25 февраля на F1News.Ru состоялся чат с чемпионом Мировой серии Renault, гонщиком GP2 Михаилом Алёшиным. Интерес со стороны читателей был очень велик – мы получили более пятисот вопросов, на все ответить не удалось, но беседа длилась дольше запланированных полутора часов. Мы благодарим всех, кто участвовал в чате.
Михаил Алешин: Всем привет! Задавайте вопросы, друзья – я постараюсь всем ответить!
Вопрос: Михаил, каковы ощущения от машины GP2? В чём главные отличия от техники Мировой серии, что для вас было самым сложным?
Михаил Алешин: Машина GP2 2011 года существенно отличается от техники WSR образца 2008-го – в первую очередь это касается аэродинамики, тормозов и мотора. Сложностей особенных не возникло, разве что в начале тестов машина не всегда была так надёжна, насколько хотелось бы.
Вопрос: Что творилось у вас в голове, когда вы совершали знаменитый обгон на последнем этапе Мировой серии? Как это было?
Михаил Алешин: Всё было так: круга за два до обгона стало ясно, что придётся побороться всерьёз – сейчас или никогда, что всё решится именно в этот момент.
В момент обгона я думал только о том, как поведет себя Даниэль Риккардо, не сделает ли он чего-то некорректного. До гонки у нас с ним был разговор на эту тему – и он поступил честно, не нарушив слова.
Вопрос: Вы тщательно продумали чемпионский обгон в дождевой гонке по внешнему радиусу, или это была импровизация?
Михаил Алешин: Почти любой обгон – импровизация, вы никогда не знаете, как поведёт себя соперник. Конечно, к любому обгону надо готовиться, и я тоже тщательно всё планировал.
Вопрос: Михаил, что вы скажете о прошлогодних соперниках по Мировой серии? Кого перед началом сезона вы считали главным конкурентом?
Михаил Алешин: Мои ожидания относительно главных соперников в целом оказались верными. Весь вопрос с начала сезона заключался в том, насколько конкурентоспособной будет наша команда, и в этом наши ожидания более чем оправдались.
Вопрос: Добрый день, Михаил! Поздравляю вас с победой в Мировой серии. В конце сезона болельщикам пришлось изрядно понервничать, наблюдая за вашей борьбой за титул. Расскажите, пожалуйста, каким было ваше настроение в эти дни, как удавалось справляться с нервным напряжением в столь непростой ситуации?
Михаил Алешин: Конечно, чувствовалось, что это решающий уик-энд. Но я подошел к нему профессионально, старался не давать дорогу лишним эмоциям. Меня очень поддерживали друзья, приехавшие на этап – это тоже, без сомнений, сыграло свою роль. Приятно, что в итоге болельщики нервничали не зря.
Вопрос: Какая гонка оказалась самой трудной для вас в прошлом году?
Михаил Алешин: Безусловно, последняя и решающая гонка сезона.
Вопрос: Что вы почувствовали, став чемпионом Мировой серии?
Михаил Алешин: Честно говоря, после финиша было огромное количество позитивных эмоций, и в команде, и у друзей – все словно сошли с ума. Но лично у меня осознание того, чего удалось добиться, начало появляться где-то через неделю.
Вопрос: Здорово, что Риккардо поступил честно. В наше время подобное джентльменство – редкость? Было ли хоть раз, когда кто-то "выносил" вас намеренно?
Михаил Алешин: Если говорить о сезоне 2010 года, то в Сильверстоуне Брендон Хартли ни с того, ни с сего просто "вынес" меня в новой части трассы.
Вопрос: Михаил, последняя гонка Мировой серии проходила на мокрой трассе. Были ли вы рады до старта такому развитию событий, или предпочли бы бороться на сухом асфальте?
Михаил Алешин: В принципе, мне было все равно, хотя статистика говорит, что под дождем я выступаю более успешно. С другой стороны, Риккардо во второй гонке этапа [в конфигурации машин с большей прижимной силой] обычно выглядел не так здорово, как в первой. Его команда всегда работала с прицелом именно на первую гонку.
Вопрос: Cколько кнопок было на руле машины Мировой серии в прошлом году?
Михаил Алешин: Шесть кнопок плюс четыре подрулевых рычага – два сцепления и два для смены передач.
Вопрос: Расскажите об ошибке на пит-стопе в последней гонке…
Михаил Алешин: Это была моя ошибка. Я остановился чуть раньше, чем нужно, но нужно отдать должное команде, которая мгновенно среагировала и смогла минимизировать потерю времени. Как ни странно, после пит-стопа Риккардо мы оказались даже ближе друг к другу, чем до этого – в команде этот пит-стоп прозвали чемпионским.
Вопрос: Риккардо поздравил вас с победой в чемпионате, или затаил обиду?
Михаил Алешин: Поздравил. Риккардо – абсолютно нормальный парень, с ним было очень приятно бороться. Когда он добивался успеха – я тоже его поздравлял. Надеюсь, в будущем у нас ещё будет возможность побороться на трассе.
Вопрос: Что вы думаете о предстоящем сезоне Мировой серии и Формулы 2, о шансах российских гонщиков?
Михаил Алешин: В Мировой серии будет не очень спокойно, там много сильных пилотов и Даниилу Мове с Антоном Небылицким придётся нелегко. Про Формулу 2 мне сейчас судить несколько сложнее, но хочу пожелать побед всем нашим пилотам.
Вопрос: Михаил, пилотировать машину GP2 тяжелее с точки зрения физических нагрузок? Пришлось ли вам серьёзнее готовиться на тренировках?
Михаил Алешин: Мне не показалось, что машина GP2 сложнее в управлении. Основные трудности связаны с большей прижимной силой и шириной передних колес. Колеса в GP2 даже меньше, чем в WSR, но прижимная сила больше. Поэтому в целом баланс остается примерно таким же.
Вопрос: Михаил с кем из гонщиков GP2 вы больше всего общаетесь?
Михаил Алешин: Я знаю 90% нынешних участников GP2. Из тех, с кем общаюсь постоянно, могу назвать Колетти, Лила, Бертона, конечно же Макса Чилтона.
Вопрос: Михаил, можете рассказать о взаимоотношениях с Чилтоном?
Михаил Алешин: Хорошие отношения, я считаю Макса хорошим пилотом, который, кстати, выступая вместе с Риккардо в британской Формуле 3, завоевал больше поулов. Это сильный и перспективный пилот.
Вопрос: Михаил, расскажите о первой гонке за Carlin в GP2Asia. Что не получилось – ваш напарник лучше квалифицировался. Расскажите про завал на старте в Абу-Даби, кто был виновником?
Михаил Алешин: В первой гонке из-за трафика на последнем секторе не удалась квалификация. На первых секторах я ехал быстрее Макса, а на последнем потерял 0,7 секунды, а при столь плотных результатах это отбросило меня на 10-12 мест назад. Просто не повезло.
Что касается старта, то виноват, наверное, тот, кто не заметил неподвижную заглохшую машину – Луис Разия. После столкновения он полетел в сторону нас с Полом Вархаугом, мне было некуда деваться, я задел стену и машину Вархауга. В итоге пострадало переднее крыло, но гонку остановили, и у нас было достаточно времени на его замену.
Вопрос: Как отмена гонок GP2Asia скажется на подготовке команды к основному сезону?
Михаил Алешин: Учитывая, что машины еще "сырые" – это отрицательный момент. Но условия равны для всех, и та команда, которая сможет лучше других разобраться с ситуацией, получит преимущество.
Вопрос: Михаил, серия GP2 перешла на шины Pirelli – довольно капризные, судя по комментариям из Формулы 1. Насколько сложно адаптироваться к новой резине? И ещё, вы предпочитаете недостаточную или избыточную поворачиваемость?
Михаил Алешин: Надо сказать, что резина действительно капризная, не любит агрессивной работы с газом, быстро изнашивается. Но привыкнуть к этому можно – да и выхода другого у нас нет.
Если говорить о поворачиваемости – я предпочитаю нейтральную. Это тонкий момент, один человек считает, что у конкретной машины избыточная поворачиваемость, другой садится за руль и говорит о недостаточной – они просто привыкли к разному поведению машины.
Вопрос: Каковы ваши ожидания от предстоящего сезона? Насколько хорошо, по вашему мнению, готова команда?
Михаил Алешин: Я считаю, что команда очень хорошо готова, никаких вопросов к ней у меня нет. Проблемы на тестах и в первых гонках связаны с качеством запчастей.
Об ожиданиях пока говорить сложно. Нужно разобраться с проблемами, проехать несколько гонок – тогда цели и задачи станут понятны. Именно так было во всех предыдущих сезонах.
Вопрос: Михаил, вы раньше говорили, что GP2 – это для «папенькиных сынков», а теперь мы видим вас в этой серии. Что поменялось?
Михаил Алешин: Тут всё предельно просто: машины 2011 года существенно отличаются в лучшую сторону. Это огромный шаг вперед в плане инженерной мысли, потому сейчас мне понятно, за что нужно платить такие деньги.
Вопрос: Михаил, вы когда-нибудь были в таком состоянии в гонке, когда ваши действия подчиняются не трезвым мыслям, а чему-то иному, когда реакции быстрее мыслей?
Михаил Алешин: В экстремальных ситуациях пилот действует на уровне рефлексов – как и любой нормальный человек. Но в гонке нужно постоянно думать, анализировать ситуацию, иначе просто не будешь конкурентоспособен.
Вопрос: Кого вы считаете фаворитом серии GP2 в предстоящем сезоне?
Михаил Алешин: Вероятно, никто не удивится, если я назову Грожана и Бьянки. Но я уверен, технические проблемы возникли не только у нас. Соперники их решат и смогут подтянуться к лидерам.
Вопрос: Возможна ли в GP2 ситуация, когда пилот не платит за свои выступления?
Михаил Алешин: Да, такое бывает – когда платят его спонсоры. Это, кстати, касается и Формулы 1.
Вопрос: На руле машин GP2 больше органов управления, чем в Мировой серии?
Михаил Алешин: Нет, ситуация абсолютно такая же. Кнопок на руле больше, но разница только в том, что в Мировой серии у кнопки может быть несколько функций, а в GP2 – только одна.
Вопрос: Сильно ли отличаются машины GP2 от Формулы 1?
Михаил Алешин: Если говорить о машинах GP2 2011 года, то разница несущественная. Можно сказать, что в базе это практически прошлогодняя машина HRT. Основное отличие – большая эффективность аэродинамики в Формуле 1.
Вопрос: Если бы вы могли выбрать команду для выступления в Формуле 1, то какую бы вы выбрали и почему?
Михаил Алешин: Я выбрал бы команду, которая дала бы мне возможность выиграть чемпионат. О ком идет речь – думаю, понятно.
Вопрос: Каковы ваши ощущения от первых официальных тестов в Формуле 1?
Михаил Алешин: Ощущения незабываемые. Машина действительно сильно отличается от той техники, на которой мне доводилось ездить прежде. Безусловно, это был очень интересный опыт.
Вопрос: Вы расстроены тем, что не смогли попасть в Формулу 1 в этом году? Может, стоило подписать контракт тест-пилота, но выступать в GP2, как Грожан, например?
Михаил Алешин: Вопрос не вполне корректный – его решают спонсоры, а я в любом случае очень рад, что они помогли мне стать участником GP2.
Вопрос: Серия GP2 тесно связана с Формулой 1. Значит ли это, что возможностей для подписания контракта станет больше?
Михаил Алешин: Не значит. В этом году серия GP2 привлекла меня своей технической составляющей, которая стала на голову совершеннее, чем прежде. Сейчас GP2 – самый быстрый класс, не считая Формулы 1.
Вопрос: Цель на 2012 год – Формула 1 или победа в GP2?
Михаил Алешин: Цели будут определены, я думаю, в середине нынешнего сезона. Тогда я буду готов вновь поговорить об этом.
Вопрос: Как вы считаете, Михаэль Шумахер сможет при наличии конкурентной машины бороться за титул в новом сезоне, или возраст берёт своё?
Михаил Алешин: Всё будет зависеть, прежде всего, от того, как он будет смотреться относительно собственного напарника. На мой взгляд, у Шумахера еще есть «порох в пороховницах».
Вопрос: Если завтра вам позвонит Колин Коллес и предложит занять последнее вакантное место боевого пилота Формулы 1 – в составе HRT, но без гарантий, что Вы проведёте полный сезон – вы согласитесь?
Михаил Алешин: Если он скажет, что сам за это заплатит – соглашусь. :) Если серьёзно, то лучше начинать выступления в Формуле 1 с конкурентоспособной командой.
Вопрос: Как вы думаете, какое место в гонке Формулы 1 заняла бы новая машина GP2? Можно ли на нем побить "Марусю"?
Михаил Алешин: Пока сложно об этом судить, но вполне возможно, что на некоторых трассах сравнение будет вполне уместным.
Вопрос: Кто на ваш взгляд обладает наиболее бойцовским характером из сегодняшних гонщиков Формулы 1?
Михаил Алешин: С моей точки зрения – Камуи Кобаяши.
Вопрос: Вы рады, что чемпионский титул достался Себастьяну Феттелю?
Михаил Алешин: Я всегда знал, что у него получится.
Вопрос: Михаил, насколько равноценной вы считаете вынужденную замену Кубицы Ником Хайдфельдом, сможет ли теперь Lotus Renault рассчитывать на серьёзные результаты?
Михаил Алешин: Я считаю, что Lotus Renault в этом году сделала шаг вперёд, относительно других команд. Весь вопрос в том – насколько? Ник Хайдфельд в сложившейся ситуации – отличный выбор. Мало кто может похвастать таким же опытом, а это именно то, что нужно команде для развития машины. Но, мне хочется пожелать Роберту скорейшего выздоровления и возвращения за руль.
Вопрос: Вы не считаете ошибочным решение о появлении в Формуле 1 регулируемого элемента заднего антикрыла. Гонщик, едущий впереди, оказывается в заведомо проигрышной ситуации?
Михаил Алешин: Это очередная новинка Формулы 1, рассчитанная на повышение зрелищности. Насколько эффективной она окажется – мы увидим уже по ходу Гран При Австралии.
Вопрос: Чего вы ждёте от выступления Виталия Петрова в этом сезоне? Войдёт ли он в первую восьмёрку?
Михаил Алешин: Думаю, нужно дождаться первых гонок, чтобы оценить уровень Renault относительно других команд. Но, думаю, ничего невозможного здесь нет.
Вопрос: Михаил, кого вы считаете самым одаренным пилотом в современной Формуле 1?
Михаил Алешин: В данный момент в Формуле 1 несколько молодых пилотов, которых можно считать действительно одарёнными. Но если говорить об одаренности и потенциале – я бы назвал Феттеля.
Вопрос: Михаил, я видела фото вашей машины – это Сadillac. Вы ездите на ней по Москве? Давно ли она у вас?
Михаил Алешин: Да, в Москве я действительно езжу на Cadillac Fleetwood 1993 года, что не может не радовать в пробках – очень удобно. Эта машина у меня уже около полутора лет.
Вопрос: Михаил, машины какой эпохи Формулы 1 вам больше по душе? За рулём какой из них вы бы хотели оказаться?
Михаил Алешин: Было бы интересно прокатиться на шестиколёсном Tyrrell P34 и на машинах Renault эпохи турбомоторов.
Вопрос: Блюда какой кухни вы предпочитаете?
Михаил Алешин: Японской и итальянской. Японскую – в свободное от гонок времени, чтобы не было последствий.
Вопрос: Слышал, вы увлекаетесь гитарой. Какой марки ваш инструмент?
Михаил Алешин: Да, я занимаюсь музыкой около шести лет. Основной инструмент, с которым езжу на концерты – Gibson SG Custom 1987 года.
Вопрос: Добрый день, Михаил. "Колонку Михаила Алешина" на F1news читал с удовольствием, планируется ли продолжение?
Михаил Алешин: Конечно. Мне интересно рассказывать об автоспорте, и я уверен, мы продолжим сотрудничество с F1News.Ru.
Вопрос: Михаил, помогаете ли вы гонщикам программы «Наша Формула», и если да, то каким образом?
Михаил Алешин: Я часто езжу со своими подопечными, даю им советы – как в техническом, так и в психологическом плане, как лучше поступить в той или иной ситуации. Всё же дети – они всегда дети.
Вопрос: Михаил, вы действительно есть вКонтакте?
Михаил Алешин: Раньше в некоторых социальных сетях появлялись мои «двойники». В середине января я всё же зарегистрировался в вКонтакте, прежде всего для того, чтобы не допускать таких ситуаций в дальнейшем.
Вопрос: Михаил, вы не планируете выступать в Ле-Мане?
Михаил Алешин: Я должен был участвовать в Ле-Мане уже в 2010 году, причем в топовом классе LMP1, но тогда не получилось из-за отсутствия времени. Очень жаль. В будущем – если поступят корректные предложения и будет возможность – обязательно выйду на старт.
Вопрос: Какой была ваша первая дорожная машина?
Михаил Алешин: «Нива» – в 18 лет. Гоночные машины, конечно, были и раньше.
Вопрос: Блондинки или брюнетки?
Михаил Алешин: Зависит от ситуации :)
Вопрос: Какую музыку вы предпочитаете?
Михаил Алешин: Качественную, в самых разных жанрах – от джаза до drum'n'base, в последнее время в моей жизни присутствует много блюза.
Вопрос. Есть ли у вас техническое образование или принципы работы машины вы изучали на гоночных трассах?
Михаил Алешин: Профессионального технического образования у меня нет. Все познания основаны на практическом опыте работы с машиной и командой.
Вопрос: Какой самый неожиданный подарок вы получали на день рождения? И вообще, вы любите сюрпризы?
Михаил Алешин: По поводу подарка сразу и не вспомнить, а сюрпризы я гораздо больше люблю делать сам.
Вопрос: Михаил, за рулём обычной дорожной машины навыки пилотирования «формул» могут пригодиться?
Михаил Алешин: Навыки управления гоночным автомобилем в принципе помогают, позволяя чувствовать машину гораздо лучше, чем обычный автолюбитель.
Вопрос: В какой стране вы хотели бы жить?
Михаил Алешин: В России, в Москве. Я часто путешествую, много, где бываю – но лучше дома ещё ничего не встречал.
Вопрос: Назовите ваше любимое место в Москве?
Михаил Алешин: Фрунзенская набережная, со стороны Нескучного сада и Зеленого театра.
Вопрос: Вас штрафовали за превышение скорости?
Михаил Алешин: Как и большинство людей в мире – штрафовали, хотя такое случалось нечасто. В жизни я езжу спокойно – скорости мне вполне хватает на трассах.
Вопрос: Михаил, какое блюдо вы лучше всего готовите?
Михаил Алешин: Лучше всего готовлю макароны в итальянском стиле, могу сделать их с восемью разными видами соуса. Суп, бифштекс, жареная картошка – без проблем. Я прожил полтора года в Италии, там освоил местную кухню. А вообще готовить люблю, главное – не слишком часто. :)
Вопрос: Где вам больше всего понравилось, когда вы путешествовали?
Михаил Алешин: Больше всего понравилась северная Италия.
Вопрос: Вам ещё не предлагали сняться в кино?
Михаил Алешин: Были предложения, но пока я не планирую этим заниматься.
Вопрос: Как вы учились в школе?
Михаил Алешин: Сначала ужасно, но в последние два года пришлось взяться за ум.
Вопрос: Говорят, профессия гонщика стремительно молодеет потому, что нынешнее поколение всё детство играло в компьютерные симуляторы гонок. Вы играли в компьютерные гонки?
Михаил Алешин: Когда был помладше, то, конечно, играл – но без особого фанатизма. Гоняться в реальной жизни намного интереснее, но некоторые симуляторы мне действительно нравились.
Вопрос: В Москве вы спускаетесь в метро?
Михаил Алешин: Да, на этот чат в редакцию F1News.Ru я тоже приехал на метро – сегодня же пятница. :)
Вопрос: Передний, полный или задний привод?:)
Михаил Алешин: В Москве – полный, на трассе – задний, для девушек – передний или полный. :)
Михаил Алешин: Спасибо всем за интересные вопросы, к сожалению, их было так много, что не удалось ответить на все – но это отличный повод встретиться ещё раз! Всем пока!