В замечательной детской сказке о приключениях плюшевого медведя Винни-Пуха есть классический эпизод, в котором главный герой, взлетев на воздушном шарике, оказывается непосредственно напротив дупла, где живут пчелы. Неподражаемый голос актера Владимира Осенева произносит в этом месте фразу: «Он мог видеть мед, он мог чуять мед, но достать мед он никак не мог». Помните, разумеется?
Очень похожи эмоции мне довелось испытать во время Гран При Монако. Комментаторская кабина канала Ren-TV, уже ставшие знакомыми мониторы, многочисленные кнопочки и рычажки, стол для оригами, удобное кресло и, конечно же, главный элемент – гарнитура. Я мог видеть гонку, я мог слышать, что творится на узких улочках древнего княжества (вот же въедливый штамп!), но поделиться своими мыслями со зрителями я не мог при всем желании. Крайне досадное ощущение, но что поделать – коллега Александр Каминский рассказывал о событиях, находясь в самом их эпицентре, а мне нужно было лишь страховать его из московской студии. К счастью (или все же к сожалению?) современный уровень телевизионной техники сводит вероятность какого-нибудь отказа практически к нулю. Зато два с лишним часа, проведенных в полной боевой готовности, позволили мне подметить немало интересных событий, произошедших за время гонки вокруг казино.
И прежде всего, конечно, стоит поднять тему обгонов. На этот раз их было два. На седьмом круге и на 20-м. Почему режиссер трансляции не сумел их «отловить» - ума не приложу. Наверное, тоже уверовал в то, что в Монако обгонять невозможно. Но у Ярно Трулли было чуть иное мнение, и итальянцу удалось-таки опередить Такуму Сато. Где именно и каким образом – увы, пока остается загадкой. Но через четверть часа Таку смог отыграться – стоило лишь его сопернику чуть больше, чем нужно, поднять ногу с педали акселератора, пропуская на круг стремительного Фернандо Алонсо перед поворотом Mirabeau. Японец не стал ожидать повторного приглашения и ринулся в «кильватерную струю» McLaren, восстановив статус-кво в споре за 15-е место.
Конечно, два обгона за всю гонку – это немного. Скажем прямо, это фактически ничто. Но тем большие молодцы Трулли и Сато. Жаль только, что в Монако оба были далеки даже от той формы, которую демонстрировали в других гонках нынешнего сезона. И если для Super Aguri все в Монако пошло наперекосяк с самого начала, по кризис в Toyota имеет все признаки структурного. Любопытно, что будут делать японцы: выделят-таки команду в отдельное небольшое (а главное – полностью самостоятельное) подразделение, скупят еще несколько светлых голов в паддоке, просто сменят руководителя или пригласят на смену одному из ветеранов молодого пилота? Так или иначе, но действовать надо решительно, ибо негоже столь славной автомобильной марке прозябать в задних рядах Ф1.
Если же возвращаться к Гран При Монако, то хотелось бы отметить еще один традиционный соревновательный аспект – тактику дозаправок. Пожалуй, впервые после введения новых правил квалификации проявилось очень интересное обстоятельство: пилоты, не пробившиеся в субботу в финальный сегмент, в гонке имели весьма заметное преимущество над более, казалось бы, успешными коллегами. О чем речь? Рассмотрим первую стартовую десятку: Масса, Физикелла, а особенно пара McLaren играли в этот день в другой лиге. Зато Нико Росберг, чтобы завоевать высокую стартовую позицию, выехал в Q3 с почти пустым баком, и на первом же раннем пит-стопе провалился далеко назад. В BMW Sauber, напротив, решили останавливаться в гонке один раз – и не смогли из-за большого количества топлива на борту подняться выше четвертого ряда стартового поля. Наконец, странноватая тактика Honda с остановками на середине и трех четвертях дистанции также не принесла особого успеха.
Зато места с седьмого по девятое на финише Гран При заняли пилоты, стартовавшие из второго десятка. Алекс Вурц, Кими Райкконен и уж конечно Скотт Спид стали одними из главных героев этапа в Монако во многом именно потому, что их команды были совершенно свободны в выборе планов на гонку и могли не гадать в субботу, какая же погода будет в воскресенье. Кроме того, финн и американец здорово приняли старт, отыграв по четыре позиции.
Пожалуй, прошедшую гонку вообще можно назвать самой успешной в формульной карьере Скотта. У него уже был финиш на девятом (почти восьмом) месте в Мельбурне-2006, но тогда до финиша добралась лишь дюжина пилотов. Сейчас же пилот Toro Rosso провел 45 кругов на одном комплекте более жесткой резины (Ральф Шумахер пересидел его еще на четыре круга – да что толку), а потом до финиша ехал на мягкой. И опередил разом десятерых соперников. Кстати, похоже, что «Супер-Софт» от Bridgestone, впервые опробованный именно в Монако, не на всех машинах одинаково хорош. Видимо, некоторые конструкторы «заточили» свои шасси под гораздо более жесткую резину, которая используется в подавляющем большинстве гонок сезона. Во всяком случае, именно на сверхмягких шинах Фелипе Масса начал бесповоротно отставать от Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона. Про двух последних можно говорить много, но достаточно, на самом деле, одного слова – великолепно!
Между прочим, подиум вновь оказался вотчиной McLaren и Ferrari. Уже в пятый раз подряд. История Ф1 знает несколько случаев, когда все победы по ходу чемпионата доставались лишь двум командам, но чтобы все подиумы… Посмотрим, продолжится ли эта занятная традиция в Канаде, или кому-то все же удастся найти противоядие красно-серебристой угрозе. Надеюсь, что об этом я смогу рассказать уже в прямом эфире.
P.S.: как оказалось, чемпион Европы 2004 года Симон Жан-Жозеф, которого я упоминал пару недель назад, родом с Мартиники. Это крохотный остров, территориально принадлежащий Франции, но расположенный в Карибском бассейне. Так что теперь понятно, почему раллист так радовался успехам Льюиса Хэмилтона – они же практически земляки.