Роман Грожан приезжает в Россию уже во второй раз. Два года назад он участвовал в шоу-заездах Renault F1 в Сочи, а теперь в качестве тест-пилота команды Lotus Renault GP француз приехал в российскую столицу, чтобы принять участие в специальных заездах традиционной ледовой Гонки звёзд «За рулём», которая прошла в воскресенье на Центральном Московском ипподроме.
Опыт участия во французской серии Trophee Andros пригодился Грожану. В первом поединке он уверенно опередил двукратного победителя ралли-марафона «Дакар» Фирдауса Кабирова, который в своё время выиграл немало трековых гонок на льду. А в суперзаезде Грожан лишь самую малость уступил победителю Гонки звёзд «За рулём» 2011 года Кириллу Ладыгину.
Между двумя этими заездами Роман Грожан дал эксклюзивное интервью для читателей F1News.Ru…
Вопрос: Роман, вы уже не впервые в России, но доводилось ли вам прежде бывать в Москве? Удалось ли посмотреть нашу столицу?
Роман Грожан: Да, я бывал в Сочи, но в Москве оказался впервые. Пока мне не удалось осмотреть город, я прилетел вчера поздно вечером, а уже с утра был на ипподроме. Но, надеюсь, вечером после гонки у меня останется немного времени, чтобы совершить небольшую экскурсию, поскольку я давно хотел увидеть Москву.
Вопрос: Для вас ледовые гонки не в диковинку, ведь этой зимой вы стартовали в серии Trophee Andros. Могли бы сравнить эти соревнования с тем, что увидели здесь?
Роман Грожан: Сложно сравнивать, поскольку это совершенно два разных типа гонок. В Andros Trophee медленные, узкие и закрученные трассы, где особенно негде разогнаться. Здесь скорости гораздо выше. Кроме того, отличаются сами машины – во Франции мы гоняемся на специальных прототипах, а здесь техника близка к серийной.
Единственное, что объединяет эти гонки, – это покрытие. И могу сказать, что езда по льду даёт бесценный опыт и приносит массу удовольствия!
Вопрос: Где понравилось больше?
Роман Грожан: Мне нравятся любые гонки по льду!
Вопрос: В прошлом году вы выступали в разных гоночных категориях: GP2, «Ле-Мане», AutoGP, FIA GT… Не сложно ли было постоянно перестраиваться с одной машины на другую?
Роман Грожан: Нет, особенных трудностей с этим не возникало. Я вообще считаю, что весьма полезно пробовать себя в разных гонках – благодаря этому приобретается дополнительный опыт, новые навыки.
Вопрос: А на каких машинах нравится выступать больше всего?
Роман Грожан: Лучшая машина – это Формула 1, нет сомнений. Вообще у меня душа больше лежит именно к «формулам».
Вопрос: В конце прошлого года в испанской Альмерии вы тестировали машину Audi серии DTM. Как вам эта техника? И всерьёз ли вы рассматривали возможность выступления в этом чемпионате в 2011-м или это были просто тесты?
Роман Грожан: Машина произвела хорошее впечатление – быстрая, мощная, с высокими уровнем прижимной силы. Это совсем нехарактерно для «кузовных» автомобилей. Также мне понравился профессионализм команды.
Но так как моей целью является возвращение в Формулу 1 в 2012 году в качестве боевого гонщика, я посчитал, что лучшим вариантом для меня будет роль тест-пилота в Lotus Renault GP и участие в GP2.
Вопрос: Давайте поговорим о Формуле 1. Что даёт роль третьего пилота, когда тестов практически нет?
Роман Грожан: Вы правы, но в Формуле 1 всегда есть чему учиться – и не только за рулём. Я буду ездить на Гран При присутствовать на технических брифингах, слушать диалоги между пилотами и инженерами. Словом, буду работать в тесном взаимодействии с командой и видеть её работу изнутри. Это очень полезно.
Вопрос: У вас есть уверенность, что через год удастся получить место основного пилота в Формуле 1?
Роман Грожан: К сожалению, уверенным в этом я быть не могу. Но мы очень напряжённо работаем с компанией Gravity Sports Management, чтобы позволить мне вернуться в Формулу 1. Надеюсь, нам это удастся.
Вопрос: Кстати, насколько полезна поддержка Gravity?
Роман Грожан: Это сотрудничество позволяет мне полностью сконцентрироваться на своей работе и не отвлекаться на переговоры с командами и спонсорами.
Вопрос: На данный момент вы являетесь последним французским гонщиком, выходившим на старт Гран При. В этом году, как и в прошлом, ни одного пилота из Франции на стартовой решётке не будет. В чём проблема?
Роман Грожан: Проблема в том, что в последние годы французским гонщикам было тяжело попасть в Формулу 1 из-за отсутствия государственной поддержки. Но в ближайшее время, надеюсь, ситуация изменится. Сейчас мы ведём переговоры и рассчитываем получить помощь от государства.
Вопрос: Кстати, вы выступаете под французской гоночной лицензией, хотя родились в Швейцарии. Почему?
Роман Грожан: Всё просто: французская федерация поддержала меня на ранних стадиях карьеры, тогда как со стороны Швейцарии никакой помощи не было. Именно поэтому в гонках я выступаю под французским флагом. Впрочем, в любом случае у меня есть паспорта обоих стран – и Швейцарии, и Франции.
Вопрос: Что вы думаете о нововведениях этого сезона – управляемом элементе заднего антикрыла и KERS?
Роман Грожан: Это осложнит жизнь пилотам, поскольку теперь на руле целая куча кнопок, которые нужно будет постоянно нажимать во время гонок. Но чем труднее гонщикам, тем интереснее зрителем! Уверен, гонки в этом году станут увлекательнее.
Вопрос: Можно ли делать какие-то выводы по результатам прошедших тестов? Какая из команд в лучшей форме на данный момент?
Роман Грожан: Сложно сказать. Думаю, нас ждёт упорный чемпионат. Некоторые команды работают в разных направлениях и предлагают интересные решения в разных областях – например, McLaren, Lotus Renaut, Mercedes. От этого борьба должна стать только острее.
Вопрос: Что скажете о ситуации с Бахрейном. Вы были там, когда отменили этап GP2 Asia…
Роман Грожан: Полагаю, в этих условиях отмена соревнований и тестов было единственно верным решением – в такой обстановке нельзя проводить масштабные спортивные мероприятия. Надеюсь, ситуация вскоре нормализуется, и мы вновь будет выступать в Бахрейне.
Вопрос: Что слышно от организаторов серии GP2 Asia: планируется ли проводить этапы взамен двум отменённых уик-эндов в Бахрейне?
Роман Грожан: Надеюсь, ведь я второй в чемпионате после первого этапа, а моя цель – титул. Но пока никакой конкретной информацией насчёт возможной замены я не располагаю…
Вопрос: Ваше мнение о новом шасси Dallara GP2 и шинах Pirelli, которые теперь используются в этой серии?
Роман Грожан: Командам это добавило работы – все занимаются поиском настроек. Но в целом машина мне нравится, шасси ведёт себя стабильно. Что касается шин, то они совсем не похожи на прошлогоднюю резину Bridgestone – это как чёрное и белое. Эта резина ведёт себя совсем иначе и сейчас гонщики продолжают к ней адаптироваться.
Вопрос: Прежде вы работали в одном из женевских банков. Сейчас вы тоже совмещаете это с выступлениями в гонках?
Роман Грожан: Да, я действительно одно время постоянно работал в банке и ходил на работу почти каждый день. Сейчас, разумеется, это не так, но я продолжаю сотрудничать с этим банком, помогая им налаживать связи с клиентами.
Вопрос: В прошлом году вы выступали в легендарной гонке «24 часа Ле-Мана». Каковы ваши впечатления и не собираетесь ли принять участие в суточном марафоне этого года?
Роман Грожан: Эта потрясающая гонка с невероятной атмосферой, мне очень понравилась выступать в Ле-Мане! В этом году я заявлен в экипаже за рулём Porsche категории GT2, но наша заявка ещё не подтверждена окончательно. Мне бы очень хотелось снова выйти на старт этой гонки и, конечно, неплохо было бы однажды в ней победить!
Вопрос: Но наверняка не это является вашей заветной мечтой…
Роман Грожан: Конечно, моя главная мечта – стать чемпионом мира Формулы 1!