Гран При Канады 2011 года запомнился не только рекордной продолжительностью, но и победой Дженсона Баттона в переменчивых условиях. В четверг погода в Монреале была похожей, но пилот McLaren весьма сдержан в прогнозах...
Вопрос: Дженсон, вы рады возвращению в Канаду?
Дженсон Баттон: Сейчас – нет. Я замерз! Впрочем, здесь отличная трасса, где прошло немало захватывающих гонок. Гран При 2011 года был уникальным, но и последние несколько лет борьба оказывалась интересной, так что я с нетерпением жду возвращения за руль – по крайней мере, там тепло. Что касается наших шансов, может показаться, что эта трасса нам не подходит, но по-моему всё будет в порядке. Машина эффективна и неплохо ведет себя на торможениях, так что посмотрим.
Вопрос: Мы снимаем документальный фильм о Марке Уэббере и «24-х часах Ле-Мана». Вы отлично знаете этого гонщика, много лет выступали вместе. Что помогло ему стать тем, кем он стал? Вы удивлены, что он продолжил карьеру в автоспорте после ухода из Формулы 1?
Дженсон Баттон: Нет. Мне кажется, он покинул Формулу 1 как раз ради продолжения карьеры. Сейчас он выступает в серии с очень высокой конкуренцией, в команде крупного автопроизводителя.
У Марка была интересная карьера в Формуле 1. Мы много сражались на трассе – он очень сильный соперник, особенно в борьбе колесо в колесо. Это здорово. Вместе с тем, ему доверяешь. Возможно, мы потеряли это уважение в Формуле 1. Очень жаль, что он больше не выступает в Гран При, но я уверен, что он наслаждается жизнью, чувствует себя более расслаблено.
Думаю, в этом году в Ле-Мане будет интересная борьба. Я смотрел гонку в Спа. Когда машины трех производителей сражаются за победу – это словно возвращение в прошлое. У него отличные шансы в Ле-Мане. Впрочем, так было и в прошлом году. Надеюсь, на этот раз у него будет возможность выиграть – было бы здорово увидеть его на вершине подиума.
Вопрос: Эта трасса названа в честь человека, который был очень популярен в Квебеке. Что вы думаете о Жиле Вильнёве?
Дженсон Баттон: Я гонялся с его сыном – в 2003-м мы были напарниками. У меня много воспоминаний о выступлениях с Жаком. Кроме того, я смотрел много гонок Жиля – он был настоящим бойцом. Жиль не полагался на удачу, а полностью выкладывался. Именно это нам нравится в гонщиках 70-х и 80-х.
Вопрос: Что в нем было особенного? Он же так и не выиграл титул…
Дженсон Баттон: Жиль просто не успел раскрыть свой потенциал, слишком рано нас покинув. Он был настоящим гонщиком. Я точно не знаю, но у меня такое впечатление, что он вкладывал душу в гонки. Впрочем, как и все мы.
Вопрос: В Монако оба гонщика McLaren заработали очки. Это как-то связано с трассой?
Дженсон Баттон: Нет, мы были недостаточно конкурентоспособны в Монако, но стратегия оказалась верной, особенно у Фернандо… Что касается этой трассы – да, здесь есть длинные прямые, что не вполне подходит нашей машине, но всё должно быть в порядке.
Мы ожидали, что в Монако выступим лучше, но у нас не так много прижимной силы. Наша машина хорошо ведет себя на торможении, а в княжестве нельзя использовать это преимущество, поскольку там нет жестких торможений. Здесь всё должно быть неплохо.
Вопрос: В этот уик-энд вы получите новую турбину. На какой эффект рассчитываете?
Дженсон Баттон: Силовая установка станет более эффективной – это здорово, мы сможем более оптимально использовать энергию на круге. Кроме того, у нас новое топливо – это тоже хорошо. Вместе с Honda в Exxon Mobil много работают над оптимизацией топлива, и за счет этого мы должны отыграть около десятой – это довольно много. Я этим доволен.
Вопрос: Многие уже сосредоточились на подготовке к следующему сезону. Какие у вас планы на 2017-й?
Дженсон Баттон: Я не думаю об этом, хотя мне постоянно задают этот вопрос. Сейчас еще слишком рано. Я живу сегодняшним днем…
Вопрос: Но вам по-прежнему нравится выступать в Формуле 1? Вы хотите продолжать?
Дженсон Баттон: Сейчас – да, мне нравится. Но я не могу ответить на вторую часть вашего вопроса.
Вопрос: Как вы справляетесь с переменчивой погодой? Прогноз обещает дождь в субботу, а в воскресенье – такую же погоду как сейчас.
Дженсон Баттон: Это нелегко. Велика вероятность сильного дождя в воскресенье… Если погода будет такой, как сейчас, то возникнут проблемы с прогревом резины – вы столько времени проводите на прямых, что шины остывают, а когда вы нажимаете на тормоза, их легко заблокировать. Шины всегда в центре внимания, а в подобных условиях – тем более. Но в нашей команде работает лучший инженер по резине. Я уверен, что мы найдем правильный баланс.
В столь холодную погоду здесь очень сложно, но мы сделаем всё, что в наших силах: поэкспериметрируем с температурой тормозов, чтобы сохранить их в рабочем состоянии.
Вопрос: В этот уик-энд Формула 1 объявила о крупном спонсорском контракте...
Дженсон Баттон: Мне кажется, это большое подспорье для Формулы 1. Это очень крупный спонсор.
Вопрос: Вероятно, Heineken поможет Формуле 1 продвигать серию в социальных сетях, привлекать молодежь… Вы считаете, что в этом есть необходимость?
Дженсон Баттон: Да. Мы должны привлекать молодежь к спорту. Сейчас все сидят в социальных сетях и не отрывают глаз от телефонов – даже фильмы смотрят на экране мобильного. Поскольку гонка Формулы 1 длится полтора часа, придется очень много работать с социальными сетями, чтобы привлечь молодежь в спорт, заинтересовать их историей Формулы 1, техническими особенностями. Они не будут просто смотреть, как 22 машины ездят по трассе – они должны чувствовать свою причастность. Нужно активнее использовать социальные сети. Команды отлично с этим справляются, но в целом, нам действительно нужна помощь. Если она будет исходить от спонсоров, то это очень поможет спорту и командам.
Вопрос: Вы много общаетесь с Даниэлем Риккардо и время от времени катаетесь на велосипедах вместе. Как вы думаете, что он чувствует после того, что пережил в Монако? Тогда он впервые не улыбался…
Дженсон Баттон: Мне многие говорили, что там он впервые не улыбался. Нелегко оказаться в подобной ситуации. Если бы он выиграл две предыдущих гонки, то занимал бы сейчас вторую позицию в личном зачете, уступая только Нико.
Проблема в том, что мы постоянно смотрим статистику и считаем очки – это обидно. Сложно справиться с упущенной победой, особенно в Монако. Мы все эмоциональны, но Даниэль – взрослый парень, он справится, хотя на это потребуется время. Он выступает в команде, которая может ему дать машину, способную бороться за победы. Такой шанс есть не у всех, так что он должен этим пользоваться.
Вопрос: Сейчас все команды, уступающие McLaren, стабильно прогрессируют…
Дженсон Баттон: У нас напряженная борьба. Мы опережаем Haas F1, Renault, Sauber, Manor и движемся вперед, что само по себе приятно. Можно добиться прогресса во многих областях. Мы ожидали, что будем ближе к Force India и Toro Rosso, сократить отставание от них – это наша цель в следующих гонках. Будет нелегко, но надо ставить смелые цели.
Вопрос: Что особенного в этой трассе?
Дженсон Баттон: Она уникальна. Здесь много шикан и жестких торможений, есть элементы городской трассы, высокие поребрики. Сделать всё правильно на быстром круге очень нелегко, но если в квалификации всё получается, это невероятно радует.
Вопрос: У вас много хороших воспоминаний об этой трассе. Они вам помогают или напоминают, что сейчас всё гораздо хуже?
Дженсон Баттон: Всегда запоминается хорошее. Так должно быть. В нашем спорте бывают сложные времена, и для нас сейчас – один из таких периодов. Но мы прогрессируем – это здорово.
Вопрос: Есть ли у вас шанс снова в полном составе финишировать в десятке?
Дженсон Баттон: Да, мы вместе с Фернандо заработали очки в нескольких гонках. Я заработал очки в трех гонках подряд – впервые с тех пор, как McLaren перешла на моторы Honda. Да, наша цель – заработать очки, воспользоваться ошибками соперников.