Объявление о том, что Роберт Шварцман вошёл в программу поддержки Ferrari Driver Academy (FDA), стало одной из главных автоспортивных новостей вторника не только в России, но и в Европе. Юный питерец (ему всего месяц назад исполнилось 18 лет) давно привлекал к себе внимание блестящими результатами, и теперь это подтверждено официально.
В эксклюзивном интервью F1News.Ru сразу после пресс-конференции в Маранелло Роберт рассказал о том, что для него значит эта новость, и что его ждёт в ближайшем будущем.
Вопрос: Роберт, вас обрадовало известие о том, что вы вошли в число слушателей Академии Ferrari? Это именно то, чего вы хотели?
Роберт Шварцман: Конечно, я рад, это большой шаг на пути к моей мечте – Формуле 1. На мой взгляд, очень хорошо, что при этом я остался и в программе SMP Racing – мне будут помогать обе программы, и скорость моего развития будет выше. Конечно, всё немного непривычно – поскольку я теперь в Ferrari, мне придётся переехать жить в Маранелло.
Это значит, что я реже буду видеться с семьёй, но с другой стороны, мне уже 18 лет, пора начинать самостоятельную жизнь. Тут есть мои друзья – хотя, конечно, они же и мои соперники. С ними можно пообщаться, погулять. К тому же, в Ferrari мне пообещали, что в свободное от тренировок время я смогу ездить к семье.
Вопрос: В последнее время пилоты всё чаще приходят в Формулу 1 через различные программы поддержки, но есть и те, кто обходятся, так сказать, своими силами. В чём, на ваш взгляд, преимущество участия в такой программе?
Роберт Шварцман: Во-первых, эта программа заточена на Формулу 1, и она учит тебя работать так, как это принято в Ф1. Во-вторых, работа над физической формой – если ты один, то можешь где-то полениться, что-то не сделать, заниматься не столь интенсивно. Здесь тебе никто спокойной жизни не даст, тебя подталкивают вперёд, чтобы ты постоянно улучшал свою форму.
Кроме того, если ты участник программы поддержки какой-то команды Формулы 1, то у тебя намного больше шансов однажды стать её пилотом – команда с тобой сработалась, они хорошо тебя знают, и если ты показываешь хорошие результаты, если доказываешь, что достоин попадания в Формулу 1, то у тебя гораздо больше шансов оказаться в команде, чем если ты придёшь к ним «с улицы».
И потом, нельзя не учитывать PR-эффект – если меня взяли в такую программу поддержки, значит, я чего-то стою. Это намёк на то, что у меня есть перспективы. И я уверен, что в какой бы категории я ни выступал, в Ferrari Driver Academy постараются обеспечить для меня контракт с самой лучшей командой, чтобы я имел возможность себя проявить. Это, конечно, большой плюс.
Вопрос: Помимо физической подготовки, что ещё входит в программу обучения?
Роберт Шварцман: Работа на симуляторах – правда, пока у меня мало информации, каких конкретно. Наверняка это будет симулятор Формулы 3 – их собственный, команды Ferrari. Я на нём уже ездил, он очень неплохой. А дальше посмотрим – может быть, мне дадут поработать и на симуляторе Формулы 1, это было бы здорово. Также в программе психологическая подготовка. Хотя у меня с этим всё в порядке – я спокойный человек, всегда сохраняю концентрацию, – но всё равно это может быть полезно.
Вопрос: Правила Формулы 1 требуют, чтобы команды два дня тестов по ходу сезона работали с молодыми пилотами. На ваш взгляд, у вас есть шанс сесть за руль машины Ferrari на таких тестах в скором будущем?
Роберт Шварцман: Если бы мне дали поработать на машине Формулы 1, это было бы просто здорово – и абсолютно не принципиально, когда и на какой трассе. Посмотрим. Думаю, если всё будет хорошо, то у меня будет шанс стать тест-пилотом команды, выполнять ту работу, на которую у основных гонщиков нет времени. Я бы с удовольствием воспользовался такой возможностью.
Вопрос: Пока не объявлено, где вы будете выступать в следующем году, но вы нацелены на Формулу 3?
Роберт Шварцман: Я нацелен и на Формулу 3, и на GP3. Оба варианта возможны. Но в любом случае, где бы я ни оказался, передо мной будет стоять задача выиграть в первый же сезон. Именно над этим мы будем работать. Надеюсь, что у нас получится, потому что, как я понял в этом году, для успеха помимо таланта и скорости нужно ещё и немного удачи.
Вопрос: Вам лично что было бы интереснее, Формула 3 или GP3?
Роберт Шварцман: Честно говоря, не знаю. Я много думал на этот счёт, но они очень разные, у обеих есть свои плюсы и минусы. В Формуле 3 ты гораздо больше работаешь на трассе, там больше сессий, больше гонок, ты можешь много тренироваться, появляется так называемый «накат».
В GP3 всё не так – там всего восемь этапов, с одной короткой тестовой сессией, и каждый уик-энд только одна гонка настоящая, а вторая с реверсивной решёткой. И получается, что если что-то произошло в квалификации, то гонки можно уже не ехать – отыграться уже не получится. Но с другой стороны, в GP3 есть возможность научиться работать с резиной Pirelli. Машина там мощнее, быстрее, и как в Формуле 2 или Формуле 1, мощности у тебя больше, чем аэродинамики, так что ты привыкаешь работать с этим, использовать эту мощь.
В Формуле 3 моторы слабее, поэтому там ты учишься только использовать аэродинамику. Наконец, большой плюс GP3 в том, что гонки проходят в рамках уик-энда Формулы 1. Ты на виду, твои выступления видят в командах. Но с другой стороны, если что-то идёт не так, то этот фактор сработает против тебя, так что ответственность выше. В общем, мне трудно выбрать. Честно говоря, я бы хотел выступать и там, и там. Чем больше ездишь, тем лучше.
Вопрос: И прецедент такой был – Даниил Квят в том сезоне, когда выиграл титул в GP3, выступал вне зачёта в некоторых гонках Формулы 3.
Роберт Шварцман: Да, я тоже так хотел бы. Но это буду определять не я. Как решат в Ferrari и SMP Racing, так и будет. Меня устроит любой вариант.
Вопрос: Единственным минусом вхождения в программу Ferrari Driver Academy можно считать тот факт, что если раньше вы могли выбирать команду, в которой окажетесь в Формуле 1, то теперь у вас такого выбора не будет. Вас это не смущает?
Роберт Шварцман: Нет, не смущает. Сейчас меня выбрала одна из лучших команд Формулы 1. Это в любом случае лучше, чем если бы я через два года пытался найти место в одной из команд самостоятельно. Ведь места в сильнейших командах наверняка будут недоступны, и пришлось бы выбирать из того, что есть. К тому же, это вопрос мотивации.
Передо мной уже есть дорога – осталось пройти по ней, всё сделать правильно, мобилизовать все свои силы и дойти до цели. Именно сейчас наступает тот момент в моей карьере, когда надо больше всего выкладываться.
Вопрос: В FDA много гонщиков, это одна из самых больших молодёжных программ. Вы выделяете кого-то из них как своего главного соперника?
Роберт Шварцман: Я бы назвал Маркуса Армстронга. Мы с ним одногодки и почти наверняка окажемся в следующем году в одной категории и в одной команде – думаю, он будет моим главным соперником на протяжении нескольких ближайших лет.
Вопрос: Так как мест в Ferrari немного, в последнее время выпускники FDA оказываются в «клиентских» командах – например, Шарль Леклер почти наверняка в следующем году будет выступать за Sauber. Вас устроил бы такой вариант, или вы предпочли бы в такой ситуации подождать год и всё же оказаться сразу в Ferrari?
Роберт Шварцман: Это гипотетическая ситуация, но если пофантазировать, конечно, я бы предпочёл подождать год, чтобы потом оказаться в Ferrari. Потому что вариант с Sauber хуже, хотя и позволяет оказаться в Формуле 1 раньше.
Во-первых, на сегодняшний день машины Sauber занимают места в конце пелотона. Во-вторых, если в Ferrari берут новичка, то другим пилотом там однозначно будет кто-то очень опытный и сильный – Феттель, Алонсо или кто-то другой, неважно, но это лучшие пилоты Формулы 1, у такого пилота есть чему поучиться. В Sauber, конечно, такой возможности не будет. Так что мой выбор – подождать, но дебютировать в Ferrari.
Вопрос: Роберт, вы – первый россиянин в Гоночной академии Ferrari. Для вас этот факт имеет какое-то значение?
Роберт Шварцман: Конечно, мне очень приятно, что я первый россиянин в такой престижной программе. На мой взгляд, это просто здорово. И огромное спасибо за это SMP Racing – если бы не они, я бы сейчас здесь не стоял, и не факт, что вообще выступал бы в автоспорте. Они ещё несколько лет назад дали мне шанс, дали возможность доказать, что я лучше, я сильнее других. В итоге мне удалось обратить на себя внимание результатами, и теперь уже Ferrari дала мне шанс. Я готов развиваться дальше и доказать, что заслуживаю места в Формуле 1. Это моя глобальная цель – а пока надо сосредоточиться на следующем сезоне.