В Абу-Даби президент McLaren Group Рон Деннис ответил на вопросы журналистов, прокомментировав сложную ситуацию, в которой оказалась его команда в 2015 году.
Вопрос: Вы готовы согласиться, когда этот сезон в истории McLaren называют ужасным?
Рон Деннис: Не знаю, стоит ли его называть ужасным, но год действительно был трудным. Мы по-прежнему убеждены, что для победы в чемпионате у команды должна быть 100-процентная заводская поддержка одного из производителей двигателей. Я считаю, нам очень повезло, что наши партнёры из Honda полностью нацелены на достижение успеха, и мы действуем как единая команда.
При этом мы тщательно анализируем всё, что происходило по ходу сезона, понимаем, в каком положении находимся, и полны уверенности, что уже в начале следующего сезона ситуация изменится. Но мы должны ещё упорнее трудиться и критично оценивать результаты своей деятельности. Но в целом всё развивается в нужном направлении. Это не так хорошо заметно на трассе, как в ходе стендовых испытаний в Японии, исследований в аэродинамической трубе и так далее. Нужно сохранять концентрацию, и лучше поменьше обещать, но при этом добиваться результатов.
Иногда результаты в нашем спорте больше зависят от эффективности двигателя, иногда – от эффективности шасси. Чтобы бороться за победу в чемпионате, вы должны быть всесторонне подготовлены, только тогда можно добиться преимущества. Это возможно только при условии, что в наличии все составляющие успеха.
Если вспомнить прошлый год, то тогда проблемы объяснялись тем, что мы избрали ошибочный путь, разрабатывая аэродинамическую концепцию машины. Когда при создании шасси допущены некие базовые просчёты, выйти из такой ситуации чрезвычайно сложно.
Под конец сезона 2012 года McLaren располагала самой быстрой машиной чемпионата, и тогда было принято неправильное решение разрабатывать новое шасси, хотя технический регламент практически не менялся. Следующее неправильное решение было принято, когда после первой же гонки 2013 года мы не стали возвращаться к предыдущей версии машины. Именно тогда командой была допущена ошибка. Мы должны были вернуться к той машине и заниматься её модернизацией вместо того, чтобы упорно следовать концепции, которая в итоге оказалась провальной.
Вопрос: В последние годы McLaren потеряла ряд важных спонсоров, и пока вам не удалось найти новых. Что можно сказать об экономическом положении команды, и как вы планируете выходить из этой ситуации?
Рон Деннис: Ситуация такая, какая есть. Но факт заключается в том, что мы не теряли Vodafone, эта компания сама приняла решение прекратить спонсорство – это большая разница. Когда в крупных корпорациях происходит смена менеджмента, это неизбежно влечёт пересмотр подходов, направлений, и в случае с Vodafone такие перемены затронули и нас.
Недавно все газеты на первых полосах писали о том, что с нами рассталась компания TAG Heuer, которая на протяжении многих лет ассоциировалась с McLaren. Но у меня возникли принципиальные разногласия с её нынешним руководством, я не разделяю их радикального подхода к спонсорству. Однако есть момент, который, возможно, не все осознают: наши отношения с компанией LVMH, которой принадлежит TAG Heuer, продолжаются через партнёрство с другим брендом. Я никогда не называю цифр, но уверяю, что в финансовом плане оно для нас в разы более ценно, чем отношения с TAG Heuer. Разумеется, я говорю о Chandon. Кроме того, продлён контракт с Hilton. Продолжается сотрудничество и с другими компаниями, но мы не всегда об этом сообщаем, поскольку это просто нормальная повседневная работа.
Но сложности есть, ведь когда результаты начинают снижаться, ваши партнёры всегда используют ситуацию для оптимизации своих коммерческих отношений с командой. Поэтому в настоящее время мы активно ищем спонсоров.
Как глава McLaren Group я должен чётко представлять, из чего складываются наши доходы, моя работа состоит и в том, чтобы предвидеть дальнейшее развитие ситуации. Однако не надо быть экспертом, чтобы понимать: дела со спонсорством в Формуле 1 в целом идут непросто, например, мы не видели, чтобы у Ferrari в последние два года появлялись новые спонсоры.
Худшее, что может произойти – это упустить контроль ситуации. В Johnny Walker тоже произошла смена руководства, там теперь тоже иначе понимают, что ценно для этой компании, что нет. Однако одновременно мы вели дискуссии, следует ли расширять сотрудничество с алкогольными брендами, ведь эта сфера в настоящее время испытывает такой же прессинг со стороны законодателей, какой в своё время испытывал табачный бизнес, что в итоге привело к его полному уходу из Формулы 1.
Я принимаю во внимание все эти тенденции, и вместе со специалистами, которые в нашей компании отвечают за коммерческие связи, нам приходится искать правильное направление развития и правильный баланс. Я с большим оптимизмом оцениваю перспективы переговоров, которые мы ведём в настоящее время, но лучше дождаться начала следующего сезона.
Потерял ли я сон из-за всего этого? Нет, потому что у нас очень прочная финансовая база, капитализация McLaren Group заметно превышает 1 миллиард фунтов стерлингов, все направления бизнеса приносят доход, и если в прошлом году наша технологическая компания понесла убытки, то в этом мы покажем прибыль. Прошлогодние потери во многом связаны с затратами на реструктуризацию, этот процесс продолжится и в будущем, поскольку мы готовимся к дальнейшему росту.
McLaren – сильная организация, и мы стараемся использовать эту силу, чтобы принимать правильные стратегические решения, которые обеспечат развитие всей группы компаний.
Вопрос: Сейчас наступил такой период, когда инвестиционный фонд CVC, которому принадлежит контрольный пакет акций чемпионата, собирается уйти из Формулы 1, хотя пока этого не произошло. Как вы считаете, чтобы наш спорт продолжал развиваться, ему необходимы перемены такого рода?
Рон Деннис: Ситуация в Формуле 1 меняется, доходы чемпионата растут, и подход к распределению этих доходов всегда подвергается критике. С течением времени станет понятно, сохранится ли тенденция роста, или доходы будут падать. Изменения в составе акционеров Формулы 1 как раз и помогут выявить, какие тенденции ждут нас в будущем. Лично я не могу представить, что кто-то захочет стать новым владельцем чемпионата с целью потерять деньги. Тем, кто соберётся приобретать акции Формулы 1, будет двигать желание получить прибыль.
Но главный вопрос не сколько в том, кто придёт в Формулу 1, а в том, кто из неё уйдёт. Разумеется, очень сложно представить, что после Берни Экклстоуна придёт тот, кто сможет полностью его заменить. Берни неповторим. Его стиль, его опыт, знания, умение агрессивно вести переговоры – этот набор качеств вряд ли может быть присущ какому-то одному человеку. Так что модель будет меняться.
Считаю ли я, что доходы спорта будут расти? Мой прогноз такой: на какой-то период они несколько снизятся, но потом снова пойдут вверх. Но в каком направлении пойдёт развитие, пока оценить сложно… Впрочем, пока экономика Формулы 1 находится в неплохом состоянии.
Вопрос: Вы можете объяснить, почему вы приняли решение заблокировать возможный контракт между Honda и Red Bull Racing на поставку силовых установок в следующем году?
Рон Деннис: Сообщения об этом в целом соответствовали действительности, но им не хватало точности формулировок. Детали заключаются в следующем: вместе с Honda мы тщательно проанализировали ситуацию, чтобы понять, есть ли возможность повысить темпы прогресса, или такой возможности нет, и не приведёт ли контракт с Red Bull к дальнейшему росту прессинга, который будет испытывать наш поставщик двигателей.
С учётом существующей структуры поставок силовых установок, положения дел с этим двигателем, времени, оставшегося до начала следующего сезона, совершенно очевидно, что в Honda физически не в состоянии увеличить объёмы производства. Сроки реализации нашей программы работы с силовой установкой в следующем году будут сдвинуты, поскольку мы хотим, чтобы на производство деталей затрачивалось минимум времени. В этой ситуации чем больше двигателей придётся производить, тем выше прессинг, который будет испытывать поставщик.
Увеличив бюджет, выделяемый на Формулу 1, на этой стадии в Honda не видят экономической целесообразности работать со второй командой. Но кто-то должен был принять однозначное решение, и его принял я, по понятным причинам оказавшись под огнём критики.
Но это решение было полностью поддержано Honda, у которой нет производственных мощностей, чтобы поставлять силовые установки ещё одной команде, и кто-то должен был сказать это вслух. Это вовсе не значит, что я действовал вопреки желанию Honda, я лишь взял на себя ответственность за решение в соответствии с занимаемым мной положением.