Валттери Боттасу вполне комфортно в Alfa Romeo, и в интервью Auto Motor und Sport он рассказал о работе со швейцарской командой, о целях, которые перед ним стоят в этом году, а также об особенностях машины нового поколения.
Вопрос: Из топ-команды вы перешли в Alfa Romeo, которая относится к средней группе. Что скажете о разнице, насколько она чувствуется?
Валттери Боттас: Разница есть, но она не такая уж большая. Alfa Romeo/Sauber – настоящая гоночная команда, и её можно сравнить с Williams, где я выступал до Mercedes. Разумеется, она меньше, чем Mercedes, но все полностью увлечены делом, которым занимаются, потому что любят автоспорт и хотят добиться успеха.
Основные различия я почувствовал в период между предсезонными тестами и первой гонкой. На тестах вскрылось множество проблем, и это сказалось на психологическом настрое некоторых сотрудников. Но когда мы сразу заработали первые очки, настроения в команде изменились. Все увидели, что в этом году мы сможем чего-то добиться. И пусть мы не боремся за победы в гонках, но стараемся показывать максимально возможные результаты.
Вопрос: В предыдущие пять лет вы привыкли бороться в группе лидеров, а теперь сражаетесь за места во второй половине первой десятки – чувствуется разница?
Валттери Боттас: В середине пелотона происходит намного больше событий. У вас больше соперников, с которыми вы постоянно боретесь, и ситуация более непредсказуемая. Скорость машин тех или иных команд, с которыми нам приходится соперничать, от гонки к гонке может сильно разниться. Никогда не знаешь, с кем предстоит иметь дело в этот раз.
По ходу Гран При всегда разворачивается острая борьба, и определиться с тактикой непросто, поскольку надо учитывать, что у тебя много соперников. Запросто можно и отыграть какое-то время, и потерять его. Приходится воспринимать намного больше информации и рассматривать намного больше различных вариантов развития событий.
Вопрос: Руководитель команды Фредерик Вассёр сразу сказал, что в первый год от команды не стоит ждать побед. Сложно ли было принять такую установку?
Валттери Боттас: На самом деле, нет. Я реалист и понимаю, что мечтать о победах было бы чересчур оптимистично. Предыдущие два сезона были для команды довольно трудными, и надо было поставить перед собой реальную цель. У меня было достаточно времени, чтобы настроиться на решение новых задач.
Вопрос: Какой результат в этом году вы будете считать личной победой?
Валттери Боттас: Подиум будет равнозначен победе.
Вопрос: Можно сказать, что в Alfa Romeo вы – капитан команды. Насколько эта роль отличается от той, что была у вас в Mercedes?
Валттери Боттас: Эта новая роль много для меня значит и ко многому обязывает. Я должен помогать команде найти правильное направление – в работе с настройками, в работе с коллективом, которому важно задать правильный настрой, в выстраивании отношений с молодым напарником. Но чем выше уровень ответственности, тем больше удовлетворения ты получаешь, добиваясь результатов. Я теперь чувствую, что мне есть что сказать.
Вопрос: Должны ли из-за этого вы чаще бывать на базе Alfa Romeo?
Валттери Боттас: На базе Sauber я бываю чаще, чем бывал на базе Mercedes. Я всегда приезжаю в Хинвил после двух гонок, т.е. практически каждый раз, когда между Гран При есть двухнедельный перерыв.
Вопрос: По словам Вассёра, команда растёт и развивается вместе со своими гонщиками. Именно так было с Ferrari, когда там выступал Михаэль Шумахер. Верите ли вы в эту теорию, и считаете ли вы себя тем человеком, который нужен Sauber?
Валттери Боттас: Не уверен. Скорее я чувствую себя рядовым сотрудником команды, а не гонщиком, вокруг которого всё выстраивается.
Вопрос: Много ли времени вам потребовалось, чтобы адаптироваться?
Валттери Боттас: Не очень много. Мы провели немало времени вместе уже на предсезонных тестах, и я старался как можно лучше узнать людей и понять методы работы команды. Но должен признаться, что до сих пор на базе команды мне попадаются незнакомые лица.
Вопрос: В Mercedes всего было в избытке. Когда вы начали сотрудничать с командой, более скромной по размерам и возможностям, вас что-то поразило?
Валттери Боттас: Разница между командами не так уж велика. Согласен, Sauber меньше, но теперь, когда в Формуле 1 введён лимит бюджетов, топ-командам, таким, как Mercedes или Ferrari, приходится как-то ужиматься.
Вопрос: В чём топ-команды по-прежнему сохраняют преимущество?
Валттери Боттас: Им проще находить и приглашать на работу талантливых и опытных специалистов. Процесс доводки техники становится всё сложнее, при том что качество исследований, которые проводятся в аэродинамической трубе, остаётся стабильно высоким. Впрочем, тут дело не в одном каком-то доминирующем факторе, это зависит от целого комплекса разных обстоятельств.
Вопрос: А в чём преимущество небольших команд?
Валттери Боттас: Например, какие-то дела мы можем делать быстрее. В Mercedes, когда у меня появлялась идея, связанная с новым компонентом или очередным вариантом настроек, процесс её реализации занимал довольно много времени. В нём всегда участвовало множество сотрудников разных департаментов команды.
А в Alfa Romeo я могу приехать на базу и сразу пообщаться с людьми, которые отвечают за принятие решений. Например, у меня появляется некая мысль, связанная с механическим балансом машины, и инженеры сразу говорят: «Да, давай это опробуем». И всё получается.
Вопрос: Вы уже видите признаки того, что переход на ограниченные бюджеты сделал расстановку сил в Формуле 1 более справедливой?
Валттери Боттас: Безусловно. В середине пелотона идёт невероятно острая борьба. Такого никогда не было. Отставание от лидеров тоже сократилось. Три топ-команды по-прежнему впереди, поскольку им в какой-то степени помогает преимущество, которого они добились в прошлом, но я надеюсь, что постепенно мы их догоним.
Вопрос: Насколько машины нового поколения отличаются от предыдущих?
Валттери Боттас: Не как день и ночь. Чувствуется, что они стали тяжелее, что в медленных поворотах они генерируют меньше прижимной силы. Но я быстро адаптировался.
Вопрос: В разных командах наблюдается такое явление: один гонщик справляется с задачами заметно лучше, чем другой. С чем это связано?
Валттери Боттас: Может быть, с какими-то особенностями конкретных машин. С нашей C42 разобраться не так уж сложно.
Вопрос: Говорят, машины 2022 года более склонны к недостаточной поворачиваемости…
Валттери Боттас: Это больше связано с 18-дюймовой резиной Pirelli, чем с машинами. Передние шины держат трассу чуть хуже и при прохождении поворота быстрее достигают предельного уровня сцепления.
Вопрос: А что можно сказать о подходе к настройкам?
Валттери Боттас: Именно с ними связана основная разница. Настраивая эти машины, хочется добиться, чтобы дорожный просвет был как можно меньше. Поэтому подвеску приходится делать намного жёстче, а это полностью меняет подход к настройкам. Механический баланс всегда зависит от дорожного просвета. И чтобы машина более-менее нормально справлялась и с быстрыми поворотами, и с медленными, надо стараться находить оптимальный аэродинамический баланс.
Вопрос: Что скажете о сильных и слабых сторонах Alfa Romeo C42?
Валттери Боттас: Её недостатки – невысокая надёжность и нестабильное поведение в быстрых поворотах. Сильные стороны – прохождение медленных поворотов и мощный двигатель.