Во время Гран При Венгрии, перед летним перерывом, Дженсон Баттон пообещал журналистам, что в Спа будет бороться за подиум. В интервью в Бельгии он по-прежнему испытывал оптимизм...
Вопрос: Дженсон, как прошли ваши каникулы? Вы хорошо отдохнули?
Дженсон Баттон: Летний перерыв был долгим, мне удалось провести две с половиной недели с моей подругой. Мы отдыхали на Сардинии, но вернуться тоже здорово.
Вопрос: Вам нравится трасса в Спа?
Дженсон Баттон: Думаю, большинству гонщиков нравится выступать на этой трассе. Это автодром старой школы и он очень быстрый. Со временем безопасность трассы улучшилась, что важно. Теперь мы едем тут чрезвычайно быстро. Однако ты по-прежнему испытываешь уникальные ощущения, когда выступаешь в Спа на гоночной машине. Это одна из трасс, которые подходят мне немного больше, чем другие. Такие трассы, как Сузука и Монца выделяются не только за счёт своей истории, но и потому, что они очень быстрые и плавные.
Вопрос: Насколько это здорово, приехать после перерыва на такую трассу?
Дженсон Баттон: Всегда хорошо ненадолго прерваться и отправиться в отпуск. И проводить в Спа первую гонку после перерыва - это здорово. Я очень рад, эту трассу я очень люблю. Я выиграл здесь в 2012-м. Ощущения такие, словно я вновь занялся картингом, ведь это трасса старой школы. Болельщики здесь настоящие. Они приезжают со всего света, чтобы посмотреть эту гонку. Это замечательно. Погода постоянно меняется. Немного похоже на картинг в Великобритании в моё время. Но это был один из лучших периодов моей жизни, так что я надеюсь, что мы тут повеселимся.
Вопрос: Можете ли вы описать ощущения от прохождения Eau Rouge?
Дженсон Баттон: В квалификации вы легко проходите его на полном газу. Звучит так, словно это больше и не поворот. На самом деле мы по-прежнему преодолеваем его на пределе. Машина постоянно смещается. Боковая нагрузка на шины очень велика, подвеска должна работать с максимальной эффективностью, чтобы удержать машину под контролем.
Гонщик получает прилив адреналина. В конце концов, мы преодолеваем поворот на скорости 300 км/ч. От выхода из Eau Rouge и до конца прямой мы практически не прибавляем в скорости. Это просто особый поворот, который мы все очень любим. Проходить его интересно, особенно когда в баке мало топлива. Когда его много, это просто сумасшедшая задача.
Вопрос: Вы не отпускаете педаль газа здесь 23 секунды подряд...
Дженсон Баттон: Проходить Eau Rouge на полном газу и при этом поворачивать - пожалуй, самая захватывающая вещь. На обычной прямой вы просто ждёте следующего поворота. Самое интересное на этой трассе, с моей точки зрения, что она столь плавная. Таких в Формуле 1 больше нет.
Вопрос: В Венгрии вы говорили, что в Спа рассчитываете на подиум. Ваш прогноз по-прежнему в силе, или с тех пор что-то изменилось?
Дженсон Баттон: Я думаю, мы должны быть оптимистами. Не знаю, какими будут результаты, но чувствую, что мы сможем бороться за подиум. Если удастся финишировать пятым, в пяти секундах позади третьего места, мы можем быть удовлетворены, но я не хочу финишировать пятым или шестым в тридцати секундах от подиума. Мы хотим увидеть прогресс. Думаю, нужно стремиться побороться за подиум, я не вижу причин, которые нам помешают. Нам просто это нужно. Мы пока не слишком близки к подиуму, но нужно ставить перед собой серьёзные цели, предъявлять к себе высокие требования.
Вопрос: Почему именно здесь, в Спа?
Дженсон Баттон: Я ориентируюсь на конфигурацию трассы. Монца тоже может дать нам такую возможность. Всё зависит от трассы и уровня износа шин. Я надеюсь, что это поможет нашей машине. Здесь мы должны быть более конкурентоспособны.
Вопрос: Есть ли причины, по которым вы ждёте тут значительного прогресса?
Дженсон Баттон: Да, веские причины (смеётся). У нас есть несколько небольших новинок, но ничего грандиозного. Я не могу об этом много говорить, но теперь у нас больше инструментов для поиска настроек. Речь идёт не о деталях, которые увеличивают скорость машины, а о вещах, которые помогают в настройках. Благодаря этому мы можем достигнуть лучшего баланса. В Венгрии у нас с этим были проблемы, что помешало мне в квалификации.
Вопрос: Быстрые сектора должны подойти вашей машине...
Дженсон Баттон: Да, возможно. В начале года у нас были с этим проблемы, но мы добились прогресса, а на таких трассах, как Спа и Монца это важно. Среднескоростные и быстрые трассы подходит нам больше, чем медленные. Это наше слабое место.
Вопрос: Если машина быстра здесь, в Спа, значит, она будет быстра и в Сузуке?
Дженсон Баттон: Разница в том, что здесь износ шин относительно невелик, а в Сузуке он большой. Здесь мы должны быть более конкурентоспособны, чем там. Очень жаль, мне очень хотелось бы добиться хорошего результата в Японии. Впрочем сейчас мы сосредоточены на бельгийском уик-энде. Думаю, всё может сложиться очень хорошо.
Вопрос: Планируете ли вы заниматься развитием машины после Спа или новые детали больше не получите?
Дженсон Баттон: Мы будем получать новинки и дальше. Думаю, было бы ошибкой уже сейчас полностью сконцентрироваться на 2014-м. В этом сезоне ещё можно чему-то научиться, и хотя в будущем году конструкция машины существенно изменится, мы будем использовать те детали, которые помогут нам и в 2014-м. По моим сведениям, сейчас мы разрабатываем только то, что можно перенести на машину следующего года.
Вопрос: Подиум в Спа мог бы стать пятидесятым для вас в Формуле 1. Для вас подобная статистика что-то значит?
Дженсон Баттон: Нет. Не количество подиумов. Если бы речь шла о моей 50-й победе, я бы, пожалуй, обрадовался. Однако их у меня примерно 15.
Вопрос: Как вы считаете, ваша команда сможет опередить Force India?
Дженсон Баттон: Это не главная цель для нас. Приоритет за каждой гонкой в отдельности. Давайте посмотрим, чего мы сможем добиться в каждом Гран При. Первые четыре команды в Кубке конструкторов вне досягаемости, если только они не провалят концовку сезона, а мы не начнём выступать очень стабильно и успешно.
Вопрос: Что вы думаете по поводу канавок на асфальте на стартовой прямой? Не приведут ли они к тому, что первые 12 машин стартуют хуже, чем остальные?
Дженсон Баттон: Я не знаю, но мы обязательно это выясним. Наша цель, безусловно, стартовать из первой половины решётки.
Вопрос: Начался сезон переходов, и пока мы не видели никаких официальных сообщений по поводу вашего контракта на 2014 год...
Дженсон Баттон: И я! (смеётся) Странно на самом деле.
Вопрос: Вы ищете варианты?
Дженсон Баттон: У меня есть контракт на следующий сезон, но я не думаю, что он уже подписан. Я действительно хочу остаться в команде. После столь неудачного сезона вам может показаться это странным, но я считаю, что для нас этот сезон будет полезным. В следующем году мы станем сильнее, и я хотел бы в этом участвовать. Подтверждения контракта от команды пока нет, но его следует ожидать.
Вопрос: На следующий год может появиться свободная вакансия в Ferrari и Red Bull...
Дженсон Баттон: Место в Ferrari было бы отличной возможностью для любого гонщика Формулы 1. Получить шанс выступать за Ferrari – это здорово, они многого добились, у этой команды интересная культура и невероятная страсть. Надеюсь, контракт получит тот, кто действительно этого заслуживает.
Вопрос: Рассчитываете ли вы на будущее с моторами Honda?
Дженсон Баттон: Да, будущее команды выглядит очень интересным. Это здорово. Перед нами встают новые задачи. Но сейчас я с нетерпением жду следующего сезона, когда появятся новые двигатели и новые машины. Если хорошо поработать зимой, в 2014-м можно добиться серьёзного прогресса. И я думаю, что довольно неплох в вопросах работы с трансмиссией, и тому подобных вещах.
Вопрос: Мы снова и снова слышим, что в 2014 году лучшая силовая установка будет у Mercedes. Это одна из причин, по которой вы готовы остаться в команде?
Дженсон Баттон: Я не знаю, какой будет расстановка сил. Ходит множество слухов. Одни двигатели смогут выдержать четыре гонки на максимальных оборотах, другие не смогут доехать до финиша, если вы не сбросите темп... Слухов очень много, и никто не знает, что правда, а что нет.
Вопрос: Если у вас есть контракт, то почему до сих пор остаются вопросы по поводу 2014 года?
Дженсон Баттон: Потому что мы пока не обсуждали его продление. Это опция.
Вопрос: Какой самый сумасшедший слух вы прочитали о себе в сезон переходов?
Дженсон Баттон: Я был в Австрии, и мне якобы позвонил Рон Деннис. Это было в 2002 году, не лучший момент в моей карьере. Я позвонил ему, и сказал: "Здравствуйте, это Дженсон. Вы мне звонили?"
Я думал, что может быть, у них есть какое-то предложение для меня. Он сказал: "Кто-то позвонил мне, и сказал, что ты считаешь, что получишь место у нас". Я ответил: "Нет, это ерунда". А он сказал: "В настоящее время мы не ищем пилотов. И пока ты слишком молод". Это была ошибка. И теперь я здесь. Действительно, сумасшедшая ситуация.
Вопрос: При всём вашем опыте, думаете ли вы о чём-то определённом во время старта, или это для вас обычное дело?
Дженсон Баттон: Старт - это всегда напряжённый момент. Мы все хотим стартовать как можно лучше. И это совсем не просто. Нужно точно дозировать сцепление и газ, поймать момент. Чуть перестарался - и колёса срываются в пробуксовку.
Сложность ещё и в самом моменте. Твоё сердце бьётся уже где-то в районе шеи, когда обороты растут и огни светофора зажигаются один за другим. Это особый момент. К нему нельзя привыкнуть, и я думаю, что это очень хорошо. Если в крови бурлит адреналин, реакция улучшается.
Вопрос: После старта вы думаете о том, плохо или хорошо он вам удался? Ругаете ли себя за провалы?
Дженсон Баттон: Ну, для такого старика у меня довольно неплохое время реакции. Если вы посмотрите на статистику стартов, то увидите, что я в числе лучших. Это меня очень радует.