Среди «Денискиных расказов» замечательного писателя Виктора Юзефовича Драгунского есть прелестная история (ее название я позволил себе вынести в заголовок этого опуса): главный герой – школьник младших классов – мечтает встретиться с капитаном дальнего плавания, чтобы расспросить того о неведомых уголках Земли. Действительно, откуда еще советский мальчишка мог узнать что-то о далеком и загадочном Сингапуре? Ну если только из песни Вертинского – да и в ней с фактической информацией негусто.
То ли дело – нынешние ровесники книжного Дениски. Тем, кто не застал мороженого по восемь копеек, достаточно произвести пару пассов над клавиатурой – и таинственный восточный город-государство тут же раскроет все свои секреты, подкрепив их фотоснимками и даже кадрами видео. Какая уж тут романтика дальних странствий в эпоху высокоскоростных сетей?
Но вот чего не может никакой Интернет – так это объяснить, какие мухи по ходу минувшего этапа Ф1 в том самом Сингапуре искусали поголовно весь персонал Скудерии Феррари. Хорошо, что этого провала не видит Коммендаторе – а не то половине команды пришлось бы уже в понедельник утром отправляться без выходного пособия на все четыре стороны, ну или в лучшем случае переквалифицироваться в грузчики.
Что уж тут говорить, если едва ли не единственное дело, которое в воскресенье парни в красном выполнили без накладок – это эффектно вернуть в гараж команды сбежавший кусок заправочного шланга. Тут – надо признать – им аплодировал весь паддок, хотя бы и мысленно. Все же остальное валилось у представителей Ferrari из рук, причем в самый неподходящий момент и с максимально негативными последствиями. И если в ноябре Лука Кордеро ди Монтедземоло, обведя переминающихся с ноги на ногу первых лиц команды, сурово спросит, почему в итоге сезон оказался проигран, топ-пилотам, топ-инженерам и топ-менеджерам кивать будет не на кого. Впрочем, пока все же не стоит забегать вперед – быть может, уже скоро сегодняшних неудачников будут превозносить до небес. Быть может.
Все же остальные события Гран При Сингапура более или менее укладываются в рамки общей логики. Большие Призы успешно отыграли гастроли еще в одной прежде не знавшей такого счастья стране. Что любопытно – это ведь только кажется, что гоночная география расширяется. На самом же деле проницательный Берни нашел гениальное в своей простоте решение – он просто вновь собирает воедино земли британской короны. Малайзия, Бахрейн, Сингапур (а в скором будущем – и Арабские Эмираты) – совсем недавно все это были части одного государства, причудливо разбросанные по глобусу.
Но вне зависимости от того, какие соображения привели гоночных кочевников в юго-восточный уголок нашей планеты (а равно и от того, где именно была проложена трасса и в какое время состоялась гонка), все опять решил Его величество случай. Сколько уже раз в этом году именно его вмешательство ставило все с ног на голову. Конечно, непредсказуемость поднимает рейтинги спорта и привлекает к нему новых болельщиков, но мне почему-то кажется, что с каждым новым прецедентом все большее число поклонников Ф1 в сердцах поминают старую китайскую мудрость про жизнь во время перемен.
Конечно, по-настоящему умелый пилот и сильная команда смогут достойно выпутаться почти из любой ситуации (что в Сингапуре четко продемонстрировали Льюис и McLaren), а середнякам неожиданный поворот сюжета в состоянии подарить фантастический результат (примеры и здесь перед глазами) – но порой уже хочется некоего спокойствия и даже предсказуемости.
Но много ли таких гонок было в нынешнем сезоне? Сонная Валенсия – номер раз. А дальше?.. Ну разве что Испания (только не говорите об этом поклонникам Хейкки), с некоторой натяжкой – Бахрейн, Турция и Франция. И все! Остальные десять гонок спокойными и уж тем более очевидными не назвать при всем желании. И кстати – все пять упомянутых этапов прошли при заметном превосходстве Ferrari. Это ли не показатель того, что итальянская команда выигрывает на классе, если все более-менее спокойно, но одной из первых пасует, когда что-то начинает развиваться не по изначальному плану.
В Сингапуре вновь случилось именно так. Бедолага Нельсиньо даже не предполагал, какие последствия будет иметь его очередная ошибка. К слову, даже проснувшись после развеселой вечеринки, Флавио Бриаторе едва ли забудет, что первопричиной триумфа его первого пилота стала ошибка пилота второго. И если в этот момент в памяти босса Renault F1 почему-либо всплывет фамилия Лукаса ди Грасси – последствия могут принять необратимый характер.
С гонкой 15-го этапа чемпионата мира, во всяком случае, вышло именно так. От небольшого, казалось бы, камешка, поднялись такие волны, что пилотов самым непостижимым образом разбросало по строчкам мониторов хронометража. Как выяснилось много позже – обгонять на этой трассе все же возможно. Но ни Роберта Кубица, ни Льюиса Хэмилтона об этом почему-то не уведомили. И если британец ехал хотя бы за Дэвидом Култхардом (вот интересно – о чем, глядя на эту картину, думал в далекой Бразилии экс-пилот Ф1 по имени Энрике Бернольди, который в 2002-м в Монако сам вот так же сдерживал стремительный McLaren ДиСи?), то поляк и вовсе не смог одолеть Force India.
И это лишь малая толика из тех событий, что позволили выиграть гонку обладателю 15-й стартовой позиции, а победителя квалификации отбросили на 13-е место. Не сомневаюсь, что немало интересных подробностей уже вовсю обсуждается поклонниками Ф1, а еще некоторые только предстоит выудить формульным журналистам из кромешной темноты экваториальной ночи. Что поделать, если не все на этот раз попало под лучи мощных прожекторов? Да и вообще, рассказывать про Сингапур во все времена было непростым делом. Более того – еще относительно недавно в тех, кому предстояло это делать, могли запросто запустить котлетой.