На днях один из моих коллег признался, что российские гонки вызывают у него равнодушие и едва ли не брезгливость. Что ж, насильно мил не будешь. К тому же, как сравнивать яркие и пестрые мировые соревнования, герои которых не сходят с телеэкранов и первых полос газет, а регулярные скандалы разбирают разве что не в ООН, с простецкими отечественными чемпионатами. Формула 1 – да и автоспорт вообще – у нас по определению является чисто телевизионной дисциплиной. И нет ничего удивительного в том, что поклонник Больших Призов, даже имеющий солидный стаж и багаж знаний, при упоминании отечественных гонок вспомнит ну разве что пару-тройку молодых соотечественников, выступающих в Европе. Кто-то, быть может, знает о дебюте Лады в кузовном чемпионате WTCC. И лишь самые продвинутые найдут в дальних закоулках памяти какие-то обрывки сведений о Формуле Русь и трассе в подмосковном Мячково.
А между тем, это именно тот базис, на котором строится вся автоспортивная пирамида в любой стране. Скажем, в совершенно благополучной в этом отношении Великобритании каждую неделю болельщики могут выбирать из десятка соревнований. Причем в рамках любого гоночного уик-энда проходит едва ли не дюжина заездов в самых разнообразных классах – от «формул» 50-60-х, до современных машин GT. И что интересно – трибуны всякий раз полны, даже на гонках самого базового, клубного уровня. Отдав по 10-15 фунтов за вход, несколько тысяч человек получают ни с чем не сравнимое удовольствие от рева моторов. А уж если речь идет о топовых классах, вроде BTCC или Формулы 3, то тут и полсотни тысяч зрителей – не предел.
К чему все это? К тому, что в обозримом прошлом и на Туманном Альбионе популярность гонок была далеко не такой высокой. Но имея надежные тылы, национальные энтузиасты без устали развивали любимое дело – и добились в конце концов успеха. Больше половины команд Формулы 1 квартирует сейчас именно по ту сторону Ла-Манша. Впрочем, и здесь нашелся собственный Иван, не помнящий, как он боролся на машинке с 500-кубовым мотоциклетным моторчиком за звание чемпиона Формулы Junior. Жаль, жаль что Берни Экклстоун никогда не видел замечательного мультфильма, лейтмотивом которого стала фраза «Но если ты остановишь меня, сказав «Довольно!», то все твое золото превратится в черепки».
Желание всегда и во всем увидеть в первую очередь финансовую выгоду может вызывать как восторг, так и презрение, но должен же быть какой-то предел. В этот раз даже небесные силы сделали все от них зависящее, чтобы показать – смотрите, и в Сильверстоуне гонки могут быть на загляденье. Но напрасно дождь и солнце сменяли друг друга, а упитанные зайцы рисковали жизнью. Формула 1 покидает отчий дом, где родилась, мужала и хорошела. И даже безоговорочная победа Льюиса Хэмилтона оказалась пустым местом в сравнении с суммой в 100 миллионов фунтов.
А ведь британец в этот раз и впрямь был хорош. Дотошные любители статистики уже вычислили, что такого отрыва от второго призера в Формуле 1 не было уже 12 сезонов. При этом удивительно, что едва ли не в каждой фазе гонки находился кто-то, кто ехал быстрее лидера McLaren. Но Фернандо Алонсо, Ник Хайдфельд, Рубенс Баррикелло и даже Фелипе Масса оставались калифами на десяток кругов, а вот Льюис сумел пройти в высоком темпе всю дистанцию. И если прежде поклонники Хейкки Ковалайнена могли списывать неудачи своего кумира на невезение, то теперь все видели обгон в Stowe – и последующий обгон на круг – своими глазами.
Интересным девятый этап получился и с точки зрения других командных противостояний. Безусловно, не все пилотские ошибки попали на этот раз в объективы камер, но складывается ощущение, что одним из немногих, кто так и не познакомился с окрестными газонами, был в Сильверстоуне Ник Хайдфельд. Немца словно подменили, и анекдот про то, как ночью он прокрался в боксы и поменял «тройку» и «четверку» на машинах BMW Sauber, выглядит вполне уместным. А вот Нельсиньо Пике напротив, свой шанс упустил. И теперь в Хоккенхайме интересно будет посмотреть, что же мы видели в последние недели – небольшой разовый всплеск в выступлениях юного бразильца, или все же наметившуюся тенденцию? К слову, год назад Хейкки Ковалайнен окончательно освоился за рулем Renault тоже примерно в середине сезона.
Домашней гонки наверняка будут с нетерпением ждать и Нико Росберг с Тимо Глоком, поскольку в Британии подданные Ангелы Меркель запомнились разве что столкновением между собой, и оба вчистую уступили напарникам. И, наконец, есть еще Scuderia Ferrari… Кто бы мог подумать, что маленький бразилец, провалив старт чемпионата, выйдет затем в лидеры – но на сыром английском асфальте его машину закрутит раз пять (или больше?). А ведь если бы Фелипе финишировал, скажем, девятым – удержался бы в лидерах чемпионата! Но в этот раз судьбой-злодейкой ему было уготовано самое последнее, да к тому же еще и 13-е место.
При этом удивительно, что ни пилот, ни команда не спешили сразу после финиша валить все на «сухие» настройки. Значит, причина неприятностей лежит куда глубже. И разобраться с ней следует как можно быстрее – нынешнее лето в Европе вообще обещают дождливым, а другой реальной возможности побороться за титул Массе может и не представиться.
К слову, тему борьбы за титул никак не обойти. Стало уже общим местом сравнивать нынешний чемпионат с сезоном 1987-го года. Тогда после семи этапов у Айртона Сенны из Lotus было 31 очко, партнеры по Williams Найджел Мэнселл и Нельсон Пике имели по 30, а Ален Прост (McLaren) – 26. Расклад похожий, что и говорить. Любопытно только, что из трех названных команд одной давно уже нет на этом свете, одна – с превеликим трудом добывает по подиуму в год, и лишь Рон Деннис, как и прежде, постоянно пополняет свою коллекцию кубков. Впрочем, в 87-м такой напряженной была только первая половина сезона, – а потом Патрик Хэд отладил свои восхитительные Williams FW11 – и Мэнселл с Пике умчались в отрыв. Значит ли это, что в нашей ситуации стоит ждать чего-то похожего от Ferrari, которая представлена в группе лидеров в полном составе? Кто знает…
P.S.: Бьюсь об заклад, из этого текста каждый из вас хотел бы прежде всего узнать, что же такое случилось на Рен-ТВ во время квалификации. Но эту историю я, все же, приберегу на потом... :)