В интервью официальному сайту чемпионата глава McLaren Group Рон Деннис говорил об итогах прошедшего сезона и перспективах на будущее…
Вопрос: Рон, определение «ужасный» подходит к описанию сезона 2015 года для McLaren?
Рон Деннис: Сезон 2015 года был непростым для возобновлённого партнёрства McLaren и Honda. Мы знали, что должны подняться на высокую гору, в отдельные моменты прогресс оказался не таким быстрым, как мы ожидали, но он был – и постепенно мы поднимаемся.
Я признаю, что в некоторых Гран При недостаточная конкурентоспособность была очень обидной – прежде всего, я назову Спа и Монцу, да и проблемы с надёжностью не помогли. Но мы знаем, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, и сейчас команда работает в круглосуточном режиме, чтобы этого добиться. Если этой зимой вы приедете на базу McLaren в Уокинге в субботу или воскресенье, на парковке будет не так много свободных мест.
Вопрос: Вы уже понимаете, что следовало сделать иначе?
Рон Деннис: Наше шасси было неплохим, что видно по данным телеметрии, наши гонщики – лучшие в Формуле 1, это подтверждает статистика. Партнёрство с Honda пока в самом начале, и не стоит удивляться, что требуется какое-то время, чтобы всё сложилось. Такова Формула 1, и такой она была всегда.
Когда в 2000-м Михаэль Шумахер выиграл чемпионский титул за рулём Ferrari, он был первым для Скудерии после 21-летнего перерыва, прошедшего с тех пор, когда в 1979-м титул выиграл Джоди Шектер. Да, это известный пример. И все мы знаем, что случилось потом – Ferrari выиграла чемпионат мира в 2001, 2002, 2003 и 2004-м. Другими словами, они поднялись на свою гору.
В последние годы в Red Bull добились успеха, выиграв титулы в 2010, 2011, 2012 и 2013-м, но до этого, с 2005 по 2009-й, они не добивались громких успехов, а с 1997 по 2004-й, когда команда называлась Stewart-Ford и Jaguar – она была ещё менее успешной. Им тоже пришлось долго ждать этих побед.
Да и в команде Mercedes, которая доминирует два года подряд, потребовалось время, чтобы начать побеждать. С 2010 по 2013-й они выступали неплохо, но не были топ-командой, а до этого, когда назывались British American Racing или Honda, успехов не было. Только в 2009-м, когда на машинах Brawn GP появился двойной диффузор, обеспечивший техническое преимущество на один сезон, они выиграли единственный титул за продолжительный бесплодный период.
Думаю, вы понимаете, о чём я говорю, называя Формулу 1 цикличным спортом. Добиться успеха очень сложно, и некоторым командам сделать этого так и не удалось. В Sauber выступают больше двадцати лет, одержав только одну победу в гонке, что неожиданно досталась им в 2008-м, когда эта команда на некоторый период стала заводской для BMW.
Не поймите меня неправильно. Мы с большим уважением относимся ко всем командам, которые я только что назвал, и я надеюсь, что все люди, которые там работают, столь же уважительно относятся к McLaren и Honda. Причина, по которой я пересказал эти истории, только в том, что я хотел проиллюстрировать факт – достижение успеха в Формуле 1 требует времени, но я уверен в том, что однажды мы его добьёмся.
Возвращаясь к вашему вопросу – я не хочу предполагать, что могло произойти, если бы мы что-то сделали иначе, поскольку я не думаю, что наш подход был ошибочным. Как всегда, в Формуле 1 нужно какое-то время, чтобы всё сделать верно, и я надеюсь, что полнота моего ответа объяснит вам, почему я не считаю произошедшее чем-то необычным или удивительным.
Вопрос: Весной Эрик Булье и оба гонщика убеждали нас поверить в то, что к осени команда добьётся успехов. Теперь, когда сезон уже позади, не вполне понятно, добилась ли McLaren прогресса и когда это произошло?
Рон Деннис: Некоторые трассы лучше подходили к сочетанию нашего шасси с силовой установкой, чем другие. Я уже упоминал гонки в Спа и Монце, как самые безрадостные, поскольку эти трассы старой школы очень требовательны к эффективности силовой установки.
В отличие от них, в Монако и на Хунгароринге, где важнее эффективность шасси при частой смене направления, мы выступили лучше, заработав очки в обеих гонках.
Наш прогресс, вероятно, никогда не будет линейным. Эрик и наши пилоты говорили о позитивной тенденции и были правы – она есть. В автоспорте часто говорят, что вы настолько хороши, насколько хороша ваша последняя гонка. И когда Дженсон покинул машину после финиша в Абу-Даби, он назвал финальную гонку лучшей для себя в сезоне, хотя был только 12-м, в том числе из-за проблем с повреждённым задним антикрылом, вызванных опасными действиями Williams и Боттаса во время пит-стопа. Но машина вела себя хорошо, и он подтвердил это команде.
Фернандо не допускал ошибок в Абу-Даби, но его наказали проездом по пит-лейн после инцидента с Мальдонадо, который нам казался невинным. После гонки Фернандо тоже был доволен, в том числе потому, что на пяти последних кругах мы изменили режимы работы машины, полностью раскрыв потенциал силовой установки – не только для того, чтобы доставить ему удовольствие, но и чтобы оценить эффективность машины в такой конфигурации. И результаты вселяют оптимизм – его лучшее время, показанное на 52-м круге – 1:44.796 – уступает только времени Хэмилтона и Феттеля.
И если вспомнить фразу о том, что вы настолько хороши, как хороша ваша последняя гонка, то я могу сказать, что в нашем случае всё не так плохо.
Вопрос: Перед началом сезона вы говорили, что должны указать команде верное направление – показать на компасе «истинный север». Значит ли это, что выбранное направление было ошибочным?
Рон Деннис: Вопрос болезненный, но мой ответ – нет. Я тщательно ответил на три прошлых вопроса, чтобы объяснить, почему прогресс в Формуле 1 требует времени, и как мы реагируем, когда реальная ситуация несколько отличается от идеальной.
Теперь, что я подразумеваю под «истинным севером». Это отлично сформулировал американец Шон Ковей: «Честность – это принцип. Любовь – принцип. Тяжелая работа – принцип. Уважение, справедливость, лояльность и ответственность – принципы. И таких принципов много. Их несложно идентифицировать. Так же, как компас всегда указывает на истинный север, ваше сердце всегда будет определять истинные принципы».
В данном случае «истинный север» – образное выражение. И McLaren вместе с Honda стремятся к тому, чтобы у нас была одна цель, путь к достижению которой наши менеджеры и технический персонал пытаются проложить. Добиться её непросто, на пути мы можем встретиться с множеством болезненных неудач, но мы её обязательно достигнем – запомните мои слова.
Вопрос: О чём вы подумали, увидев, что Алонсо загорает на обочине во время квалификации в Бразилии? Это был черный юмор в его лучших проявлениях…
Рон Деннис: Если честно, я рассмеялся. Если заниматься только работой без возможности перевести дух, можно сойти с ума. Улыбки нужны. Фернандо столь же трудолюбив, сколь талантлив. Он стал гораздо более зрелым с тех пор, как в прошлый раз выступал в нашей команде восемь лет назад. Сейчас у него есть четыре важнейших качества – энергия, энтузиазм, компетентность и опыт.
Вопрос: Алонсо получает большую сумму, которую многие считают не зарплатой, а компенсацией за страдания. Что вы чувствуете, когда видите, как один из лучших гонщиков Формулы 1 томится в задних рядах?
Рон Деннис: У Фернандо трёхлетний контракт – никаких желаемых результатов в нём не заложено. Он всегда знал, что 2015-й станет для нас годом обучения. Он знает, что мы прогрессируем вместе с Honda. Всё это не было для него секретом. Он пришел к нам с большим опытом и мотивацией. У него были лучшие сезоны, чем 2015-й, но он знает, что в будущем сможет рассчитывать на многое с McLaren-Honda.
Вопрос: В истории Формулы 1 не было команд, которые получили бы больше штрафов с потерей позиций на стартовом поле, чем McLaren в этом году…
Рон Деннис: В общей сложности наши гонщики были наказаны потерей 310 мест на стартовом поле, но большая часть этих штрафов – за замену элементов силовой установки. В Honda понимают масштабы стоящей перед ними задачи – и вместе мы сможем её решить.
Вопрос: В паддоке много великолепных специалистов, которые очень успешны сейчас, а в прошлом работали в McLaren – достаточно назвать Эдриана Ньюи, Падди Лоу и Льюиса Хэмилтона. Во сне вы часто спрашиваете себя о том, почему они ушли?
Рон Деннис: Спасибо, я хорошо сплю. Я с большим уважением отношусь к трём людям, которых вы назвали, и горжусь тем, что все они добились успеха в McLaren, прежде чем решили продолжить свою карьеру в другом месте.
Крайне редко бывает так, что конструктор, инженер или гонщик проводит всю свою карьеру в одной команде. В юности, в 1966-м, я начал карьеру в Cooper, потом перешел в Brabham. Все так поступали. В McLaren семь разных гонщиков выигрывали титулы – Эмерсон Фиттипальди, Джеймс Хант, Ники Лауда, Ален Прост, Айртон Сенна, Мика Хаккинен и Льюис Хэмилтон. И все, кроме Льюиса, которого мы поддерживали с юных лет, до этого добивались успеха в других командах. Так устроена Формула 1. Иногда люди расстаются со своими прежними командами, чтобы перейти к нам, иногда происходит обратное – это нормально.
Вопрос: Если говорить о гонщиках, покинувших McLaren – почему вы были столь критично настроены в адрес Кевина Магнуссена, когда вас спросили о нём в Абу-Даби?
Рон Деннис: Я не идеален, иногда я отвечаю на вопросы чуть более эмоционально, чем стоило. Кевин очень талантлив, мы желаем ему всего наилучшего. Его дебют в Формуле 1 за рулём McLaren был великолепным: он оказался вторым уже в дебютном Гран При. В том сезоне он был очень быстр в квалификации, но нехватка опыта по сравнению с Дженсоном не позволяла ему оптимально использовать потенциал шин во время сложных в этом отношении гонок. Но надо признать, что Дженсон в этом факторе – один из самых умелых гонщиков.
Проблема в том, что машины у нас две, а гонщиков было трое – и поскольку я считаю наш состав основных пилотов лучшим в сегодняшней Формуле 1, мы не хотели мешать Кевину в попытке продолжить карьеру в следующем сезоне – в нашей команде для него не было вариантов.
Кто-то был удивлён этим? Нет. С какой стати нам было менять состав, если наши гонщики на двоих провели 537 Гран При, выиграв 47 из них. Никакой критики в адрес Кевина не было. Просто мы предпочли двух сильнейших – Фернандо и Дженсона, но это совершенно не умаляет талантов Магнуссена.
Вопрос: Вы можете назвать три причины, которые позволят McLaren переломить ситуацию в 2016-м?
Рон Деннис: Мы вместе – McLaren и Honda – разделяем общую цель. Мы плотно сотрудничаем, чтобы заложить основу долгосрочных успехов. И мы готовы работать в самом напряженном ритме, чтобы добиться этого.