В Формуле 1 возможно всё.
(Народная мудрость)
Карлос Сайнс живёт в Мадриде, а в этом городе все дворы по определению мадридские. Но в нашем случае фигура речи наполняется новым смыслом, поскольку в Формуле 1 в эти дни развивается любопытная, многоходовая и где-то даже загадочная история, одним из центральных персонажей которой неожиданно стал именно испанский гонщик Toro Rosso, который пока не добился побед, даже на подиум ни разу не поднимался. Но, как известно, качественной репутации это не помеха – Нико Хюлкенберг тоже в первой тройке ни разу не финишировал за всю свою уже довольно долгую карьеру, но это не мешает ему весьма высоко котироваться и выступать в заводской команде Renault.
Нико мы вспомнили не случайно, потому как мощная волна слухов, накрывшая Формулу 1 в этот уик-энд, словно ураган «Ирма» – страны Карибского бассейна, в сухом остатке (если у волны может быть таковой) имеет вот что: Карлос Сайнс станет новым напарником Хюлкенберга в Renault.
Кто-то пишет об этом практически как о свершившемся факте, кто-то на всякий случай добавляет «возможно», и выдвигается даже смелая версия, что через пару-тройку недель Джолиона Палмера попросят из команды, а Сайнс переоденется в жёлто-чёрное уже в Малайзии…
Вам не кажется, что нечто подобное мы уже слышали? Летом кто-то пустил слух, что в Сильверстоуне бедняга Палмер ещё выступит, но уже в Венгрии его может заменить Сайнс. В реальности Джолион до сих пор держится в Renault, а Карлос по-прежнему выступает за Toro Rosso. Отличие летней ситуации от осенней в том, что сейчас Карлос получил в этой пьесе новую, более важную роль. Он превратился в своего рода залог трёх-, если не четырёхсторонней сделки, в которой участвуют McLaren, Honda, Red Bull и Toro Rosso, хотя функция последней достаточно пассивна.
Те, кто пишут об этой истории, сразу оговариваются, что она весьма запутанная. Вот смотрите, что получается. В McLaren не верят в целесообразность дальнейшего сотрудничества с Honda, но верят в потенциал Renault, поэтому хотят получить французские силовые установки. Моторы Renault стоят на машинах Toro Rosso, но сама она мало что решает, все решения принимаются в Red Bull. Крайне сомнительно, что в Red Bull верят в Honda, но готовы сделать Toro Rosso жертвой эксперимента, если им за это заплатят. В Renault не прочь подписать контракт с McLaren, если Toro Rosso откажется от двигателей в пользу команды из Уокинга. При этом в Энстоуне, надо полагать, разочаровались в Палмере, но верят в потенциал Карлоса Сайнса и, пользуясь случаем, сделали его одним из условий многосторонних договорённостей. В Red Bull тоже верят в испанца, но готовы им пожертвовать в пользу Renault, опять же, если им за это заплатят (см. выше). Toro Rosso, вероятно, здесь права голоса не имеет…
Всё понятно, да? Но это ещё не все слои этого слоёного пирога. Потому как есть Honda с её интересами, которой, очевидно, очень хочется реабилитироваться за три предыдущих провальных сезона партнёрства с McLaren. Но верят ли в японском концерне в осуществимость таких стремлений, если его новым клиентом станет не могущественная команда, где (пока ещё) выступает целый Фернандо Алонсо, а скромный итальянский коллектив, ранее именовавшийся Minardi? Правда, при оптимистическом сценарии сотрудничество с Toro Rosso сулит интересные перспективы: если в следующем сезоне машины, разработанные под руководством Джеймса Ки, с многострадальными силовыми установками, построенными под руководством Юсуке Хасэгавы, поедут хотя бы не сильно хуже, чем в этом, то в 2019-м японские моторы может захотеть получить и Red Bull Racing.
На какие скорости окажется способна Toro Rosso в следующем году? Или всё будет как с McLaren, а то и хуже? Ответов на эти вопросы пока никто не знает, но почему бы за деньги Honda не попробовать? Правда, в качестве некоторой компенсации за моральный ущерб и материальные издержки японцы хотят пристроить в Toro Rosso своего подающего надежды соотечественника, Нобухару Мацуситу, который продолжает набираться опыта в Формуле 2 и вроде бы потихоньку прогрессирует.
Следовательно, в перспективе он займёт место Карлоса Сайнса? Вообще-то, пока это невозможно, у Мацуситы нет суперлицензии FIA. Для того, чтобы её заслужить, нужно по итогам сезона занять как минимум 3-е место в Ф2, а он находится на 6-й строчке личного зачёта серии. От Артёма Маркелова, занимающего 3-ю позицию, Нобухару отстаёт на 37 очков. Отыграть их за два оставшихся этапа можно, но лишь теоретически. Задача, прямо скажем, трудновыполнимая – правда, Артём?
И потом, это же вообще будет небывалый случай! Ведь в Toro Rosso, по идее, должны выступать только участники молодёжной программы Red Bull, и Пьер Гасли, сосланный, что характерно, в японскую Super Formula, буквально спит и видит себя в Формуле 1. Значит, в следующем году именно он станет новым напарником Даниила Квята? А то и раньше, если вдруг правы окажутся те, кто распускает слухи о переходе Сайнса в Renault уже в ближайшей перспективе. Российский гонщик не против такого соседа по гаражу, приведём его реплику дословно: «Кого дадут, с тем я и поеду». Конец цитаты.
Но всё не так просто. Хотя шансы Мацуситы получить суперлицензию не вполне ясны, тем не менее, выходит, что на два места в Toro Rosso уже как минимум три претендента: он, Гасли и Квят.
Один весьма информированный человек испортил мне вчера настроение, сообщив примерно следующее: «Грядут плохие новости. Вероятно, в Toro Rosso в 2018 году Даниила уже не будет».
– Что значит, «вероятно»? – переспросил я.
– То и значит.
Разумеется, в теории любой из гонщиков Формулы 1 может в какой-то ситуации поменять команду или даже оказаться за бортом чемпионата мира. Сам Даниил в Монце на прямой вопрос о перспективах на следующий сезон и наличии/отсутствии плана В ответил: «Остаётся делать свою работу и ждать решения боссов… Если я увижу необходимость в плане B, тогда начну над ним работать. На данном этапе я не вижу в этом никакой необходимости».
Мне показалось, что отвечать на этот вопрос ему было не очень приятно. Вполне можно допустить, что у него были какие-то предчувствия. Впрочем, были бы предчувствия, он бы уже заготовил какой-нибудь запасной сценарий. Но также готов сказать, что у других знающих людей, с которыми мне довелось общаться в Монце по поводу Даниила, настроения были скорее позитивные.
Разговаривал я там и с Карлосом Сайнсом-старшим, и с Хельмутом Марко. Первого спросил о перспективах его сына, и двукратный чемпион мира по ралли заявил: «Я надеюсь, уже скоро он получит возможность сесть за руль более быстрой машины и покажет, на что способен». И было у Сайнса-отца такое выражение лица, словно он знает какую-то тайну, но поделиться ею не готов.
Второй вроде бы ушёл от ответа, когда я поинтересовался дальнейшей судьбой Квята: «Пока не могу ничего сказать, для начала мы должны разобраться с другими вопросами, связанными с Toro Rosso, и только потом займёмся гонщиками».
Теперь становится понятно, что он имел в виду: тогда пасьянс ещё не сложился, и эта самая многоходовка была подготовлена, но реальные подвижки не начались. Но теперь что-то прояснилось: действительно сложная комбинация предполагает не только рокировку поставщиков силовых установок между McLaren и Toro Rosso, но и целый ряд возможных кадровых перестановок в составах команд, который начинается с того, что Карлос Сайнс должен оказаться в Renault.
Но кто же будет пилотировать машины Toro Rosso с моторами Honda в следующем сезоне?
The answer my friend is blowin' in the wind... В смысле, ответ знает только ветер, как поётся в знаменитой песне Боба Дилана. Попытаемся мыслить логически. Чтобы команда как-то прогрессировала, когда ей приходится адаптироваться к новой ситуации из-за смены поставщика двигателей, в её составе должен быть хотя бы один быстрый и опытный гонщик. У Пьера Гасли такого опыта нет, про Нобухару Мацуситу и говорить не приходится. Зато у Даниила Квята есть и опыт четырёх лет выступлений в Формуле 1, и скорость. Да, не хватает стабильности, но что-то подсказывает, что после перехода Сайнса в другую команду Квят может поехать быстрее.
В общем, определённые аргументы в пользу Даниила есть. Но у сильных мира Формулы 1 свои резоны, которые становятся понятны не сразу и не всегда. Остаётся только следить за развитием событий, ждать официальных заявлений и, видимо, ничему не удивляться, потому что в Формуле 1, как известно, возможно всё.