В Бахрейне Стефано Доменикали провёл свой первый этап в качестве нового руководителя Формулы 1. В интервью он рассказал о своих планах, отличиях от предшественников и о том, как он относится к спринтерским гонкам и переходу трансляций чемпионата на платное телевидение.
Вопрос: Раньше вы занимали руководящие позиции в Ferrari и Lamborghini. Чем ваша новая работа отличается от предыдущей?
Стефано Доменикали: С одной стороны, мне кажется, что я никуда не уходил из Формулы 1, но с другой я понимаю, что с тех пор прошла целая жизнь. Когда я вернулся в паддок, казалось, что время остановилось. Я считаю важным, что знал этот мир раньше, был знаком с людьми, принимавшими решения, и при этом у меня была привилегия взглянуть на Формулу 1 со стороны.
Конечно, нельзя сказать, что я на 100% отошёл от дел, поскольку возглавлял комиссию FIA по гонкам на одноместных машинах и поддерживал связи со спортом. Тем не менее, я получил хорошее представление о том, как люди со стороны воспринимают наш спорт. Когда вы слишком глубоко вовлечены в бизнес, то иногда не видите общей картины. Я надеюсь, что смогу использовать свой опыт на благо чемпионата.
Вопрос: Вы намерены действовать иначе, чем ваши предшественники Берни Экклстоун и Чейз Кэри?
Стефано Доменикали: Я хочу быть самим собой, а не играть чью-то роль. Моя задача заключается в том, чтобы выслушать все стороны и принять решение. Моя дверь всегда открыта. В конце концов, я хочу учесть как можно больше интересов. Только работая вместе, мы сможем создать правильный технический и спортивный регламент. Принимая каждое решение, мы должны задаваться вопросом: зачем и для кого мы это делаем? Каковы наши цели? Кто наши клиенты?
Вопрос: Вы готовы принимать жёсткие решения?
Стефано Доменикали: Не имеет значения, вежливы вы или жёстки. Необходимо чётко дать понять, что вы хотите.
Вопрос: Между Чейзом Кэри и Россом Брауном существовало чёткое разделение обязанностей. Один занимался бизнесом, другой – спортом. Как вы разделяете работу с Россом?
Стефано Доменикали: Мы давно знакомы с Россом. Его зона ответственности не изменилась. Мы обмениваемся идеями и мнениями, потому что у него, как и у меня, есть спортивный опыт и страсть к этому спорту. В остальном ничего не изменилось. Росс делает то, что всегда делал.
Вопрос: В этом году Формула 1 заплатит командам лишь около 70% от обычных сумм из-за сокращения доходов в 2020-м. Как скоро команды вновь начнут получать привычные призовые?
Стефано Доменикали: Мы должны действовать благоразумно. В прошлом году мы добились исключительных результатов, проведя сезон в очень нестабильной и сложной ситуации. Liberty Media и Чейз Кэри проделали невероятную работу. Все команды пережили тяжёлые времена.
В этом году тоже потребуется особая гибкость. В отдельных случаях организаторы могут обращаться к нам за поддержкой, и мы должны находить решения в чрезвычайных ситуациях. Хорошая новость в том, что команды сейчас в устойчивой позиции. Не только из-за денег, которые мы им даём. Мы создали правила, которые заставляют нас действовать рационально с точки зрения экологии.
Теперь у нас есть основа для создания реальной бизнес-модели. На данный момент нет предпосылок к тому, что какая-либо из команд нуждается в дополнительной помощи, как это бывало в прошлом.
Вопрос: Вы в состоянии контролировать то, как команды придерживаются бюджетных ограничений?
Стефано Доменикали: Этим занимаемся не мы. FIA должна следить за соблюдением финансовых правил. Мы находимся в начале пути, и нам ещё нужно адаптировать всю систему. Мне важно, чтобы эта система вызывала доверие. FIA тесно сотрудничает с командами, чтобы отвечать на любые вопросы. Совсем недавно состоялась ещё одна встреча с командами, на которой обсуждались пока ещё не до конца ясные вопросы.
Проблема в сложности новых правил. Мы должны учитывать подводные камни и помнить, что невозможно получить всё и сразу. Всегда есть место для улучшений, и работа FIA – последовательно добиваться этих улучшений.
Вопрос: Правила слишком сложные?
Стефано Доменикали: Одна из наших стратегических целей – упростить правила, поскольку они слишком сложные. Посмотрите на регламент – он толстый. Это отпугивает многих заинтересованных лиц. Чем меньше зрители понимают спорт, тем сложнее им увлечься. Каждый хорошо разбирается в футболе и считает, что он точно не хуже тренера сборной.
Вопрос: В этом году запланировано проведение 23-х этапов. Когда гонок станет много даже для болельщиков?
Стефано Доменикали: На этот вопрос можно взглянуть с двух точек зрения. Если борьба за титул окажется захватывающей, то это могут быть и 24 гонки. Если судьба титула решится раньше, то столько этапов окажется лишним. Я считаю, что проведение более 23-х гонок маловероятно, даже практически невозможно.
Сейчас существует огромный интерес к проведению Гран При. В будущем нам придётся тщательно выбирать, какие страны важны для нашей стратегии, какие трассы больше подходят для Формулы 1 в отдельных странах, и какая плата за участие будет взиматься с организаторов. Эти деньги – не фактор затрат, а инвестиции в развитие страны, региона и местного бизнеса. Если мы всё сделаем правильно, то однажды станет возможным сократить число этапов.
Вопрос: В 2025 году Формула 1 перейдёт на новые силовые установки. Вы не боитесь, что запрет на использование двигателей внутреннего сгорания приведёт к тому, что в мире останется место только для электромобилей?
Стефано Доменикали: Мы планируем большой шаг вперёд, но это требует времени. Небольшие шажки в этом направлении никуда не годятся. Восприятие устойчивых технологий меняется день ото дня. Вначале все производители считали, что электрификация автотранспорта пойдёт более быстрыми темпами, но выяснилось, что по разным причинам клиенты проявляют намного меньше интереса, и электрификация займёт больше времени.
Если Формула 1 хочет заслужить доверие, то должна всё сделать правильно. Например, мы не должны скрывать тот факт, что у нас сейчас самые эффективные двигатели. Мы должны активно об этом говорить.
Вопрос: К сожалению, об этом мало кто знает. Фотографий этих моторов практически нет, поскольку команды всё скрывают.
Стефано Доменикали: Об этом и идёт речь. Мы должны это изменить. Мы постоянно выясняем, что людей удивляют наши технологии. Дело в том, что мы плохо продавали свои преимущества.
Вопрос: В этом году спринтерские гонки будут опробованы на трёх этапах. Какова истинная причина появления нового формата?
Стефано Доменикали: Когда мы публично объявили, что хотим в качестве эксперимента заменить субботнюю квалификацию на спринтерскую гонку, у организаторов этапов, на которых мы планируем провести этот эксперимент, сразу же вырос спрос на билеты. Телеканалы тоже были в восторге.
У этого формата много преимуществ. Чем меньше времени остаётся на свободные заезды, тем больше активностей на трассе. Больше никто не ждёт в боксах улучшения условий – мы в этом убедились в Бахрейне.
Организаторы могут предложить болельщикам более интересные условия в пятницу благодаря тренировке и квалификации. Вторая тренировка в субботу и спринтерская гонка – лучший вариант для субботы. Чем более непредсказуемо развиваются события, тем интереснее уик-энд.
Если мы не попробуем, то и не узнаем, удачен предложенный формат или нет. Сколько раз в прошлом менялся формат квалификации? Всегда это происходило с целью сделать события более интересными. Такую же цель мы преследуем и сегодня.
Вопрос: Давайте проясним: кто будет считаться обладателем поула в условиях нового формата, а кто – победителем?
Стефано Доменикали: Всё очень просто. Гонщик, выигравший субботнюю гонку, будет считаться обладателем поула, и этот результат пойдёт в статистику. Победитель только один, и он будет определён в воскресенье.
В будущем мы не хотим использовать этот формат на каждом Гран При. Это будет своеобразный турнир «Большого шлема» для отдельных этапов.
Вопрос: На скольких этапах планируется использовать такой формат?
Стефано Доменикали: Мы обсудим этот вопрос с командами на следующем Гран При. Такой формат будет использоваться на небольшом числе этапов. Сначала нужно посмотреть, сработает ли он.
Вопрос: Команды жалуются, что спринтерские гонки приведут к дополнительным затратам и требуют компенсации…
Стефано Доменикали: Мы всё ещё ведём переговоры по этому поводу. Разница в затратах между квалификацией и спринтерской гонкой не так и велика, ведь гонщики будут проезжать примерно одинаковое расстояние.
Если мы будем просить компенсацию за всё, что хотим попробовать хотя бы раз, то никогда не добьёмся нововведений. Мы не должны упускать из вида общую картину. В настоящий момент мы обсуждаем влияние нового формата на расходы.
Честно говоря, в основном жалобы исходили от больших команд. Надеюсь, мы сможем найти решение. Остальные детали формата более-менее согласованы.
Вопрос: Во всё большем числе стран трансляции Формулы 1 переходят на платные телеканалы. Вы не опасаетесь, что это приведёт к сокращению аудитории?
Стефано Доменикали: В настоящее время мы разрабатываем новые платформы для болельщиков, на которых они смогут смотреть Формулу 1. Не стоит делать выводы о снижении популярности чемпионата по числу подписчиков платного телевидения в отдельных странах. Сегодня мы общаемся с болельщиками по-новому, например, через социальные сети.
Наша стратегия такова: бесплатные телевизионные трансляции в странах, где мы хотим сделать Формулу 1 известной и популярной. Невозможно продавать продукт, о котором никто не знает. Когда рынок разовьётся, и аудитория будет больше знать о спорте, тогда можно переходить на платные телеканалы.
Мы будем принимать решения индивидуально. С одной стороны, мы хотим построить такую бизнес-модель, но с другой – хотим, чтобы наш продукт был доступен как можно большему числу людей.