2009-й год сложился для Хайме Альгерсуари весьма бурно: все началось с того, что он впервые он сел за руль Toro Rosso на пятничной тренировке накануне Гран При Венгрии – фактически без каких-либо серьезных тестов.
Испанец признал, что ему пришлось каждую гонку воспринимать как продолжение тестов, и только этой зимой он смог приступить к обстоятельной программе подготовки. В понедельник в Валенсии после презентации новой машины Toro Rosso STR5 Альгерсуари ответил на вопросы журналистов.
Вопрос: У вас была возможность все межсезонье посвятить подготовке к новому чемпионату: очевидно, это лучше, чем неожиданно оказаться в кокпите машины накануне Гран При Венгрии?
Хайме Альгерсуари: Безусловно, этот сезон будет для меня длиннее, чем предыдущий. По крайней мере, у нас есть время для подготовки. Зима была долгой, поскольку я провел ее на серьезных тренировочных сборах в Австрии и Испании.
Это не значит, что чемпионат будет проще, чем прошлогодний, ведь выступать в Формуле 1 всегда трудно, однако я верю, что в этом году ситуация сложится по-другому, я лучше подготовлен и буду более конкурентоспособным.
В 2009-м все развивалось очень быстро, хотя я не знал ни машину, ни трассы, но сейчас все должно пройти лучше.
Вопрос: В прошлом году, когда вы дебютировали в чемпионате, некоторые считали вас самым опасным человеком в Формуле 1, потому что вы вообще не участвовали в тестах. Как вы реагируете на подобные комментарии?
Хайме Альгерсуари: Если честно, не знаю. Я не обращаю внимания на чужие мнения. Меня волнуют только комментарии моей команды, и собственное мнение, поскольку выступать в гонках приходится мне. А мнения других гонщиков не имеют для меня особого значения.
Полагаю, ситуация в Венгрии была вполне понятной: я был неопытным новичком, так что ничего удивительного, что они считали меня источником опасности, ведь раньше я не ездил на машине Формулы 1.
Вопрос: Но вы не совершили никаких опасных действий, верно?
Хайме Альгерсуари: Нет. Но я понял, в чем суть комментариев других гонщиков…
Вопрос: Почему вас так долго не подтверждали в составе Toro Rosso на 2010-й год, хотя уже давно было ясно, что вы останетесь в команде надолго?
Хайме Альгерсуари: Не знаю. После Абу-Даби, когда мы закончили чемпионат, ситуация была для меня вполне ясной. В межсезонье я должен был интенсивно тренироваться до самой первой гонки, поскольку я – гонщик Red Bull. У меня контракт с Red Bull, и все договоренности были подписаны. Однако мне неизвестно, почему все тянулось так долго, хотя я был уверен, что все будет нормально. Если честно, по-другому и быть не могло. Я сотрудничаю с Red Bull с 15-летнего возраста, и что-то менять просто нет смысла.
Вопрос: Сейчас появилось две инициативы, связанные с предоставлением молодым гонщикам возможности участвовать в тестах: одну продвигает Stefan GP, а другую – Энтони Хэмилтон. Если исходить из вашего опыта – насколько такие инициативы важны?
Хайми Альгерсуари: Конечно, важны! Формула 1 – это Формула 1, и чем больше тестов, тем лучше. Это как в велоспорте – чем больше ты ездишь на велосипеде, тем лучше, тем сильнее ты становишься. Так что любая возможность поработать на тестах за рулем машины Ф1 – это хорошо. В прошлом году моя ситуация складывалась иначе: в ходе гоночных уик-эндов мне все время пришлось заниматься решением совершенно других задач.
Вопрос: Может быть, тесты все-таки должны проводиться силами самой Формулы 1?
Хайме Альгерсуари: Не знаю, ведь в последние годы Формула 1 сильно изменилась, – вы это знаете лучше меня. Я выступаю в чемпионате с прошлого года, и тестов сейчас намного меньше, их почти нет. Для меня и для других молодых гонщиков это не очень хорошо. Но хотя бы есть семь или восемь дней, – хоть что-то.
Среда будет первым тестовым днем в моей жизни, поэтому сейчас я даже не знаю, что сказать. Думаю, для меня что-то изменится. А вообще, если будет больше тестов, все только выиграют – не только молодые гонщики. Команды получили бы возможность заниматься доводкой машин. Может быть, все дело в экономических ограничениях, но, думаю, если решить эту проблему, все только выиграют.
Вопрос: Вы – самый молодой гонщик в истории Формулы 1: что вы думаете о перспективе участвовать в гонках и соперничать с таким ветераном, как Михаэль Шумахер?
Хайме Альгерсуари: Думаю, это здорово. Возвращение Михаэля придает всем дополнительную мотивацию и делает сильнее. Для меня он не просто лучший гонщик Формулы 1 – с него можно брать пример не только в спорте, но и в жизни. С другой стороны, теперь он – еще один участник чемпионата, и мы относимся к нему, как к любому другому гонщику.
Вопрос: Вы согласны с тем, что в этом году, когда отменяются дозаправки, от этого выиграют более опытные гонщики?
Хайме Альгерсуари: Трудно сказать, потому что сначала надо поработать на тестах. Мы должны понять, как ведет себя машина, как мы выглядим по сравнению с соперниками. Надо посмотреть, каким будет баланс полностью заправленной машины…
Безусловно, управлять такой машиной сложно, поэтому мы должны к этому готовиться. Конечно, все будут в одинаковой ситуации, не только молодые гонщики, но и опытные тоже. Поэтому мы и приехали на тесты.
Вопрос: Не кажется ли вам странным, что вы уже провели восемь гонок, но ни разу не были на тестах?
Хайме Альгерсуари: В прошлом году каждая гонка, каждая пятничная тренировка, каждая квалификация становилась для меня очередным тестом. В каждом Гран При на трассе соперничали 19 машин, а одна ехала в тестовом режиме. Я не мог соревноваться с остальными, и это был серьезный минус.
У меня вообще не было опыта езды на тяжело заправленной машине. Так что сейчас на тестах я подготовлюсь и физически, и психологически. Всегда полезно провести длинные серии кругов и по-настоящему почувствовать машину.
Вопрос: В этом году, очевидно, вы намерены добиться более высоких результатов?
Хайме Альгерсуари: Безусловно. В этом году моя ситуация изменилась, и ее нельзя сравнивать с прошлогодней. Конечно, передо мной стоят другие цели. Кроме того, и команда, и окружающие связывают со мной иные ожидания.
Вопрос: Вы говорили о том, что с Шумахера можно брать пример и на трассе, и в жизни. А как вы относитесь к таким его поступкам, как остановка на трассе во время квалификации в Монако? Или к принуждению Баррикелло отдать ему первое место в Гран При Австрии 2002-го года?
Хайме Альгерсуари: Трудно сказать, потому что, по-моему, на Михаэля все могут равняться. Но он тоже человек, а ошибаться могут все. Каждый может разбить машину или вылететь с трассы. Лучшим становится тот, кто допустит меньше ошибок, а Михаэль ошибался меньше других.
Когда я говорил, что Михаэль – пример для всех, я не уточнял, что имеется в виду, его техническая или гоночная подготовка. Он человек из мира Формулы 1, но, сев на мотоцикл, он тоже попытался ездить быстро. Он очень быстр и за рулем карта. Это стиль жизни, который можно посоветовать все гонщикам – заниматься не только Формулой 1. Уже выступая в чемпионате мира, я продолжал выступать в Мировой серии Renault, потому что люблю спорт. В прошлом году я выиграл чемпионат по картингу. Это моя страсть, и надеюсь, в этом году тоже смогу выступать и в других категориях.
Вопрос: Как вы относитесь к знаменитостям, к Шумахеру, Баттону, Хэмилтону и Алонсо? Кто они для вас – просто гонщики?
Хайме Альгерсуари: В прошлом году в Венгрии, когда я дебютировал в Формуле 1, вообще не имея опыта, они тоже были для меня «просто гонщиками».
Вопрос: Что вы скажете о новой машине Toro Rosso?
Хайме Альгерсуари: Все последние недели я провел на базе команды в Фаэнце. Я знаю, что выглядит машина замечательно. Думаю, что и внутри у нее тоже все в порядке. Она похожа на прошлогоднюю, но, разумеется, длиннее, и объем топливного бака у нее больше. Думаю, нас ждет хороший сезон.
Команда очень неплохо поработала этой зимой. Пока все довольны, но только тесты покажут, на что мы способны. Увидим, кто быстр, а кто – нет, и тогда поймем, чего можно ждать от сезона. А пока рано что-то говорить.
Вопрос: Как отразятся на зрелищности гонок те изменения, которые в этом году произошли в Формуле 1?
Хайме Альгерсуари: Зрителям, безусловно, будет очень интересно. Мы увидим более плотную борьбу на трассе, а тактических игр станет меньше, несмотря на то, что мы по-прежнему меняем шины. По-моему, ситуация будет более справедливая для всех, поскольку в квалификации в баках машин будет по 20 кг топлива. Все будут в одинаковых условиях, и тот, кто покажет лучшее время – действительно, самый быстрый пилот… Уверен, в этом году мы увидим настоящие гонки.
Но нам придется труднее, чем в прошлом году, как в физическом отношении, так и в техническом, потому что машины с полным баком заметно медленнее, и управлять ими сложнее…