Вопрос: Вы помните свои впечатления от первых тестов Михаэля?
Гэри Андерсон: Мы работали на южном участке Сильверстоуна, Михаэль проехал несколько кругов, чтобы освоиться с машиной и работой команды. Честно говоря, выглядел он фантастически - на четвертом круге мы даже позвали его в боксы, попросив немного остыть, чтобы не рисковать повреждением машины перед гонкой в Спа. Он ответил: "Я и не атакую, все под контролем". Он доверял машине, с которой только что познакомился, а после обсуждал со мной ее сильные и слабые стороны. Оценивая карьеру Михаэля я понимаю, что он всегда мог справится с машиной, которая была в его распоряжении. Jordan 191 уступала соперникам в скорости, но имела свои преимущества, которыми и воспользовался Шумахер. Тот опыт, в Сильверстоуне, действительно был интересным.
Вопрос: Вы видели его в деле перед тестами?
Гэри Андерсон: Странная старая история. Мы проводили тесты в Монце с Андреа де Чезарисом и ждали приезда Бертрана Гашо, но его арестовала полиция и Эдди Джордан вызвал меня, сказав, что в Спа нам понадобится замена. Было несколько кандидатур - Деймон Хилл, Стефан Йоханссон и совсем молодой парень - Михаэль Шумахер. Можете назвать это удачей или как-то еще, но накануне я смотрел по ТВ гонку Михаэля в Германии, в Формуле 3. Он отлично выступил и я посоветовал Эдди пригласить немца. Со Стефаном мы опоздали, а Деймон не заставлял мое сердце биться чаще. Через несколько часов Эдди сказал, что в понедельник Михаэль приглашен на собеседование.
Вопрос: Немец произвел впечатление, но могли ли вы подумать, что он добьется таких успехов?
Гэри Андерсон: Оценивая молодых гонщиков никто не сможет сказать, что один из них заработает семь титулов и выиграет гонок больше, чем кто-либо. Как в бизнесе, многие начинают, но не все добиваются успеха. Михаэль не просто получал удовольствие от работы с машиной, он посвятил гонкам жизнь, точно зная, что необходимо для победы. Хотя уже тогда, в первый день тестов, стало понятно - этот парень многого добьется.
Вопрос: Михаэль быстро покинул Jordan. Чего вы могли достичь, если бы он остался?
Гэри Андерсон: Трудно сказать, историю нельзя повернуть вспять. Тогда он вел переговоры с Arrows, мы же не будем сейчас говорить, чего можно было добиться в этой команде. Возможно в Спа он квалифицировался 18-м или 20-м, а не седьмым. В 1992-м команда планировала перейти на моторы Yamaha и на свободных заездах Михаэль опробовал Brabham с этим двигателем, сказав потом, что нам нужно быть осторожнее с контрактом - мотор не самый лучший. Он бы в любом случае ушел, мы не были достаточно сильны для Михаэля Шумахера, но его карьера могла сложиться иначе. В жизни всегда нужно уметь использовать свой шанс, и Шумахер его использовал, перейдя в Benetton.
Вопрос: Карьера Михаэля полна противоречий, вы считаете его гением или злодеем?
Гэри Андерсон: Михаэль - положительный герой. Когда вы выступаете на таком уровне, в любом виде спорта - гольфе, крикете, теннисе, на заднем плане всегда присутствуют скандалы. Все помнят инциденты с Деймоном Хиллом и Жаком Вильневом, Монако в 2006-м. Действительно некрасивые инциденты, но дело в том, команда не справлялась и гонщику пришлось решать несвойственные ему задачи. Многое, чего он добился, остается в тени из-за этих моментов, но он гонялся для всех нас.
Вопрос: В 2006-м Шумахер пытался выиграть восьмой титул и имел неплохие шансы...
Гэри Андерсон: Как гонщик, Михаэль заслужил восьмой титул, но его не заслужила Ferrari. Команда весь год подавала протесты на Renault, в этом вся Ferrari, но не Михаэль. Алонсо победил заслуженно, его машина была не так быстра, как Ferrari, но, в более молодом, чем Шумахер, возрасте, он уверенно завоевал второй титул. Интересно, что будет дальше.
Вопрос: Михаэль действительно выбрал оптимальный момент для завершения карьеры?
Гэри Андерсон: Вероятно. Он по-прежнему конкурентоспособен и наверняка мог осложнить жизнь партнерам по чемпионату, к тому же изменился регламент, Ferrari и Шумахер могли использовать эти перемены в свою пользу, но однажды нужно остановиться. Принять такое решение всегда непросто, оптимального момента не существует, но важно уйти с высоко поднятой головой.
Вопрос: Вы надеетесь еще увидеть его в гонках?
Гэри Андерсон: Не думаю. Михаэль - профессиональный гонщик, либо бороться за победу, либо не выходить на старт. Посол Ferrari - отличная роль, немец многим кажется эгоистом, но выступая на таком уровне вы должны им быть. Решение принято и, наверняка, будет окончательным.
Вопрос: Какой вы видите Формулу 1 без Шумахера? Молодые таланты получат шанс или нам будет недоставать его на трассе?
Гэри Андерсон: Я всегда был сторонником смены поколений. Молодым есть, что доказывать, но должна быть точка отсчета. Недавно ей был Шумахер, сейчас - Алонсо. Он выиграл чемпионат, обыграв немца, а это действительно непросто. Теперь молодежь должна обыграть Алонсо - все своим чередом, жизнь продолжается.
Вопрос: Вы упомянули о том, что Алонсо выиграл два титула, в более молодом возрасте, чем Михаэль. Считаете, что кто-то сможет побить рекорды немца?
Гэри Андерсон: Первый титул Алонсо заработал в 2005-м, когда союз Bridgestone-Ferrari работал не лучшим образом. Тогда главным соперником испанца был Кими Райкконен из McLaren и эта команда выиграла семь Гран При, но Фернандо, на более слабой машине, взял себя в руки и стал чемпионом. В 2006-м у Bridgestone-Ferrari все наладилось, Михаэль вернулся в борьбу, но Алонсо сохранял спокойствие и обыграл Шумахера. Когда-то это должно было произойти.
Вопрос: Вы много лет провели в Формуле 1. Как все начиналось?
Гэри Андерсон: Это было давным-давно. В 1972-м я уехал из Ирландии, мне было двадцать лет, я приехал в Англию и встретил молодую леди, которая потом стала моей женой. Тогда она написала письмо в Brabham, ее шефу - Берни Экклстоуну и технологу - Колину Сили, с просьбой принять меня на работу, хотя бы механиком. Два дня спустя Сили ответил отказом, а еще через день пришло согласие от Берни. Так в мою жизнь вошли гонки, в конце 1972-го я поступил механиком в Brabham, работал с машинами F3 и F2, а в 1973-м они пригласили меня в Формулу 1.
Вопрос: Чего было больше, потерь или приобретений?
Гэри Андерсон: И того, и другого. Я ездил по миру, путешествовал с трассы на трассу по воде и воздуху, жил в гостиницах и не стал бы менять ни дня из той жизни. Знаете, у меня никогда не было проблем с мотивацией, я хотел добиться успеха во всем, чем занимался. Я прошел через многое, начинал механиком запасной машины, а закончил техническим директором команды. Я не стеснялся задавать вопросы, многому научился у Гордона Марри, конструктора Brabham, и использовал эти навыки при работе с спорткарами, Формулой Ford, Super Vee, в Ле Мане и FIA GT. Нужно использовать любую возможность, нет никакой разницы - младшая это формула или Формула 1, нужно быть конкурентоспособным. Людям нужны победы, зачем вы нужны, если не можете побеждать? Такова жизнь!
Вопрос: Вы работали во многих командах. У каждой из них был уникальный подход или методы работы во многом схожи?
Гэри Андерсон: Каждая команда уникальна. В Brabham и McLaren я дослужился до старшего механика. Тогда не было отдельной бригады инженеров, работающей на тестах, но вы могли самостоятельно работать с машиной, проверяя один узел за другим. В 1990-м, присоединившись к Эдди Джордану, я попал в совсем маленькую команду, каждый сотрудник которой выполнял множество функций. Мы начинали, как крошечная команда, арендующая один цех в Сильверстоуне, как раз туда и приехал Михаэль на первые тесты.В 1999-м я перешел в Stewart и хочу сказать, что Джеки - лучший из тех, на кого я работал в своей жизни. Он трижды выигрывал титул и разговаривая с ним я понимал - Джеки действительно знает толк в гонках. Стюарт представлял себе все наши проблемы и трудности, он понимал, что мы можем решить, а с чем не справимся. Фантастическое время. Потом он продал команду Jaguar, пришел Ford и ситуация изменилась. Я вернулся в Jordan, но и эта команда стала другой - закончилась мотивация, закончились деньги. В McLaren и Ferrari работает 800 или 900 человек, когда мы начинали с Jordan, в 1991-м, в Финиксе, на команду работало 28 человек. Это был совсем другой мир!
Вопрос: Вы упомянули Ferrari и McLaren, в середине 90-х обе команды проявляли интерес, но вы остались в Jordan. Подобный контракт мог изменить карьеру...
Гэри Андерсон: Трудно сказать. Я получал предложения от больших команд, но не хотел быть винтиком в большой системе. Наверное я мог бы добиться большего, заработать кучу денег, но хотелось доказать, что и маленькая команда может выигрывать у больших парней. Это не рутина, это вызов, реальный вызов. Я не могу работать в коллективе из 700 или 800 человек, мне нужно знать каждого по имени, помнить кто сколько сахара кладет в кофе, как зовут их родных. В большой команде этого не бывает.
Вопрос: Какие моменты вам особенно запомнились?
Гэри Андерсон: Неудачи запоминаются больше и вы делаете все, чтобы оставить их позади. Назвать какой-то один, особенно памятный момент, невозможно. Приятно, когда вы боретесь против McLaren, Ferrari, Williams и Benetton, и ваш гонщик поднимается на подиум. В Канаде, в 1995-м, мы финишировали на втором и третьем месте с Баррикелло и Ирвайном. Я не работал с Jordan в Спа, в 1999-м, за две недели до этой гонки покинув команду, но это была моя машина и я гордился победным дублем Деймона Хилла и Ральфа Шумахера. Да, тогда многие сошли, но именно наши гонщики первыми увидели клетчатый флаг.В Бразилии, в 2003-м, я чувствовал, что мы добьемся успеха и Джанкарло Физикелла на финише выиграл круг. Приятно знать, что вы внесли свой вклад в результат. Всякое случается, машина может быть неконкурентоспособна, гонщики могут столкнуться на первом круге, но таковы гонки.
Вопрос: Как за это время изменилась Формула 1?
Гэри Андерсон: Она стала другой. Экклстоун добился фантастических успехов, сделал чемпионат таким, каким мы его знаем сегодня. На свой первый Гран При, в Монако, я приехал в трейлере, вместе с машиной. Припарковался у гостиницы, а утром проснулся от шума - торговцы овощами продавали капусту и прочие товары прямо с моей машины. Было непросто избавиться от них и добраться до трассы. Современная Формула 1 - это большой, многомиллиардный бизнес, а тогда она была спортом. Ситуация изменилась к лучшему - больше денег, больше внимания, больше профессионализма. К сожалению чемпионат отдалился от болельщиков, но я видел его лучшие годы.
Вопрос: Вы работали за океаном, в ChampCar и Indycar. Можете сравнить эти машины с Формулой 1?
Гэри Андерсон: Это разные гонки. Примерно такой была Формула 1 десять или пятнадцать лет назад, там все по другому, больше спорта и меньше бизнеса. Я люблю овалы. Многие не находят ничего интересного в том, что гонщики ездят по кругу, не понимая, как много решает тактика. Несколько раз я работал в Индианаполисе и на других скоростных овалах, вроде Мичигана и Финикса. Наблюдая за своим гонщиком, который должен проехать 200 кругов трудно удержаться от головокружения, но нужно все время держать ситуацию под контролем. Гонщик и команда должны отслеживать ситуацию с флагами, никакого кофе, никакой расслабленности - это просто невозможно. В американских сериях меньше политики и больше спорта, но Формула 1 стоит особняком, она всегда будет лучшим чемпионатом.
Вопрос: Вы совсем покинули Формулу 1?
Гэри Андерсон: Я четвертый год комментирую гонки для ирландского телевидения, рассказываю о технических решениях, пытаюсь что-то придумать, мысленно улучшить, пусть даже это машины других инженеров. Пытаюсь понять, почему что-то сделано так, а не иначе. Но, как и в случае с Михаэлем, я считаю, что ушел вовремя. Позади большая карьера, я получил удовольствие от работы и могу отдохнуть, отдать должное ирландцам, которые когда-то поддерживали Jordan. Журналистика - это интересно, пока есть возможность, я буду продолжать.