Неудачное возвращение Honda в Формулу 1 стало одной из самых обсуждаемых тем прошлого года, но руководитель спортивного подразделения Honda Ясухиса Араи уверен – проблемы позади и новый сезон получится гораздо более успешным...
Вопрос: Господин Араи, что произошло в прошлом году?
Ясухиса Араи: Сезон получился непростым, мы не смогли соответствовать ожиданиям болельщиков, McLaren, всех, кто нас поддерживал. Есть много объяснений, но результаты говорят сами за себя.
Сначала мы ощутили последствия семилетнего отсутствия Honda в Формуле 1. Мы предполагали, что возникнут технологические проблемы, но не смогли быстро определить причины и предложить решение, скорректировать то, что было необходимо. Мы столкнулись с тем, что называют «нехваткой точности».
В марте 2015 года мы вышли на старт первой гонки сезона в Австралии, не успев разобраться со сложной гибридной силовой установкой. Мы полностью выложились, но возникло много технологических проблем, прежде, чем удалось воспользоваться опытом McLaren и Honda. Начало работы получилось очень сложным.
На тестах в Абу-Даби в конце 2014-го возникли проблемы с электронной системой контроля работы двигателя. Нам казалось, что достаточно решить только эту проблему. Но на зимних тестах в 2015-м мы обнаружили много других неполадок, в частности, с работой системы охлаждения при температуре выше 1000 градусов, с регенерацией тепловой энергии. Три серии тестов перед началом сезона оказались для нас бесполезными.
Вплоть до Гран При Испании нам постоянно приходилось решать проблемы, которые возникали одна за другой. Мы не разглашаем информацию о количестве сотрудников, но около половины из них были новичками.
Самая серьезная проблема касалась рекуперации тепловой энергии, и на Гран При Бельгии и Италии, где на длинных прямых важна мощность двигателя, мы признали, что не сможем сократить отставание от других команд.
Мы повысили мощность мотора, но на прямых он терял около 160 л.с. из-за недостаточной эффективности MGU-H. Нам нужно было полностью пересмотреть базовую конструкцию двигателя, и мы не могли этого сделать по ходу сезона. Осенью мы экспериментировали с другими подходами, чтобы максимально повысить эффективность силовой установки. Но нам пришлось нелегко. У Honda возникли те же проблемы, что и у других команд после смены регламента в 2014-м.
Вопрос: Что вы делаете для решения проблем?
Ясухиса Араи: В августе прошлого года мы начали детально разбираться с проблемами, чтобы решить их к 2016-му в нашей лаборатории в Сакуре. Нам нужно было параллельно работать с силовой установкой 2015 года и кардинально переработать проект для 2016-го.
Вопрос: В это время пресса обсуждала осложнение отношений между Honda и McLaren…
Ясухиса Араи: Мы детально обсуждаем проблемы, пока не достигаем согласия по всем вопросам. Как-то прошлым летом они нас спросили, достаточно ли у нас ресурсов на доработку, и почему мы всё делаем самостоятельно. Кроме того, нас попросили привлечь персонал со стороны, что, учитывая высокую рабочую мобильность в Европе, по их мнению, является естественным. Но мы объяснили, что в Honda другая философия. Нам важно воспитать рабочую силу. Для нас неприемлемо приглашать инженера со стороны, который проведёт в компании всего три месяца или полгода.
Вопрос: Некоторые эксперты утверждают, что технологические проблемы, с которыми вы столкнулись, происходят из концепции McLaren компактного размера двигателя. В 2016-м вы от неё откажетесь?
Ясухиса Араи: Нет. Машины Формулы 1 не могут ехать быстро, если вы не смогли оптимизировать лобовое сопротивление и работу подвески. Важно минимизировать размер силовой установки, чтобы он не влиял на дизайн машины. Наша цель – снизить размер двигателя любыми доступными способами.
Вопрос: Несмотря на проблемы, в прошлом году вы часто говорили в позитивном ключе...
Ясухиса Араи: Если человек, занимающий руководящую позицию, говорит что-то негативное, вся команда оказывается под влиянием этого негатива. Несмотря на все наши проблемы, я хотел, чтобы члены нашей команды думали, какие действия должны предпринять, а также понимали, что они выполняют важную работу. Все члены команды – от 20-летних новичков до ветеранов – максимально выложились. Я говорю в позитивном ключе, потому что доверяю им.
Вопрос: Какие у вас конкретные планы на 2016-й в плане бюджета и персонала?
Ясухиса Араи: Мы не хотим раскрывать эти детали. Я не могу говорить даже о процентных изменениях. Но с прошлого лета мы анализировали бюджет и размер команды. Я говорил об этом с президентом Honda Такахиро Хачиго и получил его полную поддержку. Мы готовы к 2016 году.
Вопрос: Имидж Honda может пострадать, если вы не добьётесь высоких результатов?
Ясухиса Араи: Мы хотим соответствовать ожиданиям и как можно быстрее подняться на подиум. Мы решим технологические проблемы, с которыми не удалось справиться в 2015-м, и уверены в успехе накануне первой гонки