Фернандо Алонсо рассказал пресс-службе команды Aston Martin о том, чего больше всего боится, как справляется с неудачами и как добивается превосходства над соперниками – в этом ему помогают древние традиции японских самураев.
Вопрос: Что вас привлекает в самурайской культуре?
Фернандо Алонсо: Полагаю, гонщика и самурая связывает множество общих качеств: дисциплина, уверенность в себе, бесстрашие. Мы сражаемся ради единственной цели – ради победы.
Самурая не страшила даже смерть, она считалась привилегией. Гонщик тоже рискует на каждом круге, в любой момент, опасность подстерегает его в каждом повороте. Ты должен быть к этому готов, и для этого надо тренироваться.
Думаю, самурайский дух требовал такого же подхода – чтобы самосовершенствоваться, необходимо соблюдать строгую дисциплину. Идёт ли речь о битве или о гонке, именно дисциплина – ключевой фактор, позволяющий становиться лучше, чем ты был вчера.
Вопрос: Вы упомянули чувство страха – чего боитесь вы?
Фернандо Алонсо: Больше всего я боюсь не справиться, не добиться нужных результатов, не победить. Мы приезжаем на очередную гонку, в следующую страну, и от нас многого ждут. В команде Aston Martin 750 человек, и они стараются построить настолько быструю машину, насколько это возможно.
Только на пит-стопах трудится 20 человек, меняя колёса меньше чем за три секунды. А ещё есть инженеры, стратеги – и все эти люди делают всё, что в их силах, чтобы вывести меня на максимально высокую позицию. Поэтому мои главные страхи связаны с тем, что я не смогу выполнить то, чего команда от меня ждёт.
Вопрос: Вам знакомо это ощущение, когда не удаётся выполнить то, чего от вас ждут?
Фернандо Алонсо: Когда ты за рулём машины на трассе, часто бывает, что ты понимаешь: соперник справляется с делом лучше, а ты ничего не можешь этому противопоставить. Но если ты гонщик, то надо использовать эту жажду успеха, этот соревновательный дух, чтобы атаковать ещё агрессивнее.
Вопрос: Вы когда-нибудь сомневались в самом себе?
Фернандо Алонсо: Страх неудачи сказывается на уровне твоих выступлений, из-за этого ты можешь потерять скорость. Когда ты лидируешь в гонке, до финиша остаётся 10 кругов, и тебя кто-то быстро догоняет, то, естественно, закрадывается мысль: «А вдруг я проиграю? Вдруг он меня обгонит на последнем круге?»
В подобных мыслях нет ничего хорошего, они лишь отражаются на скорости и мешают тебе прибавить, поэтому я стараюсь их отгонять. Надо быть психологически стойким, чтобы дистанцироваться от любых мыслей о неудаче – это тоже своего рода смелость.
Вопрос: Как вы справляетесь с разочарованиями?
Фернандо Алонсо: Неудач в жизни больше, чем успехов, и надо уметь с ними справляться, только так можно стать сильнее. Для этого нужна дисциплина. Ты должен быть готовым анализировать неудачи и учиться на своих ошибках. Неудачу нельзя воспринимать как поражение, ведь стремление отыграться после неудач – это источник мотивации.
Для самурая неудача в бою лишь разжигает желание лучше подготовиться к следующему сражению.
Вопрос: Реально ли быть готовым вообще ко всему?
Фернандо Алонсо: Сразу ко всему не подготовишься. Одна из сторон личностного роста состоит в том, что ты должен принять: нельзя всегда быть в полной мере готовым ко всему, не каждый раз удаётся идеально справиться с делом. Очень трудно каждый уик-энд быть на 100% готовым сражаться на каждом круге, но если ты всегда будешь выкладываться хотя бы на 99,9%, ты уже будешь на шаг впереди всех.
Вопрос: Что помогает вам не терять связи с реальной жизнью?
Фернандо Алонсо: В Формуле 1 мы находимся в своего рода особом пространстве, которое не назовёшь нормальной жизнью. С реальностью мы сталкиваемся, когда возвращаемся домой, садимся за стол вместе с семьёй и говорим о самых простых вещах. В такие моменты ты перестраиваешься – семья помогает не отрываться от реальности.
Вопрос: Вы стали первым гонщиком в истории Формулы 1, преодолевшим на этапах чемпионата мира рубеж в 100 тысяч километров. Что заставляет вас продолжать карьеру?
Фернандо Алонсо: Борьба на трассе доставляет удовольствие, заставляет вновь и вновь возвращаться за руль, поэтому я остаюсь в мире автоспорта. Я считаю, что пилотировать машины Формулы 1 – настоящая привилегия. Я гоняюсь с трёх лет, почти вся моя жизнь проходит за рулём гоночной машины, в кокпите мне комфортнее всего, и я чувствую, что это у меня лучше всего получается.
Если бы после утреннего пробуждения каждый день мне приходилось выбирать, чем бы заняться, я бы всегда выбирал пилотирование машины Формулы 1.
Вопрос: Сможете ли вы добиться новых побед в Формуле 1?
Фернандо Алонсо: Когда я опускаю визор шлема, когда загорается зелёный свет, то в каждой гонке, в которой я стартую, я хотя бы на один процент надеюсь, что именно сегодня выиграю – даже если машина недостаточно быстра. В 99% случаев тебе не удаётся победить, но если ты всё-таки добиваешься успеха, то этот единственный случай стоит долгого ожидания и всех тех усилий, которые пришлось приложить.
Желание побеждать никуда не делось. Его я испытывал с самого начала, и оно остаётся на прежнем высоком уровне. И я пока не собираюсь завершать карьеру.