Бывший гонщик Формулы 1 Герхард Бергер беспокоится о ситуации в чемпионате. В интервью немецкоязычной прессе он рассказал о том, чего, с его точки зрения, не хватает Формуле 1.
Вопрос: В декабре Всемирный совет дал особые права Берни Экклстоуну и Жану Тодту, чтобы они могли принимать важные для Формулы 1 решения без согласия команд. Готовится война?
Герхард Бергер: В сущности, мы получили закон Берни и Жана. Они хотели еще раз напомнить автопроизводителям, что имеют право участвовать в формировании будущего Формулы 1. Если выступят с разумным предложением, оно без проблем будет принято, но, судя по всему, пока ничего не произойдет.
Возникает вопрос, смогут ли Берни и Жан изменить регламент. Я считаю, что без согласия команд ничего не получится, и в этом настоящая проблема. У каждого участника чемпионата свой взгляд на тот или иной вопрос. Конечно, Тото Вольфф носит униформу Mercedes и будет говорить, что Формула 1 необычайно интересна – на его месте я тоже так бы считал, но на самом деле я иногда засыпаю перед телевизором, поскольку уже после первого круга знаю, кто выиграет гонку.
Нужна независимая структура, которая защищала бы интересы болельщиков и спорт – именно она должна принимать окончательные решения. В условиях демократии бывает слишком много неудачных компромиссов.
Вопрос: Mercedes и Ferrari больше не смогут отнять власть у Экклстоуна и Тодта?
Герхард Бергер: На их месте я не стал бы это делать. Для Mercedes всё неплохо складывается: эта команда лучше всех подготовилась к переменам в регламенте и теперь получает за это награды. Наконец, она показывает, что, добиваясь отличных результатов в Формуле 1, можно возродить старый миф «Серебряных стрел».
У Ferrari другие интересы. Серджио Маркионне начал торговать акциями компании на бирже. Он хочет улучшить финансовую ситуацию, а успех на трассе должен ему в этом помочь. Всё в порядке, но только с их точки зрения. Те, кто преследует такие цели, не могут одновременно участвовать в обсуждении регламента – это ставит спорт под угрозу.
Вопрос: На данный момент у Mercedes, Ferrari и Honda одинаковые интересы. Если в 2016-м Mercedes продолжит доминировать, как это отразится на ситуации?
Герхард Бергер: Проигравшие скажут: нужно что-то изменить, чтобы у нас снова появился шанс побеждать. Но нечто подобное произошло не так давно: когда Red Bull Racing выигрывала на протяжении четырех лет, все остальные настаивали на снижении эффективности аэродинамики. Теперь в Red Bull Racing говорят: мотор играет слишком важную роль, нам нужны другие двигатели. На самом деле, Формуле 1 нужны правила, при которых машина, двигатель, гонщик и команда окажутся в равновесии.
Вопрос: Какое решение вы предлагаете?
Герхард Бергер: Существует много эффективных решений, отвечающих интересам болельщиков и спорта, но они не будут реализованы, поскольку никогда не получат одобрение команд. Берни и Жан получили власть, но нужен способный и финансово независимый человек, который любит автоспорт, знает все хитрости и обладает достаточной властью, чтобы управлять всем этим. В этом случае каждому предстоит решить, хочет ли он участвовать в этом или нет. Это старая система, но она работала. Мы должны к ней вернуться.
Вопрос: Red Bull Racing из победителя превратилась в проигравшую команду. Вы удивлены, что она осталась в Формуле 1?
Герхард Бергер: Решение остаться в чемпионате зависит также от контрактов, в частности, от Договора Согласия, и от ответственности за штат команды, превышающий 1000 сотрудников, и их семьи. Уйти из чемпионата просто так – это не в стиле Red Bull Racing. Эти неудачи должны были научить их оценивать преимущество соперников. Они позволили загнать себя в угол, из которого теперь сложно выйти. Это неудачное стечение обстоятельств.
Однако в сложившейся ситуации виноваты другие: фонд CVC, Берни Экклстоун и Жан Тодт. Они не должны были допускать, чтобы команда оказалась в таком положении. Нужны механизмы, способные заранее определить приближение подобных ситуаций. Нельзя, чтобы соперники злорадствовали, когда Red Bull Racing не могла получить двигатель, хотя вложила в спорт столько усилий, денег и энтузиазма и добивалась отличных результатов. Важно, чтобы моторы доставались всем участникам без исключения.
Вопрос: Берни Экклстоун говорит, что заранее знает, кто выиграет титул. Разве подобные ситуации не возникали во времена Сенны, Шумахера, Феттеля? Почему мы лучше воспринимали эти серии побед?
Герхард Бергер: Нынешняя ситуация отличается от побед McLaren в мои времена по четырем параметрам. Во-первых, тогда болельщиков просто завораживало само пилотирование машины: они видели, насколько всё было рискованно. Кроме того, из-за многочисленных аварий или ошибок пилотов гонки были непредсказуемыми. Кто сегодня останавливается на трассе с пустыми баками? Современная Формула 1 достигла столь высокого уровня, что начинает проигрывать, когда доминирует одна команда. В-третьих, совершить ошибку уже не столь опасно: раньше после этого врезались в ограждения, а сегодня различные промахи остаются безнаказанными. Если машину разворачивает, то благодаря широким зонам безопасности гонщик может спокойно вернуться на трассу и часто даже не теряет позицию. В-четвертых, на Гран При работают уже не 5 телекомпаний, а 200, поэтому включать ТВ днём в воскресенье уже необязательно: выбор развлечений стал гораздо больше и лучше, чем раньше.
Вопрос: Всё слишком идеально?
Герхард Бергер: Конечно. Все процедуры отработаны до совершенства, появилось слишком много правил, всё под контролем.
Вопрос: Берни Экклстоун и Жан Тодт – это правильные люди для руководства чемпионатом?
Герхард Бергер: Да, но это сложная ситуация: решение можно принимать только «наверху». Сейчас мы видим дискуссионный клуб – для характеристики этого подходит пословица, «У семи нянек дитя без глазу». Экклстоун и Тодт должны объединить усилия, но, к сожалению, это происходит не всегда. У обоих есть опыт, они знают автоспорт. И в CVC должны полностью их поддерживать.
Вопрос: С вашей точки зрения, также необходимо и разумное распределение доходов, и ограничение бюджета?
Герхард Бергер: Конечно. Крайне важно контролировать расходы и поровну делить деньги. В сражении Ferrari и Mercedes мало смысла, если в этом поединке больше никто не участвует. Эти команды хотят, чтобы в чемпионате участвовали все, но им было бы лучше, если бы соперники оказались менее конкурентоспособны. Именно для этого спорту нужен контроль, который гарантировал бы всем шанс быть конкурентоспособными. Если вы выделяете больше средств победителям, это не работает.
Вопрос: Можно ли вообще контролировать чемпионат, в котором участвуют автоконцерны?
Герхард Бергер: В принципе, да. Но между Формулой 1 и Ле-Маном есть разница. Ле-Ман – это соревнование компаний, и на переднем плане должен быть автопроизводитель. Если я спрошу, кто пилотировал машину, которая в итоге выиграла «24-часа Ле-Мана», многим будет сложно ответить на этот вопрос. Но я знаю, что победу одержала Porsche. Формула 1 – это в первую очередь чемпионат гонщиков, с помощью которых автоконцерны представляют свой бренд.