В 2016-м Джолион Палмер заменит Романа Грожана в Lotus F1. В интервью F1i.com британец рассказал, как опыт работы резервным пилотом помог ему получить контракт и готовиться к следующему сезону...
Вопрос: О чём вы договорились с командой в прошлом году, подписывая контракт резервного пилота? Вы были уверены, что в итоге станете основным гонщиком?
Джолион Палмер: Тогда мы говорили о возможности работать на трассе, чтобы в следующем сезоне побороться за вакансию основного гонщика. Мне это пообещали, сказав, что в 2016-м у меня может появиться шанс – так в итоге и вышло.
С начала сезона я работал на трассе, знал, что команда мной довольна, но уверенности быть не могло – многие резервные пилоты ушли из Формулы 1 ни с чем, но в моём случае события развивались по оптимальному для меня сценарию.
Вопрос: Кроме того, в конце прошлого года вы участвовали в тестах Force India…
Джолион Палмер: Да, я отработал один день на тестах в Абу-Даби.
Вопрос: Поскольку гарантий с их стороны вы не получили, важно было продемонстрировать свой потенциал, целый сезон проработав с Lotus?
Джолион Палмер: Тесты с Force India прошли хорошо. Я проехал не так много кругов из-за проблем с машиной, но понял, что могу с этим справиться. Я был чемпионом GP2 и знал, что могу это сделать, но мне нужен был контракт, позволяющий регулярно показывать свой потенциал. Зимой я вел переговоры и с Force India, но контракт с Lotus оказался более выгодным.
Вопрос: Когда вы почувствовали, что роль резервного пилота откроет вам путь к контракту основного гонщика?
Джолион Палмер: Уверенности не может быть, пока вы не подпишете этот контракт. К тому же у меня не так много титулов, которые могли помочь, поэтому я напряженно работал целый год, даже когда всё складывалось успешно. Я доволен своим пилотированием, да и команда меня хвалила, но никогда не знаешь, что ждет тебя за углом.
Довольно рано я понял, что вероятность успеха весьма велика, но во время летнего перерыва ситуация заметно осложнилась, появились вопросы по поводу будущего команды, а это всегда настораживает. Я с начала года понимал, что у меня есть шанс, но я никогда не был в нём уверен, пока сам не поставил подпись.
Вопрос: Сегодня почти каждый гонщик приводит спонсоров. В Lotus просили у вас дополнительное финансирование?
Джолион Палмер: Вообще-то нет. Разумеется, для современной Формулы 1 характерно, что просто пилотировать машину недостаточно, но финансовая поддержка, которой я располагаю, не столь велика, как у некоторых других пилотов. Весь год мы над этим работали, понимая, насколько важно получить место в команде, но в итоге нам просто удалось договориться с Lotus и с Renault. Ключевым фактором стала моя скорость, умение работать с инженерами, а уже потом помогла спонсорская поддержка.
Вопрос: Поговорим о работе на трассе. В первой тренировке вы чувствуете прессинг перед выездом на трассу?
Джолион Палмер: Да, прессинг всегда присутствовал. Основные пилоты его не чувствуют, у них есть возможность постепенно втягиваться в работу, а когда у вас единственный шанс за уик-энд, и таких уик-эндов не так много, то садясь за руль, вы понимаете – всё или ничего.
Приходится нелегко, у меня не так много времени для работы на трассе, но нужно было показать всё, на что я способен, а если вы разобьете машину или сделаете какую-нибудь глупость, то всё быстро закончится. Прессинг огромен, но чем больше я этим занимался, тем проще становилось: я лучше узнавал команду и машину, привыкал к этой работе, поэтому мне стало немного легче.
Вопрос: Этот опыт подготовил вас к первому сезону в Формуле 1, или же прессинг снова вырастет, когда вы начнете выступать в гонках?
Джолион Палмер: Думаю, да. Это были лишь тренировки, хотя иногда они напоминали мне квалификацию. В молодежных сериях я боролся в квалификациях и гонках, чувствуя серьёзный прессинг, особенно в GP2, где я должен был стать чемпионом, чтобы доказать, что достоин Формулы 1, но теперь его станет ещё больше.
Вопрос: Титула в GP2 достаточно, чтобы заслужить место основного гонщика, или нужно поработать на трассе по пятницам, чтобы убедить команду?
Джолион Палмер: С технической точки зрения, титула в GP2 должно быть достаточно, но сейчас это не совсем так. В Формуле 1 всегда были гонщики, приводившие крупных спонсоров – в этом плане ничего не изменилось, но сейчас всё меньше гонщиков приходят без финансовой поддержки. В моём случае я пытался получить шанс, максимально раскрыть свой потенциал – и в этом году мне это более-менее удалось. Мне дали шанс, я им воспользовался, и в следующем году буду выступать в гонках.
Вопрос: Вероятно, вы хотите сосредоточиться на 2016-м, но впереди сложный зимний период, полный неопределенности, ведь команда ждет сделку с Renault. Это вас беспокоит?
Джолион Палмер: Я не слишком беспокоюсь по этому поводу и стараюсь полностью сконцентрироваться на своей работе. Я проведу первые пятничные тренировки в оставшихся Гран При, постараюсь побольше времени проводить на трассе, активнее работать с инженерами. Хорошо, что теперь все знают – у меня есть место в команде, поэтому могу более интенсивно работать, чтобы к началу следующего сезона быть в хорошей форме. Ожидается, что в 2016-м это будет уже команда Renault, сейчас все к этому готовятся.
Вопрос: В этом году команда построила конкурентоспособную машину, но не могла её дорабатывать, не имея средств. Вас беспокоит, что из-за этого в следующем году машина может оказаться недостаточно конкурентоспособной?
Джолион Палмер: Сложно сказать. Парни напряженно работают, чтобы создать эффективную машину, а появление Renault должно принести финансирование – это плюс. С этой точки зрения всё в порядке. Конечно, всё решится довольно поздно, что не лучшим образом скажется на подготовке, но сейчас невозможно судить, какой окажется машина. Надеюсь, она будет конкурентоспособной, но и соперники не стоят на месте – оценить расстановку сил можно будет только на зимних тестах.
Вопрос: Судя по тому, что вы знаете о команде и ее потенциале, каких результатов она сможет достичь при поддержке Renault?
Джолион Палмер: Я надеюсь, что в итоге команда выиграет титул. Она уже добивалась этого 10 лет назад вместе с Renault, и теперь французский концерн возвращается к той же команде. Происходят кадровые перестановки, приходят новые сотрудники, и я знаю, что в Энстоуне отличные инженеры. Я уверен, с поддержкой Renault команда вновь сможет побеждать.
Вопрос: Вы считаете, что если появится шанс, вы сможете добиться успеха. Вы готовы с самого начала бороться за победу?
Джолион Палмер: Конечно. Я здесь именно ради этого.