Дики Стэнфорд – ветеран Формулы 1, он работает в Williams более тридцати лет, прошёл путь от механика Найджела Мэнселла до тим-менеджера, а с весны 2014 года руководит компанией Williams Heritage, в распоряжении которой находятся исторические машины команды. В воскресенье он ответил на вопросы болельщиков, связанные и с его нынешней работой, и с событиями прошлого.
Вопрос: Как можно сравнить прижимную силу, которую генерируют современные машины Формулы 1, с уровнем 90-х годов?
Дики Стэнфорд: Было бы действительно интересно это сравнить, поскольку показатели могут оказаться ближе, чем многие думают. Я обязательно проверю!
Вопрос: Вы продаёте старые машины Williams?
Дики Стэнфорд: Да, у нас есть большой выбор таких машин, от FW07 вплоть до FW36.
Вопрос: Какую из машин, с которыми вам довелось работать, вы считаете лучшей?
Дики Стэнфорд: FW14B, в своё время она заметно превосходила другие машины чемпионата.
Вопрос: Сколько может стоить шасси FW08C в исправном состоянии?
Дики Стэнфорд: Это шасси – из самых дорогих, потому что его можно использовать в гонках исторических машин. Если FW08C на ходу, его цена может превышать 500 тысяч фунтов стерлингов. А если машина будет продаваться с рабочим двигателем, то в зависимости от истории конкретного шасси цена будет ещё выше: от 800 тысяч до 1 миллиона фунтов.
Вопрос: Какую из исторических машин вы считаете самой интересной в плане технологических решений и почему?
Дики Стэнфорд: FW15. Она была вся напичкана электроникой, это была самая сложная машина, которую мы когда-либо построили.
Вопрос: На экспериментальных шестиколёсных Williams, которые были построены в конце 70-х – начале 80-х, крутящий момент передавался на обе задние оси или только на одну?
Дики Стэнфорд: Машина была оснащена двумя коробками передач, так что обе оси были ведущими.
Вопрос: Если говорить о двигателях исторических машин: вы можете рассчитывать на техническую поддержку их производителей?
Дики Стэнфорд: Они оказывают нам очень серьёзную поддержку. Мы можем в любое время обратиться к Honda, Renault, BMW или Toyota.
Вопрос: Какие повреждения получила FW19 Жака Вильнёва после столкновения с Ferrari Михаэля Шумахера в Хересе в финале чемпионата 1997 года?
Дики Стэнфорд: Основная аккумуляторная батарея, которая была расположена за левым боковым понтоном, после удара держалась буквально на честном слове. Нам повезло, что машина дотянула до финиша.
Вопрос: Если бы вы могли изменить какое-то одно правило современной Формулы 1, что бы вы выбрали?
Дики Стэнфорд: Я бы запретил системы DRS. И DRS, и системы рекуперации энергии были внедрены для того, чтобы увеличить число обгонов, но они нейтрализуют друг друга.
Вопрос: Как вы считаете, стали бы гоночные уик-энды интереснее, если бы очки начислялись и по итогам квалификации?
Дики Стэнфорд: Нет. В своё время за квалификациями было действительно интересно следить, потому что тогда было видно, на какую скорость способны машины. А сейчас нет различий в спецификации машин, потому что для квалификации и гонки они готовятся практически одинаково.
Вопрос: Можно ли сказать, что Williams образца 2012 года была самой непредсказуемой машиной, когда-либо построенной командой? На ней можно было выигрывать гонки, но на следующем этапе чемпионата она оказывалась среди аутсайдеров…
Дики Стэнфорд: Да, её поведение было непредсказуемым. Иногда оно вообще не менялось, даже если мы полностью меняли все настройки.
Вопрос: Чего вам больше всего не хватает в сегодняшней Формуле 1 по сравнению с эпохой двигателей V10?
Дики Стэнфорд: Всё просто: того звука!