Когда чуть более полугода назад Эрик Булье встал у руля Renault F1, команда балансировала на краю пропасти. От молодого менеджера, не имевшего опыта работы на таком уровне, едва ли приходилось ожидать серьезных достижений. Но экс-руководитель DAMS за короткий срок смог добиться очень многого. О своем пути в автоспорт и взглядах на современную Формулу 1 француз рассказал в интервью для читателей F1News.Ru.
Вопрос: Эрик, в университете вы изучали аэрокосмические науки – почему же после его окончания пошли работать в гоночную команду?
Эрик Булье: Все было не совсем так. Я заинтересовался гонками, когда мне было 14 лет. Мы жили неподалеку от Ле-Мана, и поехали с родителями на 24-часовую гонку. Мне захотелось сделать автоспорт своей профессией. Но я не знал, как этого добиться – ведь для гоночных инженеров нет никаких учебных заведений. И тогда я решил пойти по пути, наиболее близкому к Формуле 1 – стал изучать аэрокосмические технологии.
Я не знал, смогу ли найти работу в гонках – но так хотя бы мог продолжить карьеру в какой-нибудь аэрокосмической или инженерной компании. При этом я не оставлял попыток найти себя в автоспорте и на каникулах ежегодно устраивался работать в команды – мыл шины, делал там любую работу. И в конце концов мне улыбнулась удача – в одной из команд мне предложили остаться и работать инженером-телеметристом. Потом я стал гоночным инженером, техническим директором – и так далее. При этом мне ни одного дня не довелось проработать по основной профессии.
Вопрос: А сами вы не пробовали выступать в соревнованиях?
Эрик Булье: Гонки требуют денег – а у нас их не было. В самом начале я немножко гонялся на картах – но пропорции у меня не самые гонщицкие, поэтому я предпочел сосредоточиться на технике, а не на собственных выступлениях.
Вопрос: Вы имеете огромный опыт руководства командами в «младших» классах. Как по-вашему, что – кроме чистого таланта – важнее всего для юных спортсменов, чтобы преуспеть в автоспорте? Нужно попасть в правильную команду, выбрать верного менеджера?
Эрик Булье: Должен сказать, это очень сложный вопрос. На всех уровнях – от картинга до Формулы 1 – конкуренция очень высока. Кроме того, раз в два-три года в чемпионатах меняется техника, из-за чего одни команды прибавляют, а другие сдают позиции. Есть всего несколько команд, которые долгое время выступают на высоком уровне – ну и пара таких, с которыми лучше не связываться.
Очень сложно получить весь объем информации. Нужно встречаться с правильными людьми – но при этом доверять ты можешь далеко не всем. А те немногие, кто заслуживает доверия, обычно очень заняты.
Но если ты талантлив, если не пытаешься обмануть сам себя и действительно полностью отдаешься делу – тебя заметят, и те самые люди, о которых я говорил, сами придут к тебе или твоим родителям.
Вопрос: Вы внимательно следите за молодежными гонками. Кто из представителей следующего поколения, сейчас выступающих там, имеет шансы добраться до Формулы 1?
Эрик Булье: Не скажу (смеётся). И тому есть две причины. Не скрою, в картинге и формульных сериях есть пилоты, которые обращают на себя внимание. Но надо внимательно изучать биографию гонщиков. Если кто-то пять лет выступал в Формуле Renault, то нет ничего удивительного, что после этого победил – ведь он куда опытнее соперников. Впрочем, есть те, кому удается на протяжении долгого времени демонстрировать хорошие результаты. Но – и в этом вторая причина – мне бы не хотелось называть их имена, чтобы не помогать нашим конкурентам.
Вопрос: А видите ли вы в нынешней серии GP2 гоночных звёзд первой величины?
Эрик Булье: Ммм… (долгая пауза). Думаю, вы услышали ответ.
Вопрос: Кто из нынешних пилотов Ф1 прежде выступал в руководимых вами командах?
Эрик Булье: Я хорошо знаю многих гонщиков, но под моим началом выступали лишь некоторые из них. Камуи Кобаяши стал чемпионом GP2 Asia, выступая за DAMS, а Себастьен Буэми ездил с нами в A1 Grand Prix. Наверное, это все.
Вопрос: Есть ли у вас сейчас время, чтобы руководить командами DAMS в разных чемпионатах, где они выступают?
Эрик Булье: Нет. Конечно, у меня осталось немало друзей в разных чемпионатах, и порой они звонят мне, спрашивают совета. Но это самое большое, чем я могу им помочь. Работа в Формуле 1 отнимает все мое время.
Вопрос: Давайте тогда перейдём к Формуле 1. Компания Renault поставляет моторы Red Bull Racing. Можно ли в этой связи говорить о каком-то технологическом сотрудничестве между командами в постройке шасси?
Эрик Булье: Это запрещено. Я не хочу показаться параноиком – но у нас по-настоящему серьезные соревнования. И даже если одна из команд хочет поделиться информацией – это не сработает. Здесь каждый стремится заполучить наилучшую технологию – и использовать ее себе на благо. Потому ты не можешь доверять людям, доверять командам, если услышишь подобное предложение.
Вопрос: Как вы думаете, почему в этом сезоне все пилоты продлили свои контракты с нынешними командами?
Эрик Булье: Это очень важно, если мы рассмотрим пару моментов. Гонщику нужна уверенность, чтобы добиваться хороших результатов. Сейчас в Формуле 1 выступают пилоты очень высокого уровня, а техническое соперничество между командами еще никогда прежде не было таким упорным. И куда проще найти две десятых на круге благодаря пилоту, который доверяет команде, чем благодаря совершенствованию техники.
Потому преемственность очень важна, и если у команды хорошие отношения с пилотом, и они успешно работают – для гонщика куда логичнее продолжать сотрудничество, а не уходить в другую команду, где технический уровень окажется почти таким же самым.
Вопрос: Если говорить о техническом прогрессе, которого участники Ф1 смогли добиться по ходу сезона, Renault окажется одним из лидеров. Как вы объясните этот факт?
Эрик Булье: Будем говорить честно – прогресс так заметен потому, что после прошлого года нам удалось подняться с самого низа на достаточно высокий уровень. Такое всегда очень заметно. Но нам нужно еще очень много работать, чтобы бороться за победы.
Когда в январе я впервые приехал в Энстоун, то знал лишь одно – эти люди выиграли чемпионат в 2005 и 2006 годах, но стали только восьмыми в 2009-м. Они отлично отработали в одном случае, и почему-то не смогли это сделать в другом. И моя задача, а также задача Genii, состояла в том, чтобы установить причину случившегося, и вернуть нужных людей на нужные посты, чтобы все заработало вновь.
Вопрос: Удивлены ли вы тем, что до сих пор не прозвучало ни одного вопроса о Виталии Петрове?
Эрик Булье: Да (смеётся). Я рассчитывал, что их будет немало.
Вопрос: В таком случае, вот вопрос – но не про Виталия, а от него: что вы можете сказать о его положении в следующем году?
Эрик Булье: Ответ прост. Мы верим ему, и именно по этой причине он выступает за нашу команду в этом сезоне. Мы хотим, чтобы он прогрессировал, чтобы стал очень хорошим гонщиком – потому что знаем, что у него достаточно таланта, чтобы добиться этого.
Это касается любого спортсмена – если он талантлив, то получает возможность тренироваться и выступать в соревнованиях. И на каждой стадии карьеры к нему предъявляются различные требования. Сейчас никто не требует от Виталия, чтобы он ехал быстрее Роберта Кубицы, ведь этих пилотов нельзя сравнивать по уровню опыта – отмечу, я говорю именно об опыте, а вовсе не о таланте. С талантом у него все в порядке, в этом я уверен.
Сейчас у него есть возможность выступать в Формуле 1, и вся команда поддерживает его. Это мы попросили его переехать в Англию, потому что нам важно, чтобы при возникновении малейшего вопроса он мог прыгнуть в машину, проехать пять миль и оказаться на базе, где задать его кому-то из инженеров или мне. И получить ответ. Мы готовы во всем идти ему навстречу.
Но прошло полгода, не за горами конец сезона – и мы стремимся вновь стать чемпионами мира. А для этого нам нужно, чтобы оба пилота зарабатывали очки. Команда может допускать ошибки, Виталий тоже может ошибаться, он же новичок в Формуле 1. И сейчас мы не видим в этом никаких проблем, это нормально. Но в будущем мы бы хотели, чтобы он регулярно финишировал в первой десятке. При этом по-прежнему не надо опережать Роберта, достаточно лишь приносить нам очки.
В этом случае он останется с нами, и тогда надо выходить на следующий уровень – прибавлять в мастерстве, еще и еще. И тогда через два или три года он сможет стать по-настоящему классным гонщиком.
Но сейчас я не могу дать никаких гарантий. Пардон, но если он не сможет выполнить задачи, которые мы перед ним ставим – нам придется расстаться. Но мы ожидаем, что он справится, это нормальный путь развития для любого гонщика. Возьмите Адриана Сутила – в первый год он был не слишком хорош, во второй прибавил, а сейчас уже смотрится неплохо – но этот путь занял у него три года. Можно вспомнить и Фернандо Алонсо, как он ошибался, выступая за Minardi в дебютном сезоне – но этого никто не видел, так как он ехал далеко позади. Потом он провел год, как тест-пилот, и лишь затем вернулся в гонки – снова три года.
У каждого есть свое время. Сейчас Виталий знает наш план, знает, что он должен делать на каждом этапе. Сейчас ему не надо ехать быстрее всех – достаточно показывать все то, что он уже знает и умеет. Его талант позволяет уже сейчас зарабатывать очки. И если он будет это делать регулярно – тогда можно говорить о большем в 2011 году.