывается удачно – надеюсь, так будет и в этот раз.
Себастьян Феттель: Как сказал Марк, у нас есть рычаг, регулирующий высоту дорожного просвета – в этом основной секрет скорости.
Вопрос: (MC) Вопрос остальным гонщикам – полагаете, вам удастся поспорить с Red Bull за победу в квалификации и гонке?
Льюис Хэмилтон: Ещё всё возможно, команда продолжает доработку машины, а отставание от Red Bull не так уж велико. У нас уже получалось опередить их во время квалификации, думаю, мы сможем отыграться.
Дженсон Баттон: Да, в этом сезоне у Red Bull определенное преимущество в квалификации, однако в последних гонках нам удалось сократить отставание. Знаю, для этого этапа многие сильнейшие команды подготовили какие-то доработки, но все равно должен сказать спасибо нашим парням за предоставленные модификации – надеюсь, они позволят добиться прогресса, но поживем – увидим.
Фернандо Алонсо: Я бы предпочел одолеть Red Bull в воскресенье.
Вопрос: (MC) Продолжим тему – Марк, говорят, вас сильно беспокоил первый сектор. Мол, даже если вы с Себастьяном завоюете первый ряд, преимущество соперников все равно позволит им сразу перехватить лидерство…
Марк Уэббер: Да, такое вполне возможно, но после этого нужно проехать еще 300 километров. Нечто подобное наблюдалось в Спа, где мы были далеко не быстрейшими при подъеме к Radillion и поначалу даже не претендовали на лидерство. На некоторых трассах первый сектор заметно отличается от остальной конфигурации, но с этим приходится мириться, и даже если ты не лидируешь после первого круга, у тебя есть все шансы на хороший результат. Мы всегда стараемся добиться максимума, команда готова к любым ситуациям – посмотрим, что получится.
Вопрос: (Хайме Родригез – El Mundo) Вопрос для Марка и Себастьяна. В прошлый раз гонщики одной команды боролись за титул в 2007 году – дело было в McLaren, и тогда сезон закончился для них не лучшим образом. У вас есть какие-то опасения?
Марк Уэббер: Возможно, испанцы рассчитывают как раз на такой сценарий! На самом деле, никто из присутствующих здесь не знает, чем закончатся ближайшие три гонки – мы можем часами обсуждать эту тему, но ответа так и не получим. Остается лишь выехать на трассу и выполнить свою работу.
Для меня и Себастьяна сезон уже сложился очень неплохо – мы оба претендуем на высокие места в чемпионате, а команда возглавляет зачет Кубка Конструкторов. Если нам придется открыто соперничать друг с другом – без проблем, но вне зависимости от того, сражаюсь ли я с Фернандо, Дженсоном, Льюисом или Себастьяном, я должен помнить: главное – финишировать в гонке. Впрочем, это не означает, что я буду просто так уступать позиции. Нужно соблюдать баланс, а в остальном все сводится к борьбе на трассе, не более того.
Себастьян Феттель: В 2007 году результат сезона был обусловлен несколькими причинами. Тогда Кими Райкконен уступал 17 очков, но смог доказать, что победа возможна – да, он добился максимума, выиграв все гонки, правда, для титула нужно было, чтобы соперники теряли очки… Не думаю, что можно проводить прямые сравнения – на этот раз все будет иначе.
Вопрос: (Марк Зурер – Sky TV Germany) У меня вопрос к Фернандо. В первых гонках у вас были проблемы с мотором – запаса двигателей достаточно, чтобы без проблем закончить сезон?
Фернандо Алонсо: Думаю, да. Проблемы с мотором во второй и третьей гонке заметно осложнили обстановку, но потом все шло по плану, нам удалось взять ситуацию под контроль, и сейчас у команды нет опасений на этот счет.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Марк, вы прекрасно понимаете, что для завоевания титула вам достаточно выиграть всего одну гонку, а в остальных финишировать на подиуме. Вы прибегаете к подобным расчетам?
Марк Уэббер: Не стоит заниматься арифметикой, оценивая шансы – всякое может случиться, но если я выиграю две следующих гонки, вопрос закроется сам собой. Я буду делать то, что прежде – в прошлых Гран При моё преимущество увеличилось, теперь нужно добиться максимума в оставшихся гонках, тогда результаты скажут сами за себя.
Вопрос: (Бьянка Лепперт – Auto, Motor und Sport) Вопрос для всех: не кажется ли вам, что борьба начнется уже в пятницу и субботу, когда команды будут активно искать нужные настройки? Или же лидеры изначально находятся на примерно одинаковом уровне?
Марк Уэббер: Как в случае с любой новой трассой, возможности симулятора позволяют оценить общую картину, однако никто не знает, каким окажется уровень сцепления, как поведет себя резина. Мы поймем это уже завтра, а затем постараемся максимально эффективно использовать полученную информацию. Ситуация одинакова для всех, каждый из нас понимает, что поначалу уровень сцепления будет не идеальным, но если он окажется достаточным для экспериментов с настройками… в общем, посмотрим.
Вопрос: (Джонатан Легард – BBC Sport) Вопрос ко всем: насколько вам удалось выполнить свою программу на сезон? Фернандо, вы сказали, что для вас этот год был лучшим в карьере – получается, он превзошел даже годы чемпионства с Renault?
Фернандо Алонсо: Посмотрим, чем всё закончится в этом году, но если говорить о мотивации, о нацеленности на борьбу, об удовольствии от работы, то я действительно счастлив. Было бы здорово выиграть титул в этом сезоне, но даже если этого не произойдёт, у меня останутся о нём самые приятные воспоминания.
Марк Уэббер: Если бы перед дебютной квалификацией в Бахрейне кто-то сказал, что за три гонки до конца чемпионата мы будем лидировать в личном зачете… Пожалуй, для финала сезона лучшего варианта не придумать – к тому же, трудно ожидать чего-то большего, когда знаешь силу соперников.
В таких условиях нужно предельно осторожно оценивать свои шансы, но, вместе с тем, необходимо сохранять оптимизм и верить, что тебе по силам добиться успеха. Возможно, у Фернандо уже были более удачные сезоны, но лично для меня год складывается великолепно – я одержал несколько значимых побед, провел немало хороших гонок.
Если говорить о команде – да, у нас случались неприятности, но они, как известно, закаляют: мы многому научились, приобрели важный опыт. Бесспорно, для меня это лучший сезон в карьере, и я им по-настоящему доволен.
Себастьян Феттель: После предыдущего сезона мы рассчитывали снова побороться за титул и за три гонки до конца чемпионата у каждого из нас есть шансы – у кого-то больше, у кого-то меньше, но это спорт. Иногда удача на твоей стороне, иногда – нет. Вы упомянули проблемы с мотором на машине Фернандо: по-моему, взлеты и падения по ходу сезона – вполне привычное дело. Как я уже сказал, мы планировали побороться за итоговую победу, и пока у нас неплохие шансы. На сегодняшний день команда выполнила свою задачу, но нужно сделать ещё один, решающий шаг…
Льюис Хэмилтон: У меня никогда не бывает ожиданий – я доволен уже тем, что по-прежнему претендую на титул.
Дженсон Баттон: Для меня год складывается весьма необычно. Предыдущий сезон был поистине потрясающим, но после семи лет выступлений за одну команду я решил сменить обстановку, что само по себе стало настоящим вызовом. Однако, мне понравилось работать в McLaren, понравилось сотрудничать с Льюисом, и я знаю, что все это – далеко не предел. Впереди еще три гонки, и мы можем заявить о себе. Сейчас я наслаждаюсь жизнью, чемпионатом: у меня было несколько потрясающих гонок, пара побед – конечно, я хотел бы выигрывать чаще, но в оставшихся Гран При у меня будет такая возможность.
Перевод: Валерий Карташев