Слово suspended, помимо значения «приостановленный», имеет и другое – «подвешенный». Весьма символично, ибо всякий раз, когда в гонках Ф1 применяется одноименная процедура, болельщики оказываются в подвешенном состоянии – не вполне ясно, зачем это нужно и что будет дальше…
Впервые приостановка гонки была использована во время Гран При Европы 2007 года. Тогда через несколько минут после старта над Нюрбургрингом разверзлись небеса, что привело к хаосу на трассе. Нескольких пилотов, не успевших сменить шины, просто смыло с асфальта – и гонку решено было приостановить. Это позволило избежать новых происшествий и суматохи в боксах. Тогда машины остановили – прямо на стартовой прямой – и переобули в соответствующие погоде шины, после чего был дан рестарт. И это выглядело в целом логично.
Однако во время недавнего Гран При Монако ситуация была совсем иной, и на ее примере отлично видно, сколь порочна практика «приостановки» гонок. А если она применяется незадолго до финиша, то и вовсе противоречит здравому смыслу и духу спорта.
Во-первых, подобные действия нарушают одно из базовых правил – что бы ни творилось на трассе, от старта до финиша не может пройти более двух часов. На это рассчитывают телекомпании и болельщики, выстраивая свои планы. В случае с приостановкой гонки время может течь сколь угодно долго. В Монако общая продолжительность событий на трассе составила 2 часа 9 минут. Превышение небольшое, но, теоретически, ничто не мешает сделать паузу втрое дольше.
Раньше все было просто, красный флаг – это полная остановка борьбы. Если гонщики не успели пройти два полных круга, старт дается заново, если позади более 75% дистанции – гонка завершена, в промежуточных случаях можно начислить половинные баллы или же возобновить борьбу с учетом отрывов в первой части гонки. Но то – раньше.
Можно понять судей, которые используют процедуру приостановки. Если прекратить борьбу на середине дистанции – то потом нужно давать новый старт, а результаты двух частей суммировать. Это сложно, и наверняка запутает тех, кто следит за событиями на трассе. А если красные флаги вывешены после 75% дистанции – сократится общее время трансляции, и как следствие – количество показанных рекламных роликов. Все это полностью соответствует спортивному регламенту, но не слишком порадует держателей коммерческих прав.
Тут-то на помощь и приходит новая, такая удобная и полезная процедура. Если гонка приостановлена, то можно избежать лишних волнений. Борьба будет продолжена, отрывы пересчитывать не надо, все довольны. Да еще и дополнительную рекламу можно показать.
Схожего эффекта, наверное, можно добиться, используя машину безопасности. Вспомните старт прошлогодней гонки в Корее – пилоты проехали в таком режиме два десятка кругов. Однако в Монако и этот вариант применять было нельзя – зачетная дистанция кончилась бы раньше, чем эвакуация Виталия Петрова в госпиталь принцессы Грейс.
Потому-то мы и стали свидетелями томительного ожидания, спешного ремонта – и финальных шести кругов. Они ничего не изменили в тройке лидеров, зато лишили хороших результатов Пастора Мальдонадо и Камуи Кобаяши. Особенно обидно было за чемпиона GP2, который по ходу всего уик-энда доказывал, что в этот раз достоин первых очков в Ф1. Чемпиону мира и победителю 15 гонок Льюису Хэмилтону, по большому счету, нет никакой разницы, оказаться в протоколе на шестой строчке или на седьмой – а вот сыну славной Венесуэлы другого подобного случая заявить о себе, не исключено, придется ждать еще не один месяц.
И, наконец, главный аргумент против «подвешенных» гонок: возможность работы механиков на решетке. До аварии у бассейна все мы, не отрывая глаз, следили за тройным поединком за победу. Более интригующего расклада и представить было невозможно. Лидер на изношенной резине и два его преследователя на более свежих шинах, уже почти потерявшие надежду побороться за титул. Фернандо Алонсо сам признался, что обязательно пошел бы в атаку, да и Дженсон Баттон на новеньком SuperSoft наверняка не остался бы лишь пассивным наблюдателем.
Но механики, выполнив разрешенные работы на стартовой решетке, уничтожили интригу на корню. Разумеется, никто их в этом не винит – каждая команда делает все, что дозволено регламентом, чтобы обеспечить своему пилоту как можно более высокий результат. Разумеется, финальный спринт в квалификационном, по сути, режиме остался за Red Bull Racing. На одном быстром круге угнаться за машиной Эдриана Ньюи просто нереально – об этом говорят и шесть поулов из шести, и первый круг в Монако, когда Себ оторвался от преследователей сразу на две с половиной секунды. Не зря Пол Хембри после финиша высказывал недовольство, считая, что шины менять не следовало.
Отдельная тема – замена заднего крыла на машине Льюиса Хэмилтона. В тот день британец осложнил гонку многим пилотам – но в этом эпизоде, едва ли не в единственный раз, оказался в роли жертвы. И вновь, как не раз прежде по ходу карьеры, судьба улыбнулась британцу. Времени до рестарта оказалось ровно столько, чтобы механики успели заменить поврежденную деталь.
Представьте себе, что бегунов-марафонцев останавливают на отметке 40 км, собирают всех вместе, дают возможность принять душ, приглашают массажистов. А потом выстраивают в ряд, без учета прежних отрывов – и отправляют на финальные 2 километра 195 метров, по итогам которых и определяют победителя. Никакой логики? Разумеется – но в Монако мы видели именно такую картину.
Потому, на мой взгляд, с точки зрения спорта и здравого смысла гонку в княжестве нужно было останавливать безо всякого отложенного продолжения. Именно такой вариант, например, мы видели во время Гран При Бразилии 2003 года, да и не только. Это нормальная практика.
Кстати – в этом случае финишная классификация, в соответствии с регламентом, была бы определена по итогам 67 кругов. И Виталий Петров значился бы в ней на седьмой строчке…