До прихода в Формулу 1 Эдди Джордан был банковским служащим и продавал подержанные машины. В интервью британской The Telegraph он рассказал, как Формула 1 помогла ему сколотить состояние...
Вопрос: Как вы в детстве относились к деньгам?
Эдди Джордан: В школьном дворе я приторговывал каштанами и шариками для игр, потом выяснил, что есть возможность покупать учебники, которые были в лучшем состоянии, чем мои и продавал их следующему классу.
Мать была главной в нашей семье, у нас были крепкие и доверительные отношения, я многое у неё перенял. Она сильно на меня повлияла, в том числе и на моё отношение к деньгам. Потом я многое узнал о людях, покупая и продавая подержанные машины. Я продолжал этим заниматься, работая в банке. Иногда удавалось продать машину даже тому, кто приходил, чтобы просто взять ее напрокат.
Вопрос: У вас были проблемы в бизнесе подержанных машин?
Эдди Джордан: С любыми инвестициями нужно иметь особенный склад ума. Одни добиваются успехов, другие теряют, третьи разоряются. Выгодные сделки должны не только покрывать потери, но и приносить прибыль. У меня был такой подход к продаже машин.
Вопрос: Не так давно ваши коллеги из Top Gear должны были купить машины по стоимости билета на Восточный экспресс. Вас удивил класс купленных ими автомобилей?
Эдди Джордан: Да, Jaguar XJ8 был в отличном состоянии для его стоимости. Сабине Шмиц очень понравился ее Audi A8. За небольшие деньги можно получить нечто хорошее.
Вопрос: Вы больше тратите или экономите?
Эдди Джордан: В некоторых областях я расточителен, в других экономлю. У меня есть яхта – Sunseeker 155. К счастью, есть много желающих ее снять. Это может показаться очень экстравагантной тратой, но она приносит прибыль, так что затраты оправдались.
Возглавляя Jordan, я был скрягой, оценивал каждую трату с той точки зрения, станет ли машина благодаря этому быстрее или нет.
Вопрос: У вас когда-нибудь возникали проблемы с деньгами в повседневной жизни?
Эдди Джордан: В начале 90-х, когда я только начал карьеру в Формуле 1. От 35 до 40 лет у меня бывали непростые моменты с участием приставов и суда.
Вопрос: Что в последние годы кажется вам слишком расточительным?
Эдди Джордан: Я люблю хорошее шампанское, поэтому меня раздражает, что им поливают друг друга. Им надо наслаждаться, а не разбрызгивать на подиуме Формулы 1 или на пляжных вечеринках.
Вопрос: Вы сами планируете семейный бюджет?
Эдди Джордан: После рождения детей, а Зое сейчас уже 35, так что прошло много времени, Мэри следила за домом и управляла семейным бюджетом.
Вопрос: Вы совершаете покупки в онлайн-магазинах? Что вы купили последний раз?
Эдди Джордан: Я стараюсь этого не делать. Я могу купить книгу в аэропорту перед долгим перелетом, когда хочу почитать что-нибудь интересное.
Вопрос: Предпочитаете расплачиваться наличными?
Эдди Джордан: Я регулярно использую карточки, но у меня всегда есть наличные. Недавно на бегах на ипподроме Аскот я не мог даже представить себе, что у меня нет наличных. Когда вы делаете ставку с помощью кредитной карты, азарта гораздо меньше, чем когда вы ставите наличные и затем получаете выигрыш. Купюры дополняют ощущение победы.
Вопрос: В начале карьеры вы были служащим в Bank of Ireland. Вы пользуетесь онлайн-услугами банка?
Эдди Джордан: Да. Я даже не помню, когда заходил в банк последний раз. Чрезмерное кредитование и плохое управление банков виновны в недавнем глобальном экономическом кризисе, из-за которого многие оказались за чертой бедности. Мы не относимся к банковским услугам так, как прежде – раньше они были надежные и даже скучные.
Вопрос: У вас есть финансовый советник?
Эдди Джордан: Нужно планировать финансы – если этого не делать, вы рискуете стать жертвой охотников за деньгами, неудачного вложения или других факторов.
У меня есть небольшая доля акций в ирландской пищевой группе компаний Valeo Foods, и я входил в число тех, кто вложил более 400 миллионов долларов в проект 432 Park Avenue – небоскреб стоимостью 1,2 миллиарда долларов, который сейчас строится в Нью-Йорке. Я всегда зарабатывал на недвижимости.
Кроме того, мне принадлежит Debrett’s – небольшой британский элитарный издательский дом, которым от моего лица управляет группа менеджеров. Я считаю вложение в хедж-фонд очень интересным. Я входил в члены совета директоров Clareville Capital. Иногда у него были непростые времена. Но шанс получить большую прибыль подразумевает серьезные риски и возможные потери. Конечно, я терпел убытки. Мне бы не хотелось бы говорить, в каком объеме.
Вопрос: Деньги приносят вам счастье?
Эдди Джордан: Чем старше я становлюсь, тем больше счастья мне приносит общение с детьми и внуками – я многое упустил, пока работал и часто бывал в разъездах. Сейчас я немного наверстал упущенное, и это здорово. Я по-прежнему испытываю огромное удовлетворение от совершения сделок, при этом их размер не имеет значения.
Вопрос: За исключением продажи Jordan за 75 миллионов евро, когда вы заработали больше всего денег?
Эдди Джордан: Это было примерно в то время, когда я продал Jordan. Я понял, что достиг всего, что хотел, и что пришло время взять всё, что я хотел. Берни Экклстоун сделал многих людей состоятельными с помощью спорта, и я один из них. Больше я ничего не скажу.
Вопрос: Что бы вы изменили в деловом мире?
Эдди Джордан: Технологии играют важную роль – это плюс, ведь бизнес может быстрее развиваться. Однако минус в том, что он стал немного менее персонифицированным. Онлайн продажи становятся более популярны, чем шопинг. Хотя я нечасто хожу за покупками, мне нравится время от времени провести день в магазинах.
Вопрос: Какой самый сложный урок о финансах и бизнесе вам преподнесли?
Эдди Джордан: У Берни Экклстоуна отличные жизненные принципы: «Пожмите мою руку, и у вас есть сделка на всю жизнь. Подпишите со мной контракт, и я найду способ его обойти». Ещё один урок в том, что самое важное – в мелочах.
Вопрос: Вы собрали много денег на благотворительность. У вас есть какие-то любимые благотворительные цели?
Эдди Джордан: Я считаю, что если вы богаты, то обязаны отдавать часть денег. Я считаю, что в мире благотворительности спортсмены, ирландцы и британцы лучше всех.
У нас есть два благотворительных фонда – Jordan Foundation и Amber Foundation. Кроме того мы помогаем фондам князя Альбера и княгини Шарлен, которые собрали более 100 тысяч фунтов стерлингов в этом году.