В этом году гонщики отвечали на вопросы читателей F1News.ru. В Мельбурне – Даниил Квят, в Барселоне – Нико Хюлкенберг, в Монако – Камуи Кобаяши, в Сильверстоуне – Валттери Боттас, в Германии – Дженсон Баттон, в Венгрии – Даниэль Риккардо, в Милуоки – Михаил Алёшин, в Спа – Жан-Эрик Вернь, в Монце – Фелипе Масса, в Сингапуре – Пастор Мальдонадо, в Сочи – Серхио Перес.
Мы начали сезон с интервью с Даниилом Квятом и решили провести его ещё раз в конце чемпионата – чтобы подвести итоги первого сезона российского пилота в Формуле 1…
Вопрос (Александр Папшев, Пенза): Даниил, не боитесь ли вы соперничества с Даниэлем Риккардо в Red Bull? Даже Себастьян Феттель не устоял...
Даниил Квят: Нет, не боюсь. Всё, что сейчас будет происходить до Мельбурна: все разговоры, все вопросы, которые мне будут задавать по поводу нашего соперничества, – вообще не будут иметь значения. Это гадание на кофейной гуще. Мне это не слишком интересно.
Я много раз говорил и в начале этого года, что до квалификации в Австралии рано что-то говорить и делать прогнозы. Больше того, и после Мельбурна будет рано делать какие-то выводы. Ждать придется ещё долго, перед тем как мы поймем, как развивается борьба.
Вопрос (Отабек Мадалиев, Ташкент): Даниил, что именно для вас лично оказалось самым сложным в Формуле 1 – работа с машиной, с командой, понимание каких-то особенных правил. Как вы преодолели или будете преодолевать эти сложности?
Даниил Квят: В начале сезона у меня было много хороших гонок, когда обстоятельства, возможно, складывались для меня весьма удачно. Возможно, эти гонки меня слегка расслабили. Но в какой-то момент летом я понял, что на самом деле ещё вообще ничего не сделано, что я могу многому научиться.
После летнего перерыва я начал работать с удвоенной силой. Понял, что в гонках мне есть, над чем работать. Наш гоночный инженер Фил Чарльз всегда был откровенен со мной, порой даже выговаривал какие-то вещи весьма жестко. Не подумайте ничего плохого – у нас прекрасные отношения. В итоге он был прав, что говорил всегда прямо. Я это ценю.
Его советы и опыт очень помогли. Мне нужно было много работать над тем, чтобы понять, как ведет себя резина в гонке. Я начал работать как надо, можно сказать, со Спа. С тех пор почувствовал себя увереннее, увидел, что прогресс идет быстрее. Это было очень полезно.
Вопрос (Николай, Волгоград): Много ли у вас за первый год появилось друзей в паддоке?
Даниил Квят: В принципе, у нас всех тут немного необычные отношения. Но в основном все думают и говорят только о работе. Я думаю, что друзьями становятся несколько при других обстоятельствах, хотя с другой стороны – в паддоке как будто отдельная жизнь, и в ней у меня друзей появилось немало. Можно по-разному ответить на этот вопрос. Цифру я вам не назову. Возможно, даже пока слишком рано об этом говорить.
Вопрос (Олег, Одесса): Даниил, добрый день. Возможно, это субъективное мнение вашего придирчивого болельщика, который хочет что бы вы выступали лучше и лучше, но такое чувство, что вам не слишком удаются старты гонок. Это действительно так?
Даниил Квят: Лучший из всех стартов у нас получился, по-моему, в Бразилии. Мы были в этом отношении весьма нестабильны, но причин несколько. Меня тоже, естественно, подводило отсутствие опыта, но нам кое-чего не хватает в работе двигателя. Мы точно знаем, в чем проблема.
Вопрос (Аркадий, Ногинск): Даниил, мои поздравления с переходом в Red Bull! Вопрос такой: с чем связано, с вашей точки зрения то, что Формула 1 молодеет? Опыт уже не так важен в современных гонках? Что главное?
Даниил Квят: Мне тяжело ответить на этот вопрос. Возможно, в паддоке просто есть люди, которые не боятся. Когда они видят настоящий талант, то берут его и быстро проводят по карьерной лестнице… Возможно, иногда даже слишком быстро, но насколько это оправданно, покажет только время. Спорт – явление молодёжное, но в Формуле 1 гонщики могут выступать и до 40 лет, и даже до 43-х, как кто-то совсем недавно. Так что всё относительно.
Вопрос (Милана, Нальчик): Самый лучший момент в этом сезоне?
Даниил Квят: Лучшая гонка – это все-таки Монца. В той гонке я почувствовал, что у меня есть силы. В гонке у нас всё складывалось отлично, и даже в том инциденте под конец с тормозами можно было найти что-то положительное. Они отказали, но мне всё равно удалось доехать до финиша на той позиции, на которой я в тот момент находился. Лично я себе много что доказал в тот уик-энд. Этап в Монце для меня оказался особенным.
Вопрос (Дмитрий, Тольятти): Как мне показалось, в течение сезона изменился ваш стиль в одежде и аксессуарах. Пойдете ли вы дальше? Скажем, собираетесь ли сделать татуировку?
Даниил Квят: Мне кажется, некоторые люди вокруг меня говорят о татуировках даже слишком часто. Наверное, чтобы выделяться на фоне остальных через несколько лет, надо татуировок как раз не иметь. Это уже будет чем-то необычным. Я об этом не думал пока.
Вопрос (Стас, Москва): Даниил, вы знаете несколько языков и судя по всему очень любознательны. Но как обстоят дела с вашим образованием? Остаётся ли время для этого? Есть ли желание обучиться чему-то в перспективе?
Даниил Квят: У меня нет пока никакого желания осваивать другую профессию, так что оставим этот вопрос на потом. Сейчас у меня лучшее образование, какое я только могу себе представить.
Вопрос (Максим, Москва): Даниил, во время обгона Серхио Переса в Бразилии вы одной рукой что-то регулировали на руле. Это было очень круто. Смогли бы вы проехать круг атакуя, но держа руль только одной рукой?
Даниил Квят: В Бразилии у меня была даже пара таких кругов, мне кажется. У нас был очень интенсивный радиообмен с инженером. Я по два-три раза что-то менял по ходу круга. В частности, даже иногда в процессе обгонов менял настройки, чтобы не терять лишние секунды. В тот момент мне пришлось нелегко. Честно говоря, когда я обгонял Серхио, я почти не смотрел на трассу.
Вопрос (Александр, Москва): Привет, Даниил! Снимаю шляпу перед вашим талантом. Отдельное спасибо Доктору Марко! Вопрос: есть ли у тебя наши водительские права?
Даниил Квят: Я сдавал на водительские права в Италии. Честно говоря, было нелегко, потому что сдавать приходилось на иностранном языке. Я очень хорошо говорю на итальянском, но с пониманием вопросов всё-таки были трудности. Итальянцы хитрые, вопросы у них с подвохом, но они хотят действительно убедиться, что человек на сто процентов уверен в правилах.
Скажу честно, перед первой сдачей я безалаберно подошел к делу и не сдал теорию. Потом понял, что просто так проскочить не удастся. Перечитал книгу несколько раз. Со второго раза теорию сдал. Ну и вождение… Я думаю, это было бы всё-таки стыдно завалить.
Вопрос (Андрей, Кострома): Добрый день, Даниил. В этом сезоне вам сменили семь двигателей. Это из-за стиля пилотирования или просто не повезло?
Даниил Квят: Нет, от стиля пилотирования это не зависит. Я просто прихожу по ночам и ломаю моторы (смеётся). Честно говоря, просто так получилось. Нам не везло в этом году, пришлось отбывать болезненные штрафы, помешавшие заработать очки. Но это тоже своего рода опыт. Я думаю, это было полезно в каком-то смысле. Я ни о чем не жалею.
Вопрос (Дмитрий, Москва): Даниил, здравствуйте! Помимо русского, вы можете похвастаться владением несколькими иностранными языками. В связи с этим несколько неформальный вопрос: когда все идет не так и нужно дать волю эмоциям, на каком языке вы ругаетесь?
Даниил Квят: Вам лучше не знать, какими словами я ругаюсь. Это большой микс из разных языков. В зависимости от дня, погоды, ситуации. У меня нет статистических данных, я не проводил анализ.
Вопрос (Евгений, Екатеринбург): Для начала хочу поздравить с завершением дебютного сезона. Вопрос: как вы оцениваете шансы команд, использующих двигатели Renault, в следующем сезоне?
Даниил Квят: Я хочу надеяться, что шансы весьма высоки. Опять же, сейчас мы можем только гадать. Я не люблю этого. Что-то станет понятно уже на предсезонных тестах, но полностью – только в Австралии.
Вопрос (Дмитрий, Тула): Даниил, когда вы поняли, что сможете добиться успеха именно в гонках?
Даниил Квят: Какого-то особенного момента, когда я бы осознал, что гонки – это моё, у меня не было. Я просто занимался своим делом, старался выполнять свою работу на совесть, и эта дорога меня сама вывела туда, где я сейчас. Это было моим кредо, можно сказать, и оно по сей день остается таковым. Я надеюсь, что мой путь ещё не закончен, и я смогу еще немало пройти.