За долгую карьеру в Формуле 1 Росс Браун с разными командами выиграл восемь Кубков конструкторов, и 58-летний инженер не собирается в отставку, пока не увидит успехи Mercedes. В обстоятельном интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung руководитель команды рассказал о переменах в ее структуре, отношениях с гонщиками и планах на будущее...
Вопрос: Росс, вы по-прежнему получаете удовольствие от Формулы 1?
Росс Браун: Да, я сохранил мотивацию и люблю волнение этого спорта. Mercedes переживает сложные времена, но мы как раз выходим из кризиса и прогрессируем. Нико Росберг и Льюис Хэмилтон – это два лучших гонщика в мире, команда собирает очень сильную группу инженеров. Все изменения, произошедшие за последние полтора года, постепенно дают результаты.
Вопрос: В последнее время Mercedes попадала в заголовки газет по другому поводу - из-за тестов с Pirelli и трибунала FIA...
Росс Браун: Обидно, что это отвлекло всех от достижений команды. Мы завоевали пять поулов, а это потрясающий результат, особенно если вспомнить, какие позиции занимала Mercedes год назад.
Вопрос: Эти тесты помогли вам разобраться с шинами?
Росс Браун: Это никак не связано. Во время тестов мы работали с шинами, которые не будут в этом году использоваться в гонках. Мы не получили преимущества и ничего не смогли узнать.
Вопрос: В Red Bull Racing и Ferrari придерживаются другого мнения. Считаете ли вы, что соперники стали опасаться Mercedes?
Росс Браун: Сейчас мы занимаем третью позицию в Кубке конструкторов, уступая Red Bull Racing и Ferrari, в этом году исключительно плотная борьба. Протесты двух этих команд – своеобразный комплимент для нас. Обратиться в FIA – их право, мы получили наказание. Надеюсь, теперь мы сможем сконцентрироваться на гонках, ведь мы здесь только ради этого.
Вопрос: В Mercedes произошли перемены – Тото Вольфф возглавил спортивное подразделение компании, а Ники Лауда стал советником по вопросам автоспорта. Что изменилось за это время?
Росс Браун: Они оба укрепили связь между руководством автоконцерна в Штутгарте и командой в Великобритании, в чём я не был силен. Я сосредоточился на команде, что от меня и требовалось. Тото и Ники регулярно информируют совет директоров Daimler о нашей работе, чтобы каждый понимал, что происходит. Они оба приносят пользу команде.
Вопрос: Чувствуют ли сотрудники команды причастность к наследию Mercedes?
Росс Браун: Мы снова и снова подчеркиваем в Брэкли: мы – Mercedes, мы – «Серебряные стрелы»! Это имя связано с богатым наследием. Нельзя просто купить команду и за одну ночь всё переделать. После прихода Тото и Ники мы еще больше укрепили эту связь.
Вопрос: Не хватает только Михаэля Шумахера. Вы скучаете по нему?
Росс Браун: Михаэль – мой друг, мы постоянно поддерживаем связь. Он гордится командой и нашим прогрессом, но, конечно, я сожалею, что он не смог показать миру, на что он способен, несмотря на возраст. Было бы здорово, если бы машина в прошлые годы оказалась чуть более конкурентоспособной. Многие считали, что Михаэль потерял скорость, поскольку Нико часто его опережал, но вне команды мало кто понимал, насколько быстр Росберг. Он может навязать борьбу Льюису, одному из лучших гонщиков.
Вопрос: Участвует ли Михаэль в прогрессе команды в этом году?
Росс Браун: Михаэль постоянно делился с нами мыслями и идеями. Он очень точно комментировал поведение машины на трассе, наблюдал за работой соперников. У инженеров есть огромное количество данных, но они могут их интерпретировать только с помощью гонщиков. Михаэль был одним из лучших в этом отношении, но Нико тоже может очень детально обо всем рассказать. Шумахер никогда не говорил, как нам строить машину, но, разумеется, участвовал в создании W04.
Вопрос: В чем отличия между Шумахером и Хэмилтоном?
Росс Браун: Они оба невероятно быстрые и профессиональные гонщики, умеющие постоянно контролировать эмоции, что нам очень помогает. Михаэль и Льюис очень похожи. Оба стремятся к победе, дорабатывают машину и стараются сделать команду более конкурентоспособной. Хэмилтон не довольствуется достигнутым, он заставляет команду развиваться и дает нам новые стимулы. Это здорово!
Вопрос: Хэмилтон показывал ли вам что-то из своей жизни, например, музыку американских рэперов или искусство ведения микроблога в Twitter?
Росс Браун: Нет, я не разбираюсь в подобных вещах – я принадлежу к другому поколению. Многие говорили, что у нас возникнут проблемы с Льюисом, но этого не произошло. Новое окружение пошло ему на пользу, оно его мотивирует и придает энергию. Он принял новый вызов, а машина превзошла его ожидания. До перехода Льюиса в команду я рассказал ему о нашем генеральном плане и пообещал, что с 2014 года мы будем бороться за победы. Однако мы делаем это уже сейчас.
Вопрос: Значит, в следующем году вы надеетесь выиграть титул?
Росс Браун: Я хочу, чтобы Mercedes выиграла Кубок конструкторов, а один из наших гонщиков стал чемпионом мира – и то, и другое должно произойти как можно раньше. Мне всё равно, кто выиграет титул – Льюис или Нико, но я хочу увидеть одного из них на вершине.
Вопрос: Вы останетесь в команде в 2014-м?
Росс Браун: Я надеюсь на это. Когда-нибудь придется завершить карьеру, но я хочу сделать это только после того, как команда вернется на вершину.
Падди Лоу приступил к работе раньше, чем мы рассчитывали, он должен войти в курс дела. На него ляжет большая ответственность, и, возможно, моя роль в команде снова изменится.
Вопрос: Падди Лоу, Боб Белл, Альдо Коста и Джефф Уиллис. Сколько еще инженеров высочайшего уровня нужно Mercedes?
Росс Браун: Я думаю, что теперь у нас их достаточно. Это идеальная комбинация, у каждого своя задача. В данный момент Боб Белл занимается W04, Альдо Коста курирует подготовку к следующему сезону, а Джефф Уиллис – к 2015-му. У нас отличные перспективы.
Вопрос: В начале сезона ходили слухи, что контракт с Падди Лоу может обернуться вашим уходом из команды. Вы опасаетесь за свою работу?
Росс Браун: Я никогда не опасался за свою работу. Я всегда делал то, что считал нужным. Сожалею, если это не соответствует представлениям остальных, но я не собираюсь меняться. Я всегда знал, что работа в Формуле 1 состоит из подъемов и спадов.
Вопрос: Какой будет Формула 1 в будущем?
Росс Браун: Некоторые предполагали, что в чемпионате будут выступать электрокары, но этого не произошло. Тем не менее, Формула 1 продолжит играть заметную роль в исследовании и развитии новых технологий, но мы должны делать это активнее.
Борьба на трассе и развлекательная сторона – это суть Формулы 1, мы не можем этим жертвовать. Я говорю не только о технических аспектах, которые когда-нибудь, вероятно, наскучат зрителю, поскольку он перестанет их понимать. Болельщики хотят видеть борьбу гонщиков, и мы должны это обеспечить. Однако шарм Формулы 1 в работе человека с машиной, и победе лучшей комбинации гонщика и шасси.
Вопрос: Вы считаете, что Формула 1 выдержит экономический кризис?
Росс Браун: Да. Вопрос только в том, в каком состоянии мы выйдем из него. Формула 1 всегда работает на пределе возможностей, каждый из нас максимально выкладывается. Всё дело в том, чтобы раздвигать границы возможностей. Я считаю, что больший контроль над бюджетами и ресурсами принесет всем нам пользу – тогда Формула 1 продолжит своё существование. Она нестабильна, но всегда адаптировалась к ситуации. В чемпионате работают очень креативные люди, они всегда находили выход из ситуации.