Жест отчаяния
Что ни говори, а Гран При Великобритании – это Сильверстоун. Трасса, где возрождался после войны британский автоспорт, и где родилась Формула 1. Учитывая, что уже полвека большую часть паддока заполняют команды с Туманного Альбиона, неудивительно, что эта гонка всегда занимает особое место для всех, кто причастен к Большим Призам. И пусть она не имеет грандиозной истории, уходящей в далекое прошлое, но и за последние десятилетия здесь родилось немало легенд, преданий и невероятных историй. Вот одна из них.
Несмотря на то, что после нескольких весенних этапов в лидеры Кубка Конструкторов сезона-95 вышла команда Ferrari, мало у кого возникали сомнения, что Скудерия – явно идущая на поправку с приходом на командный мостик Жана Тодта – все же сможет составить серьезную конкуренцию двум сильнейшим командам прошлого сезона на стайерской многомесячной дистанции. Поскольку чемпионат-94 оставил ощущение некоторой недосказанности, Williams и Benetton готовились к новой схватке.
В новом сезоне обе команды располагали одинаковыми моторами Renault, да и шасси были более или менее равны по характеристикам (с небольшим перевесом в пользу Benetton). Зато пилотский состав схожим уж никак не назовешь. «Первые партии» играли Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл. И если молодой немец непринужденно выигрывал гонку за гонкой, то его британскому сопернику оставалось надеяться лишь на везение, поскольку победы давались не в пример сложнее. Тем не менее, Хиллу удавалось не отпускать Шумахера в отрыв, и на домашнем Гран При он рассчитывал отыграть еще несколько очков.
Дэймон выиграл квалификацию с преимуществом в четверть секунды, а на старте буквально царский подарок ему сделал Жан Алези – француз из Ferrari с шестой стартовой позиции «выстрелил» на вторую, надежно отрезав преследователей Хилла во главе с Михаэлем. Поэтому отрыв лидера от плотной группы, идущей следом, рос на глазах – и к 17-му кругу, когда Алези поехал в боксы, Шумахер проигрывал принципиальному сопернику почти двадцать секунд. Правда, в кармане у немца имелся джокер – Росс Браун решил двигаться к финишу с единственным пит-стопом против двух у пилота Williams.
Оказавшись на чистой трассе, Михаэль сразу прибавил. Затем последовала первая остановка Хилла и единственная – самого Шумахера. Понимая, что ситуация складывается не в его пользу, британец попробовал взвинтить темп. Но даже три подряд рекорда круга не слишком помогли – с 20-ти его преимущество возросло лишь до 25-ти секунд. Поскольку «оперативность» механиков Williams в середине 90-х не выдерживала никакой критики, этого вполне могло и не хватить для сохранения первой позиции. И не хватило.
На глазах притихших трибун Дэймон выехал из боксов вторым. Терять ему было нечего, и буквально через пару кругов британец бросился в отчаянную атаку перед поворотом Priory. Михаэль невозмутимо пошел в поворот по своей траектории – и столкновения было уже не избежать. Подпрыгнув на бордюре, Williams протаранил Benetton, и обе машины замерли в гравии. Пожалуй, и тот, и другой гонщик могли считать себя проигравшими, а их отношения после британской аварии надолго ушли в крутое пике.
Победу же оспаривали вторые номера двух ведущих команд. Опытный британец Джонни Херберт, придя в Benetton, впервые в карьере получил достойную технику, а юный Дэвид Култхард быстро набирался опыта и порой смотрелся в Williams уже поинтереснее Хилла. Блестящая работа механиков на пит-стопах вывела Херберта вперед, но ДиСи остро наседал на нового лидера. До финиша было еще далеко и казалось, что первая победа Джонни менее вероятна, чем первая победа Дэвида. Но именно в этот момент выяснилось, что гонщик Williams превысил скорость в боксах (отказала ответственная за это электроника). Десятисекундный штраф отбросил шотландца на третье место, но справедливости ради стоит отметить, что прямо перед этим он провел-таки успешный обгон в споре за лидерство.
Ну а на вершину подиума к восторгу болельщиков поднялся их земляк. Джонни Херберт шел к этому успеху семь долгих лет – при этом примечательно, что и дебютировал он как раз в составе Benetton, но затем надолго покинул команду. Сильверстоунское «серебро» досталось в итоге Жану Алези, а в споре за четвертое место на предпоследнем круге столкнулись Рубенс Баррикелло (Jordan) и Марк Бланделл (McLaren). Бразилец улетел с трассы с поврежденной подвеской, а британец все же доковылял на трех колесах до клетчатого флага – но только пятым. Его успел опередить пилот Ligier Оливье Панис, а шестое место досталось Хайнцу-Харальду Френтцену из Sauber.
…И еще десять гонок, оставивших след в истории
1926 – Первая в истории гонка, которой историки присуждают статус Большого Приза Великобритании, состоялась на треке Бруклендс. На самом деле те соревнования проходили на призы Королевского автоклуба, но как и в аналогичном случае с Францией, позже они были названы национальным Гран При. Из 14 подавших заявки экипажей на старт выехали девять, а до финиша добрались три. Раньше других это сделали французы Луи Вагнер и Робер Сенешаль на Delage 155B. Гонку провели вновь год спустя, а затем возникла пауза аж до 1948 года.
1950 – Знаменитая «самая-самая первая гонка» чемпионатов мира Формулы 1. Именно тогда была заложена традиция, по которой синонимом Гран При в Сильверстоуне стали многокилометровые пробки на окрестных дорогах. Джузеппе Фарина и Луиджи Фаджиоли на заводских Alfa Romeo 158 не оставили соперникам ни единого шанса.
1951 – Дебютный успех Ferrari в Ф1. 28-летний новичок из Аргентины Хосе Фролайн Гонсалес за рулем 375-й модели смог переиграть быстрые, но невероятно прожорливые «Альфетты». Любопытно, что соавтором успеха мог стать Альберто Аскари – после поломки собственной машины лидер Скудерии по тогдашним нормам имел право занять за рулем место напарника, но не стал этого делать.
1954 – Неожиданное поражение капотированных Mercedes Benz W196 не позволило истории Формулы 1 уйти от использования машин с открытыми колесами. Пилот штутгартцев Хуан-Мануэль Фанхио несколько раз задевал ограждающие трассу тюки и в итоге финишировал только четвертым, а победил вновь Гонсалес на Ferrari. Еще та гонка запомнилась применением для хронометража неточных ручных секундомеров.
1973 – Дебютант Джоди Шектер из McLaren стал инициатором массовой аварии в конце первого круга. На повторный старт южноафриканец не вышел, зато там смог заявить о себе еще один новичок – пилот BRM Ники Лауда, который прорвался с девятого на второе место, хотя затем и откатился назад. Победу же одержал еще один представитель McLaren, американец Питер Ревсон.
1975 – Первая попытка сдержать рост скоростей в Сильверстоуне – в повороте Woodcote устроили замедляющую «эску». Внезапный ливень под конец гонки спутал все карты, принеся победу Эмерсону Фиттипальди (McLaren). Британская легенда Грэм Хилл на домашнем этапе официально завершил свою невероятную 18-летнюю пилотскую карьеру в Ф1.
1977 – Тот случай, когда в рамках одного Гран При произошло сразу несколько важных событий. Но наибольший след в истории оставили, несомненно, дебют канадца Жиля Вильнева и дебют команды Renault с турбо-машиной, сразу прозванной «желтым чайником» за бесконечные поломки. Первую в сезоне гонку смог выиграть действующий чемпион мира Джеймс Хант (командный трофей вновь достался McLaren).
1979 – Дебютная победа команды Фрэнка Уильямса. На машине FW07, созданной Патриком Хэдом на деньги арабских спонсоров, первым финишировал опытный швейцарец Клей Регаццони. Уже в следующем сезоне Williams завоюет Кубок Конструкторов, а лидер команды Алан Джонс станет сильнейшим пилотом Формулы 1.
1987 – Фантастическая по красоте схватка двух гонщиков Williams-Honda закончилась победой Найджела Мэнселла. После внепланового пит-стопа британец смог отыграть у напарника Нельсона Пике 28 секунд за 26 кругов, чем привел трибуны Сильверстоуна в форменное неистовство. А через несколько поворотов после финиша у Мэнселла кончился бензин…
1999 – Отказ тормозов и жесткая авария в повороте Stowe приковали Михаэля Шумахера к больничной койке. Явный фаворит сезона вынужден был расстаться с мыслями о первом титуле в составе Ferrari, а победителем возобновленного заезда стал шотландец Дэвид Култхард. Для его команды McLaren этот успех на домашней гонке стал уже десятым по счету.
Текст: Александр Кабановский