Чемпион мира 1978 года Марио Андретти в интервью испанской El Pais говорил о ситуации в Формуле 1, перспективах Гран При США в Остине и шансах McLaren в предстоящем сезоне…
Вопрос: Состоится ли в этом году гонка в Остине? Из-за сокращения финансовой помощи со стороны властей Техаса, Гран При может быть отменен…
Марио Андретти: Всем нужен этот Гран При, если учесть сколько сил было вложено в создание такой замечательной трассы. В США растет интерес к Формуле 1, и он повысится ещё больше после дебюта американской команды. Говорят, в Мексике переманили к себе часть зрителей, но эти этапы дополняют друг друга, поскольку людям нравится Формула 1.
Формула 1 нуждается в США в той же степени, как и США нуждаются в Формуле 1. Многие спонсоры команд представлены на глобальном рынке и ведут свой бизнес и в Америке.
Вопрос: Предстоящий сезон обещает стать самым длинным в истории. Насколько тяжело придется командам?
Марио Андретти: Команды понесут дополнительные расходы, но увеличение числа гонок свидетельствует о росте интереса к Формуле 1, что можно только приветствовать. Пилоты готовы гоняться, я не думаю, что в увеличении числа Гран При есть что-то плохое.
Вопрос: Какими машинами Формулы 1 сложнее управлять – сегодняшними или 70-80 годов?
Марио Андретти: Всегда будут те, кто считает, что в старые времена было лучше, но я предпочитаю смотреть в будущее. Сейчас очень интересный период в Формуле 1. Чемпионат стал ещё популярнее, используются самые современные технологии. В прошлом в Формуле 1 выступали настоящие герои, но мне нравится достигнутый прогресс. Я бы всё отдал, чтобы стать на 30 лет моложе и участвовать в гонках.
Вопрос: Возможно, привлекательность прошлых лет в том, что пилотам приходилось бороться не только с соперниками, но и со смертью?
Марио Андретти: Гонщики, которые становятся чемпионами в наши дни, были бы чемпионами и в прошлые эпохи. Справедливо и обратное. Единственное отличие в том, что в мое время машины были менее безопасными. Было бы замечательно, если бы на общий старт вышли гонщики разных поколений, но, к сожалению, это невозможно.
Вопрос: Болельщики жалуются, что машины стали тише, а пилоты менее открытыми. Что изменилось за прошедшие годы?
Марио Андретти: Я считаю, что Формула 1 – это не только технологии, но и шоу. В 1980-м звук двигателей был похож на оперное пение, но необходимость оптимизации моторов привела к тому, что силовые установки стали гибридными. Я считаю, что Формула 1 пытается быть дружелюбной с прессой и болельщиками, по четвергам проходят автограф-сессии. Не думаю, что в NASCAR в этом отношении ситуация лучше.
Вопрос: Говорят, что Формула 1 уступает другим сериям в технологической борьбе. Каким вы видите решение этой проблемы?
Марио Андретти: Технический регламент ограничивает использование компьютерных технологий в современных машинах Формулы 1, чтобы пилотам было сложнее пилотировать. В Формуле 1 способны на подобные перемены, но избегают их. Конечно, автопроизводителям хотелось бы большей свободы, но мы не должны забывать, что Формула 1 – это еще и чемпионат пилотов.
Вопрос: В 2017-м могут появиться силовые установки мощностью более 1000 л.с. Как вы к этому относитесь?
Марио Андретти: Как бывший гонщик, я могу ответить, что чем мощнее мотор, тем лучше. Пилоты всегда хотят большей мощности, а болельщикам нравятся быстрые машины. Сейчас говорят, что новыми машинами станет сложнее управлять, и это хорошо, поскольку у талантливых пилотов появится шанс проявить себя. При этом для нас очень важны болельщики – нельзя забывать о них.
Вопрос: Как вы думаете, в McLaren смогут прибавить в предстоящем сезоне?
Марио Андретти: Вряд ли MсLaren будет долго оставаться на столь низком уровне. В Honda знают, что сделать, чтобы прибавить по сравнению с прошлым годом, пилоты этой команды умеют побеждать. Я думаю, что McLaren будет участвовать в борьбе.
Вопрос: Сможет ли Фернандо Алонсо выиграть еще один чемпионский титул?
Марио Андретти: Фернандо ещё достаточно молод, за рулём быстрой машины он может стать чемпионом. У него есть талант и опыт, он – один из лучших гонщиков современности.
Вопрос: На ваш взгляд, Алонсо принял верное решение, сменив команду?
Марио Андретти: Очевидно, что уйдя из Ferrari, он оказался не в самой простой ситуации. Гонщики всегда хотят выступать за ведущие команды, и если вы уходите из Ferrari, то только в Mercedes или в McLaren – в команды, способные создать чемпионскую машину. Фернандо приходится проявлять терпение, но я думаю, что оно принесет свои плоды.
Вопрос: За годы карьеры вы выступали в команде Пола Ньюмана…
Марио Андретти: Пол Ньюман был моим большим другом, как на трассе, так и за ее пределами. Он любил гонки не только как руководитель команды, но и как гонщик. Я выступал с ним на протяжении 12 лет, это один из лучших периодов в моей карьере. Мне его не хватает.
Вопрос: Вы выиграли титул в 1978-м, затем выступали в Формуле 1 еще несколько лет, но с тех пор так и не выиграли ни одной гонки. Что вам помешало?
Марио Андретти: Конкуренты прибавили, а в Lotus решили создать полностью новую машину и потеряли преимущество. На протяжении большей части 1979-го мы использовали прошлогоднюю машину, но ей не хватало скорости. Когда в 1982-м меня пригласили в Ferrari, заменить Дидье Пирони, я завоевал поул в Монце. Я лидировал в той гонке, пока не отказала турбина, но даже с этой проблемой финишировал третьим. Я доказал, что могу быть быстрым за рулем конкурентоспособной машины.