1. Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes)
2. Ник Хайдфельд (BMW Sauber)
3. Рубенс Баррикелло (Honda)
Вопрос: Льюис, вы начали этот сезон с победы, затем был триумф в Монако, но сегодняшний успех – особенный. Давайте насладимся этим моментом – опишите ваши эмоции…
Льюис Хэмилтон: Безусловно, пока это моя лучшая победа, а гонка была одной из самых трудных в карьере. Я понимал, что успех на домашней трассе назовут моим главным достижением. На последних кругах я видел, как публика уже встает на трибунах, и просто молился об успешном финише. Можете представить, какие эмоции бурлили у меня внутри…
Я хочу посвятить победу моей семье: как вы знаете, в последние недели у меня были кое-какие проблемы, я пережил неприятный период, но меня поддерживали близкие. Перед гонкой мой брат напутствовал меня, сказав “Не волнуйся”. Спасибо им за это!
Вопрос: Победа с преимуществом более чем в одну минуту – отличный результат, но без трудностей не обошлось. Давайте поговорим о них – о борьбе с Кими Райкконеном, о возможном использовании шин для сильного дождя и условиях на трассе, обгонах круговых и атаке со стороны Рубенса Баррикелло…
Льюис Хэмилтон: Ехать было очень трудно: наверное, в каких-то ситуациях ничуть не легче, чем в прошлом году на Фудзи. На первом секторе состояние трассы было более-менее нормальным, а на втором - сплошная вода. Я ничего не видел через визор шлема, поэтому в первом и втором поворотах его приходилось все время протирать. И так на каждом круге. Я не знал, что Рубенс настигает меня – в зеркалах заднего вида невозможно было что-либо разглядеть. В какой-то момент я услышал звук еще одного мотора и подумал: «Господи, нужно пропустить его». Я сместился на внутренний радиус и чуть раньше нажал на тормоза. Рубенс промчался мимо, но эта ситуация стала настоящим психологическим испытанием - трасса была очень скользкой.
Вопрос: Когда дождь зарядил вновь, вы остались на промежуточной дождевой резине. Как принималось решение о выборе шин?
Льюис Хэмилтон: Мы стартовали на новой промежуточной резине, но у нас в запасе оставался один комплект уже прикатанных шин, который мы рассчитывали использовать в гонке… Ситуация была довольно щекотливой, но команда приняла верное решение, а от меня требовалось лишь безошибочно вести машину по трассе.
Вопрос: Поздравляем, Ник – третий подиум в этом сезоне! Неплохой результат неудачно начавшегося уик-энда – BMW Sauber вернулась в первые ряды…
Ник Хайдфельд: Я бы не назвал это возвращением, ведь две гонки назад мы завоевали дубль. Надеюсь, неудача во Франции носила разовый характер, здесь мы выглядели намного сильнее. Похоже, проблемы в квалификации остались позади, и мне удался неплохой Гран При.
Вопрос: В средней фазе гонки вы были очень быстры и не раз превосходили время Льюиса Хэмилтона. Как вела себя машина в непростых условиях?
Ник Хайдфельд: Как вы сами могли видеть, в разное время гонки кто-то из пилотов ехал быстрее соперников – к примеру, сразу после старта я не мог сдержать Алонсо. В таких условиях становится ясно, кто из гонщиков лучше прогревает резину, но на подсыхающей трассе Фернандо быстро износил шины, а я смог сохранить их в рабочем состоянии и ехал в неплохом темпе.
Вопрос: Выбрать удобный момент для пит-стопа было нелегко…
Ник Хайдфельд: Да, мы обсуждали это по радио. Команда сообщила, что ожидается небольшой дождик, но я ехал по прямой Hangar и думал – как такое может быть: небо заволокли черные тучи, а ливень постепенно усиливался. Поэтому я сказал, что нам стоит поставить новый комплект промежуточных шин, а не оставлять имеющиеся, подчеркнув, что окончательное решение остается за командой. К счастью, все получилось так, как я задумал.
Вопрос: Рубенс, первый в этом сезоне подиум для Honda, ваш первый подиум с 2005 года, и это снова произошло при участии Росса Брауна – просто фантастическое совпадение!
Рубенс Баррикелло: Да, просто фантастика! Я всегда верил в то, что у меня есть скорость и мастерство. Я люблю такую погоду – по-видимому, в дождь мне везет чуть больше, чем обычно. Гонка сложилась идеально, хотя возникли определенные проблемы на пит-стопе. Решение перейти на шины для сильного дождя было правильным – я обгонял соперников и по внутренней траектории, и по внешней. А ведь до этого я чуть не вылетел в стену в повороте Club и тогда предупредил команду, что еду в боксы…
Вопрос: Учитывая ваши результаты в последние полтора года, что значит для вас этот подиум?
Рубенс Баррикелло: Думаю, только команда может понять мою радость. Сейчас у меня такое чувство, что я молод. Проблемы встречаю с улыбкой и работаю еще упорнее. Я люблю скорость, люблю автогонки и не могу без них жить. Я хочу посвятить этот успех моему сыну Эдуардо. Он понимал, как мне было непросто стартовать с 16-го места, поэтому перед гонкой сказал: «Папа, я буду молиться, чтобы дождь помог тебе взойти на подиум…»
Вопрос: Льюис, вы снова вышли в лидеры чемпионата, но расскажите нам, о чем вы думали утром, когда видели нависшие тучи? Как вы готовились к этой гонке?
Льюис Хэмилтон: Если честно, с утра у меня было неважное настроение, пока я не приехал на трассу и не поговорил с семьей. У ворот я увидел болельщиков, и мне передалась их энергия, я ощутил прилив сил. Я прошелся по паддоку, заглянул в Mercedes Benz Club и почувствовал просто невероятную поддержку – хочу сказать огромное спасибо всем фанатам, без них этот успех вряд ли бы состоялся. Я все время слышал их голоса – в самом деле, это мой самый лучший уик-энд.
Вопрос: Льюис, фантастический пилотаж! Каких усилий вам это стоило?
Льюис Хэмилтон: Сохранить концентрацию было невероятно трудно. Я чувствовал определенный прессинг, ведь в квалификации выступил ниже своего уровня. Нельзя было перегореть – мне приходилось постоянно твердить себе: «Я не собираюсь делать то-то…» вместо «Сейчас я выйду на трассу и одолею всех уже на первом круге». Честно, я был бы рад и восьмому месту, поэтому сохранял спокойствие.
В гонке, превратившейся в настоящее психологическое испытание, такой подход оправдал себя. Погодные условия все время менялись, и я почти ничего не видел – приходилось буквально на каждом круге протирать визор шлема. Если первый сектор оставался сухим, то на втором уже накрапывал дождь, а в повороте Abbey уже стояла вода – похоже, там поскользнулись все пилоты. Хорошо, что для меня все закончилось благополучно.
Вопрос: Как мне кажется, один раз вы все-таки выехали за пределы трассы – или подобное происходило на каждом круге?
Льюис Хэмилтон: Нет, только один раз, или – нет, два раза. Сперва я заблокировал резину в Brooklands и заскользил в сторону гравийной ловушки, из которой, как мне показалось, было невозможно выбраться. К счастью, мне удалось удержать машину на трассе. Второй раз я ошибся уже в Abbey , когда дождь зарядил вновь. Я практически не видел траекторию и довольно широко вышел из девятого и десятого поворотов. Машина скользила, но я быстро взял ситуацию под контроль – ближайший соперник был уже в 50 секундах позади, не было смысла рисковать.
Вопрос: Вы использовали дождевые настройки?
Льюис Хэмилтон: Нет, машина была настроена на квалификацию, и даже если гонка с самого старта объявлена дождевой, ты уже не можешь что-либо менять. Мы лишь немного загрузили антикрылья, ведь трасса была очень мокрой. Машина вела себя великолепно – да, иногда появлялась избыточная поворачиваемость, но команда не ошиблась с выбором шин, а сам я обходился с резиной как никогда бережно, хотя в начале гонки сделать это было совсем непросто.
Вопрос: Первые круги получились просто потрясающими – вы все время наседали на Хейкки…
Льюис Хэмилтон: Да, борьба получилась очень плотной. Я хорошо стартовал, но слишком рано направил машину в первый поворот. Хейкки ехал по внешнему радиусу, где уровень сцепления традиционно выше, а я бросился наперерез. Похоже, между нами все же был небольшой контакт, но обошлось без проблем. Второй раз я атаковал на выходе из последнего поворота, но это не лучшее место для обгона. Мы вышли из него практически бок о бок, но я не хотел выбивать Хейкки с трассы, поэтому предпочел не рисковать.
Вопрос: Ник, это уже не первый финиш на втором месте, думаю, сегодня вы довольны результатом…
Ник Хайдфельд: Да, неплохой результат. Льюис ехал немного быстрее, к тому же, в какой-то момент гонки мне приходилось следить за зеркалами. Сегодня все зависело от выбора шин – мы долго думали, стоит ли переходить на свежий комплект промежуточной резины, но в итоге решение оказалось верным.
Вопрос: После удачной квалификации вы преобразились. Решение старых проблем означает, что и в ближайших гонках вы будете быстры?
Ник Хайдфельд: Надеюсь, так оно и будет, но предвидеть будущее невозможно. Правда, после гонки в Маньи-Кур дела пошли на поправку. Определенно, нам есть, к чему стремиться, но даже сейчас я выступаю на очень приличном уровне.
Вопрос: У вас тоже не обошлось без ошибок?
Ник Хайдфельд: Пожалуй, для меня самым напряженным эпизодом гонки стал обгон со стороны Бурде и Баррикелло – я практически не сопротивлялся, поскольку, во-первых, они ехали намного быстрее, а во-вторых, как уже сказал Льюис, разглядеть что-либо было просто невозможно. Я слышал звук моторов, но не мог уйти с траектории – трасса превратилась в одну сплошную лужу. Перед Abbey они прошли меня, я немного сбросил скорость и, в условиях практически нулевой видимости, едва не потерял машину…
Вопрос: А вот Рубенс Баррикелло и дождливый Сильверстоун словно созданы друг для друга!
Рубенс Баррикелло: Вообще-то, в 2003-м здесь было сухо, но что касается дождя… Честно говоря, в своей дебютной дождевой гонке я смотрелся неубедительно. Еще в картинге я никак не мог научиться ездить по мокрой трассе, но однажды, когда прогноз обещал ненастную погоду, мы поставили слики, и я почти полдня наматывал круги по залитому водой асфальту Интерлагоса. Зато когда мы переобулись в дождевые шины, я был на высоте.
Льюис Хэмилтон: В каком году это было?
Рубенс Баррикелло: Не надо спрашивать меня про год, в 82-м вас еще на свете не было! Но, я по-прежнему молод. Мне нравится гоняться в дождь – думаю, все дело в настрое: когда люди попадают в неприятные ситуации, они часто падают духом. Нужно принимать все так, как есть.
В начале гонки ехать за соперниками было нелегко, в какой-то момент я зацепил белую линию и отправил машину в разворот, а мой напарник совершил прогулку за пределы трассы в Сlub. К тому же, во время дозаправки, возникла странная заминка – я стоял в боксах почти 20 секунд! Думаю, это стоило мне второго места, но сам момент пит-стопа был выбран абсолютно верно.
Я решил переобуться в шины для сильного дождя после того, как в Club едва не врезался в стену. Команда сообщила, что мне следует заехать в боксы в ближайшие пять кругов, на каждом из которых я вполне мог отыгрывать у соперников по десять секунд, но, как сказал Ник, разница в скорости оказалась слишком велика, поэтому я взял себя в руки и поехал очень аккуратно.
Вопрос: И вот результат…
Рубенс Баррикелло: Я пришел в команду во имя определенной цели, зная, что в 2004 году она выступила очень неплохо. Правда, в 2005-м дела Honda шли не лучшим образом, но я надеялся, что в следующем сезоне ее ждет триумфальное возвращение, ведь в команде работают превосходные специалисты. Как выяснилось, им всем не хватало лидера – пришлось ждать Росса. С его приходом все как-то успокоилось, вошло в нормальный ритм, и этот подиум как нельзя кстати. Я не планирую останавливаться на достигнутом и хочу продолжить сотрудничество с Honda. Я, как никогда, люблю этот спорт и уйду из гонок только тогда, когда поеду медленнее, чем в своем дебютном Гран При в Кайлами.
Вопросы с мест
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Льюис, вы сказали, что в последние пару недель вас преследовали неприятности. Сегодняшний результат стал компенсацией?
Льюис Хэмилтон: В последние две недели я много путешествовал, участвовал во всевозможных мероприятиях. Этот период времени получился весьма эмоциональным – после двух неудачных гонок я был рад приехать на домашний Гран При с надеждой набрать очки и даже побороться за победу. Моя страна, команда и фанаты этого заслужили. Я понимал, что мы вполне можем рассчитывать на дубль – не знаю, что произошло с Хейкки, но в любом случае результат потрясающий.
Вопрос: (Иан Паркс – The Press Association) Льюис, мои поздравления! Вашего кумира Айртона Сенну называли «человеком дождя» - вы изучили его технику по записям гонок, или сами оказались настолько способным?
Льюис Хэмилтон: Я не мог многому научиться у Айртона, но знал, что в дождь он великолепен, и мечтал ездить не хуже. Если ты способен вести машину по мокрой трассе, значит тебе по плечу любые ситуации, поэтому на протяжении всей своей карьеры я неустанно оттачивал мастерство, которое, впрочем, пришло само собой. Я от природы чувствую, когда следует давить на газ, что и подтвердилось сегодня.
Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Льюис, вы сказали, что в трудные минуты семья всегда была рядом. Что говорили вам отец, брат? Как они помогли вам настроиться на гонку?
Льюис Хэмилтон: Со мной все было в порядке, я чувствовал лишь небольшой прессинг. Это личное дело, ничего серьезного… Я хотел победить и активно тренировался, чтобы не иметь ни капли сомнений в собственных возможностях. Перед гонкой брат зашел ко мне в комнату, и я сказал ему: «Надеюсь, у меня получится удержаться на трассе». Он ответил: «Не беспокойся об этом, ты отлично ездишь в дождь». Моя семья всегда рядом, отец не пропускает ни одной гонки – его рукопожатие до сих пор очень многое значит для меня. Родные люди никогда не бросят, в какой бы трудной ситуации ты не оказался.
Вопрос: (Пол Тернер – South Wales Evening Post) Льюис, вы были быстры, когда половина пелотона потеряла скорость. В чем секрет?
Льюис Хэмилтон: Никакого секрета – я такой, какой есть. Перед гонкой я словно подзарядился энергией и использовал ее по назначению. Сегодняшняя гонка была скорее психологическим испытанием, а не проверкой на выносливость. Не знаю, как мне это удалось, но я выиграл, а остальное не важно.
Вопрос: (Такехару Кусуда – Lapita Magazine) Рубенс, что вы чувствовали, пересекая линию финиша?
Рубенс Баррикелло: Я очень давно испытывал подобные ощущения, но хорошо помню все эмоции финального круга. Когда чувствуешь себя уверенно, риск ошибки минимален – я летел по трассе. «Боже, он, кажется, неправильно вошел в поворот», - невероятно веселая ситуация!
После финиша мне хотелось пожать руку каждому сотруднику Honda – я практически остановил машину и поприветствовал команду, заслужившую этот успех. Мы все работали не покладая рук, и отсутствие результатов негативно сказывалось не только на моем настроении, поэтому сегодняшний подиум многое значит для нас.
Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Льюис, вы были очень заняты – встречались с Нельсоном Манделой, участвовали в регате – не боялись растерять часть сил? Или у нас не было реальных причин для беспокойства?
Льюис Хэмилтон: Вряд ли вам следовало волноваться за меня – я нисколько не нервничал. Пожалуй, самым запоминающимся событием стала встреча с Нельсоном Манделой – я долго не мог поверить в случившееся. Потом была регата – мне всегда хотелось проверить собственные силы вне кокпита, но главным эмоциональным стимулом оставалось стремление не подвести фанатов. Команда верит в меня, а Хейкки не дает расслабиться – это невероятно мотивирует. Трудно сдерживать эмоции… А еще в начале недели я получил травму, и все фотографы пытались запечатлеть меня с распухшей губой… В общем, приходится иметь дело со всем, чем только можно, но, по-моему, я неплохо поработал.
Вопрос: (Майк Дудсон) Льюис, 24 года назад Найджел Мэнселл мчался по залитой дождем трассе в Монте-Карло. Я знаю, вы изучали историю автоспорта, но знали ли вы об этом? Найджел ехал слишком быстро, и его машину развернуло. В сегодняшней гонке вы везли соперникам по шесть, семь и даже десять секунд на круге – вы сами решили сбросить темп, или поступил приказ из боксов?
Льюис Хэмилтон: Я замедлился потому, что команда регулярно сообщала мне мой отрыв. 40 секунд, 48 секунд – я ехал намного быстрее соперников и вдруг подумал: «Эй, что происходит?». Мне не хотелось сильно сбрасывать скорость, что чревато потерей концентрации, поэтому я выбрал комфортный темп и все равно был быстрее соперников. Тем не менее, приходилось сохранять предельную концентрацию – представьте себе вылет с трассы после минутного преимущества. Это было бы ужасно.
Я сбросил скорость, но все же спросил команду, следует ли ехать еще медленнее. Они дали ориентир в 1:36, а дальше все шло своим чередом. Машина вела себя неплохо – по-моему, лишь несколько пилотов не проиграли мне целый круг. После обгона Хейкки я мог расслабиться, но было бы рискованно лидировать дуэтом, поэтому я уехал вперед.
Вопрос: (Уилл Бакстон- Australian Motorsport News) Рубенс, в 1993 году, в Донингтоне в подобных условиях вы финишировали третьим. Что вы помните из той гонки? В 2010-м эта трасса снова примет у себя Гран При Великобритании – вы планируете участвовать?
Рубенс Баррикелло: Да, погодные условия похожи, видимость, в том, и в другом случае – нулевая, но машины – совершенно иные. Трудно ответить на ваш вопрос, такое ощущение, будто я балансирую на очень высокой стене, с одной стороны которой – Сильверстоун, а с другой – Донингтон, где у меня было немало хороших гонок. Но я люблю Сильверстоун, а связку Becketts считаю одной из лучших в мире. Донингтон – отличная трасса, если довести ее до стандартов Формулы 1, но вряд ли я смогу забыть Сильверстоун – он слишком много значит для меня.
Вопрос: (Иан Паркс – The Press Association) Льюис, говорят, что в трудные времена люди намного лучше узнают себя. Последние две недели помогли вам сделать еще один шаг вперед? Что нового вы открыли в себе?
Льюис Хэмилтон: Похоже, это слова Мартина Лютера Кинга – помнится, он сказал что-то вроде: «Не победы, а невзгоды и то, как мы их преодолеваем, делают нас такими, какие мы есть». Разумеется, это далеко не точная цитата, но смысл примерно такой. На этой неделе мне было очень нелегко, но трудности закаляют характер, а поражения заставляют двигаться вперед.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Льюис, в этом сезоне вы уже дважды возглавляли личный зачет и оба раза теряли лидерство. В третий раз все будет иначе? Вам под силу удержать преимущество до финала?
Льюис Хэмилтон: Трудно сказать – не думаю, что в третий раз удача автоматически окажется на моей стороне. Все зависит от прогресса – мы неплохо поработали, и нужно закрепить успех. Как я уже сказал, в этой гонке я был бы рад и восьмому месту, но все получилось несколько иначе. Борьба очень плотная, нужно стабильно набирать очки.
Вопрос: (Иан Стрингер – BBC Radio Leicester) Льюис, что вы думаете о переезде национального Гран При из Сильверстоуна в Донингтон?
Льюис Хэмилтон: Меня постоянно спрашивают об этом – неужели я еще не дал ответа? Я согласен с Рубенсом: Сильверстоун – уникальная трасса, и будет обидно расстаться с ней уже через год. Пилотам нравится выступать в привычных условиях, одни автодромы нравятся больше, другие – меньше, но этот я могу назвать одним из самых любимых. Впрочем, времена меняются, а трасса в Донингтоне тоже весьма интересна – я неплохо выступал там в младших сериях. Уверен, если организаторы смогут довести ее до стандартов Формулы 1, мы получим еще один великолепный Гран При, но я надеюсь, что когда-нибудь мы вернемся в Сильверстоун.
Текст: Валерий Карташев