В этом году Артём Маркелов выступает в японской серии SuperFormula, а бывший руководитель Russian Time Светлана Стрельникова продолжает заниматься его карьерой – и ведёт авторскую колонку на F1News.ru, рассказывая нашим читателям о Японии и о гонках.
Первая колонка посвящена первому этапу сезона, прошедшему в минувший уик-энд в Сузуке…
Неожиданно оказалось, что в Сузуке я пятый раз, а в Японии шестой, но только в этом году окончательно превратилась из Светланы Стрельниковой в Севетелану Сан. Всё потому, что я впервые сотрудничаю с японцами на их территории. В прошлом году опыт общения был, но на своей территории они совсем другие.
Возьмём, например, пилота Russian Time 2018 года Тадасуке Макино. Скромный малоразговорчивый парнишка, но в Японии он – душа компании, смеётся и балагурит без конца. SuperFormula ему очень подходит, здесь он дома.
А мы? Как чувствуем себя мы на этой далёкой земле, выступая в японском чемпионате? (Артем Маркелов, менеджером которого я являюсь – первый русский пилот, выступающий в SuperFormula).
В первой колонке немного о Японии, немного о чемпионате.
Сакура
Когда этап Формулы 1 приезжает в октябре, увидеть цветение сакуры нет никакой возможности, зато мы весной ей насладились сполна. В каждом определенном месте сакура цветёт около десяти дней, но Япония вытянутая и гористая, так что с февраля по май всегда есть возможность найти цветущие сады.
Развлечение это для японцев, называется Ханами, состоит в том, чтобы организовать пикник под деревьями. Все парки забиты людьми, сидящими на асфальте, траве и так далее. Сидят очень плотно; так что к сакуре прорваться непросто. Это скорее охота на сакуру. Её обязательно надо увидеть и вечером при искусственном освящении, и днём, и утром – и желательно разную. В общем, целая заморочка. В какой-то момент ее становится слишком много. Но мы не сдаёмся и продолжаем обсуждать сакуру с нашими японцами.
Люди в масках
Огромное количество японцев ходит в масках. Их продают повсеместно - разной формы, разных цветов. Одна треть всех зрителей сидит на трибуне в масках. Аллергия – основная причина в это время года. Поскольку половина команды и даже инженер Артема в один из дней пришли в масках, мы познакомились с этой грустной историей.
С февраля по конец апреля у них цветёт японский кедр, эндемик. И у 20% населения аллергия на его пыльцу. Высадили они эти кедры сами, после войны, когда требовалась древесина для восстановления страны, но впоследствии более дешевую древесину стали завозить из других стран, а свои леса росли.
Как оказалось, деревья старше 30 лет производят наиболее аллергенную пыльцу. И сейчас 60-70% деревьев как раз в этом возрасте. Для японцев эта проблема государственного уровня. Люди со слезящимися глазами, каким-то бешеным грустным взглядом и шмыгающим носом — не очень хорошие работники, правда?
Увидев инженера Артема без маски, я радостно спросила: полегчало?
В ответ услышала, что неудобно говорить по радио в маске, а облегчения стоит ждать к маю.
На этом пока тревел блог закончим и перейдём к гоночным делам.
О гонках
Популярен ли в Японии автоспорт - да. На открытии сезона в Фудзи два главных концерна – Honda и Toyota представили машины и мотоциклы из всех чемпионатов, в которых они принимают участие. А список внушительный.
Японский зритель – благодарный и внимательный
Артем у них популярен. Для автографов они приносят фотографии прошлых лет, с тестов. Приходят с российскими флагами, делают специальные флаги с его именем, рисунки, маленькие подарки. Мы тоже накупили магнитиков и дарим детям. Дети рады.
SuperFormula
По мне, это маленькая копия Формулы 1 2000-х годов
Пятница
Свободные заезды – 1 час
Суббота
Свободные заезды – 1 час
Квалификация: 3 части
20 минут (остаются лучшие 12 пилотов)
7 минут (остаются 8)
7 минут борьба за поул-позицию
Одно очко получает обладатель поула
Воскресенье
Свободные заезды – 30 минут (старый добрый warm-up)
Гонка – 90 минут с обязательным пит-стопом с дозаправкой!
Машины все одинаковые, шасси Dallara, а моторы разные – Honda и Toyota. В команде 23 человека на две машины. По сравнению с Формулой 2, где в команде всего 12 человек, здесь у машин толпы механиков.
Пит-стоп проводят 5 механиков, один из них совершает дозаправку.
Кодовое название «пит-стоп Ниндзя» – передний левый механик перепрыгивает через нос машины – в его обязанности входит открутить оба передних колеса и вынуть домкрат из-под носа машины.
В нашей команде всего несколько человек говорят по-английски: два инженера Артема, инженер по телеметрии и девушка - менеджер команды.
Остальные чистые японцы. Наши «коничева» (здравствуйте), «генки» (как дела), «аригато» (спасибо), «матаашта» (до завтра) весело воспринимаются всем персоналом.
«Аригато гозаймас» самые популярные слова и говорят их всегда, везде и всем, лучше с легким поклоном и протяжным «гозаймаааас». В нашей компании употреблять уже запрещено, слишком часто мы всех благодарим.
Артём благодарит всех, кто подходит с автографами и подарками, а их много. Зато шея хорошо тренируется в частых поклонах!
Кейтеринг у каждой команды свой, но есть и общие кафе за деньги. Все пять лет в Формуле 2 мы жаловались на однообразие блюд. И моцареллы нет, и мясо одно и тоже, и курица холодная.
Тут жалоб нет как нет – на обед рис во всех вариантах. Палочками мы все владеем виртуозно, так что уплетаем его за обе щеки. Артем ещё заказывает курицу, мы ему помогаем с ней справиться, мотивируя это тем, что в гонках важно не набирать вес.
И, конечно, мисо суп, который они просто разводят кипятком и пьют. Выяснилось, что японцы суп не едят, а пьют, так что ложки им ни к чему.
Этап в Сузуке
Машины в этом году новые, найти настройки непросто. Но парни ищут, и перед гонкой им это, наконец, удалось. Артём стартовал двадцатым, так как разбил машину в квалификации.
Стартовую решетку выстраивают за полчаса до начала, как в Формуле 1. Машины огораживают, чтобы создать личное пространство для механиков и пилотов. Гости гуляют и фотографируются. За пять минут ограждения убираются, пилоты садятся по машинам, гости выдворяются.
Прогревочный круг, старт и 43 круга гонки. Для себя я это назвала «гонки на выживание».
Четыре выезда автомобиля безопасности. Множество ошибок и аварий. Виртуальной машины безопасности здесь нет, так что используется обычная классическая процедура. Единственное, сейфти-кар едет очень медленно, и когда весь пелотон скрывается за первым поворотом, ждать его приходится долго. Пилоты жаловались, что за такой машиной безопасности ехать непросто.
В результате оба пилота нашей команды обогнали под сейфти-каром. Артём получил штрафной проезд по пит-лейн, а Кузуя – плюс 30 секунд в конце гонки. Гонка закончена на 10 и 11 местах, команда очков не заработала.
Основная масса пит-стопов прошла во время первой машины безопасности. Мы избежали аварий и поднимались всё выше и выше. К четвёртой машине безопасности мы были восьмыми, но проезд по пит-лейн отбросил нас на 25 секунд. Артём активно нагонял, сокращая отставание по несколько секунд на круге – пятая машина безопасности нам бы не помешала. Но ее не случилось, так что он закончил гонку десятым.
Первый гоночный уик-энд сезона позади, мы возвращаемся в Токио и отправляемся домой. Будем готовиться ко второй гонке и работать над ошибками. До встречи в мае!