Тони Фернандес не только руководитель Team Lotus, он – исполнительный директор AirAsia, член совета директоров Malaysia Airlines и владелец футбольного клуба Queens Park Rangers. В интервью официальному сайту чемпионата малайский бизнесмен рассказал о том, как ему удаётся везде успевать...
Вопрос: Тони, вы - мудрый бизнесмен и знаете, что успех никогда не приходит сразу. Вы надеялись, что второй сезон Team Lotus в Формуле 1 будет проще?
Тони Фернандес: Несомненно, в этом году нам действительно проще: команда стала более стабильной, у нас гораздо больше опыта, и мы занимаем те позиции, на которые я рассчитывал. Возможно, машина оказалась не такой быстрой, как мне бы хотелось, но я ожидал, что мы займем 10-е место. Впрочем, были и сложные моменты, и я думаю, что в следующем году, как и всегда, будет то же самое (смеётся).
Вопрос: В каких аспектах ваши ожидания не оправдались?
Тони Фернандес: На этом этапе развития команды я бы не стал ничего менять. Конечно, мы не используем KERS, и это, несомненно, стоило нам около трех десятых на круге, а на некоторых трассах, возможно, немного больше, но мы должны постоянно помнить о том, что нужно время для того, чтобы добиться настоящего успеха.
Из-за ограниченного бюджета мы можем использовать разрешенное время тестов в аэродинамической трубе только на 50%, но поскольку сейчас помимо трубы, которая находится в Италии, мы используем ещё и ту, что принадлежит Williams, к следующему году мы достигнем 100%.
Всё требует времени. Мы смогли, наконец, эффективно использовать CFD только к середине сезона. Кроме того, мы по-прежнему набираем персонал на ключевые должности в конструкторском бюро, чтобы при создании будущих машин максимально использовать технологии, которыми располагаем. У нас возникло несколько неожиданных проблем с тем, чтобы привлечь людей в Норфолк, ведь эта область не принадлежит к центрам автоспорта в Великобритании. Однако мы корректируем стратегию, чтобы решить эту проблему, поэтому я уверен – мы в хорошей форме и продолжим прогрессировать.
Вопрос: Team Lotus второй раз стала лучшей среди команд, дебютировавших в прошлом году. Вы рассчитывали на большее?
Тони Фернандес: Вовсе нет. Я всегда реально оценивал возможные результаты и промежуток времени, за какой нам удастся их добиться. Как я уже сказал, мы занимаем те позиции, которые должны занимать. Очевидно, в этом сезоне, в отличие от предыдущего, у нас была правильная программа проектирования и создания машины: во второй половине 2009 – начале 2010 года мы должны были собрать команду и создать машину. В этом году машину создавала команда, которая была вполовину меньше той, что работает сейчас. Ей удалось добиться прогресса в скорости, увеличить отрыв от других прошлогодних дебютантов и сократить отставание от тех, кто обладает большим опытом и бюджетом – это блестящий результат. В следующем году мы должны прогрессировать, и у нас есть люди, которые могут добиться этой цели.
Существует более распространенный ответ на этот вопрос: всё дело в опыте. В каждом интервью я говорю о важности того, чтобы нужные люди работали на нужных местах. Проблема не только в деньгах – необходимо привлекать опытных специалистов и молодежь, позволяя им реализовывать свои сильные стороны. Теперь у нас это есть.
Вопрос: Вы остались руководителем команды, но у вас много других интересов: AirAsia, Malaysia Airlines, Caterham и Queens Park Rangers. Как вам удается находить время?
Тони Фернандес: Это кажется сложным, но на самом деле просто. Во-первых, мне помогает то, что я владею авиакомпанией, а теперь участвую в работе двух авиакомпаний. Кроме того, мне помогает телефон BlackBerry, с которым я довольно неаккуратно обращаюсь, и который никогда не лежит без дела. Но за всем стоят люди, и ключевой фактор – делегирование полномочий. Если бы я поступал так же, как некоторые руководители, контролируя каждый шаг, работы бы действительно было слишком много, но моя задача – предоставлять свое видение стратегии, а затем позволять сотрудникам выполнять свою работу.
Приведу в пример Формулу 1. Я считал, что нам важно стать не только гоночной командой, но и автопроизводителем. Первоначально планировалось добиться этой цели с Group Lotus, но все знают, чем это закончилось. Тогда мы нашли очень разумное решение благодаря Caterham, и теперь решаем проблемы с Group Lotus, чтобы все могли прогрессировать. Нужно всегда использовать совместную работу компании, производящей дорожные машины, и гоночного подразделения, чтобы повысить их эффективность, разработать масштабный экономический план, создать возможности для перехода людей между компаниями и добиться двойного успеха.
Сейчас мы ведем переговоры со спонсорами о Формуле 1 и футболе. Queens Park Rangers предоставляет интересную платформу для одних брендов, Формула 1 – для других. AirAsia – это отличная платформа для многих партнеров, которые хотят наладить контакт с азиатскими странами и растущим числом заинтересованных европейцев. Теперь у нас есть Malaysia Airlines, которая привлекает важных партнеров, желающих ассоциироваться с крупной авиакомпанией. Кроме того, все эти компании тесно взаимодействуют. Если представить себе, что мы можем предоставить доступ к людям, маршрутам, развлечениям, высоким технологиям и производству, то у нас очень привлекательное положение.
Вопрос: Для многих оказалось неожиданностью то, что вы решили сохранить состав пилотов на следующий сезон. Почему вы решили не искать новые лица?
Тони Фернандес: Наша гоночная программа основана на поиске новых лиц. Если вспомнить о нашей работе с такими пилотами, как Александр Росси и сингапурец Даим Хишамуддин, у которого есть потенциал стать настоящей звездой мирового уровня из Азии, то станет понятно – мы очень много вкладываем в развитие молодых гонщиков.
Однако, стабильность я считаю ключевым фактором. В Queens Park Rangers выступает Нил Уорнок, и важно предоставить ему необходимые возможности и время и не совершать необдуманных изменений, основанных на ежедневных результатах. В Формуле 1 нужно сохранять такую же стабильную платформу в работе с гонщиками и со всеми членами команды, но очевидно, что если в следующем году мы не сделаем еще один шаг вперед, нам придется задать себе несколько сложных вопросов. Достаточно ли я хорош на посту руководителя команды? Эффективно ли работает Майк Гаскойн в качестве технического директора? При этом не надо ничего скрывать. Сейчас всё хорошо работает, но я не боюсь вносить необходимые изменения, чтобы гарантировать то, что мы по-прежнему сконцентрированы на поставленной цели.
Вопрос: Сейчас все, кто может себе это позволить, приглашают высококлассных специалистов. Как обстоят дела у Team Lotus?
Тони Фернандес: Я уже говорил, сейчас в команде работают сильные специалисты, но остаются пробелы, которые нужно ликвидировать. У нас ограничен бюджет, поэтому важно верно расставлять приоритеты. Поэтому да, мы будем приглашать людей для работы в тех областях, в которых это важно.
Вопрос: В команде работает индийский гонщик Карун Чандхок. Ходили слухи о том, что он может оказаться за рулем T128 в Гран При Индии…
Тони Фернандес: Карун – талантливый гонщик и увлеченный человек, который стал для нас яркой звездой с тех пор, как подписал контракт. К нему очень хорошо относятся не только в Индии, где он, очевидно, очень известен, но и по всему миру. Он с самого начала был блестящим послом нашей команды. Учитывая это, я бы хотел, чтобы он выступил в гонке, но с практической точки зрения нет смысла в том, чтобы приглашать его за руль только ради этого.
У нас два очень опытных гонщика, и я должен поступать так, как правильно для них и для команды, а не только для Каруна или индийских болельщиков. В конце концов, это не мое решение. Я сказал команде, что она сама должна решить этот вопрос. Никто из нас не хочет, чтобы Карун испытал больший прессинг из-за того, что это его домашняя гонка, и, по правде говоря, мы должны сконцентрироваться на том, чтобы сохранить 10-е место в Кубке конструкторов.
Когда Карун выступал в Германии, он сделал то, что от него требовалось. Он выполнил работу в рамках своих возможностей на машине, которую до этого почти не пилотировал. Вопреки общему мнению, невозможно сесть в машину и сразу же не уступать напарнику в скорости. Нужно время на то, чтобы настроить машину так, как вам нравится, обрести скорость, почувствовать уверенность в себе и начать атаковать.
В первой части свободных заездов в Сузуке Карун показал, что способен выполнить работу, которая от него требуется на незнакомой трассе. Но при этом он не испытывал прессинга полного гоночного уик-энда. Короче говоря, я не знаю. Мне бы очень хотелось увидеть его на гонке. С точки зрения эмоций в этом есть смысл, но мы должны закончить чемпионат на 10-м месте, и у нас есть для этого необходимые люди.
Вопрос: Недавно был решен спор о том, кто является «настоящим» Lotus. Появится ли в следующем сезоне команда Caterham?
Тони Фернандес: К сожалению, пока я не могу раскрыть подробности, но очень горжусь теми результатами, которых мы достигли с Team Lotus за это время. Я никогда не забывал о нашей роли как хранителя бренда, мы всегда были готовы искать решение проблем, которые в последние несколько месяцев возникали за пределами трассы. Что бы ни произошло, мы можем гордиться тем, что вернули Team Lotus в Формулу 1. Честно говоря, я не знаю, как будут развиваться события, но уверен – если кто-то будет владеть этим именем в будущем, это будут правильные люди, которые будут использовать его с правильными целями. Главное, мы помогли Lotus вернуться.
Нужно реально смотреть на вещи. У нас сейчас надежные позиции? Я так не думаю. Путаница с названиями мешает и Формуле 1, и болельщикам. Когда Карун был в Москве, его спрашивали о том, каково это, быть напарником Виталия Петрова, а меня поздравляли с победой в GP2, к которой, к сожалению, я не имел отношения. Я не менее уверен в том, что люди приходят в моторхоум Lotus Renault GP, надеясь встретить меня, и покидают его с чувством небольшого смущения. Это больше не работает.
В основе моего бизнеса лежит вера в то, что сложности решаемы. Я горжусь тем, что мы пошли на риск, потратили деньги и осмелились вернуть Team Lotus в Формулу 1, но болельщики, производители и предприниматели только выиграют, если мы найдем компромисс. Это пойдет на пользу и Формуле 1, и Group Lotus, и Lotus Renault GP, и нам, тогда почему бы нет? Этот вопрос будут решать на более высоком уровне, и мы верим в то, что их решение позволит Формуле 1 сделать правильный шаг. Мы хотим остановить путаницу. Думаю, все к этому стремятся. Посмотрим, что произойдет.
Вопрос: Мы говорили о том, что Team Lotus стала лучшей из дебютировавших в прошлом году команд. Есть ли возможность опередить бывших чемпионов мира из Williams в борьбе за 9-е место?
Тони Фернандес: Фрэнк Уильямс – это легенда, и мне льстит этот вопрос, поскольку его команда становилась многократным чемпионом и задавала стандарты в Формуле 1, которым по-прежнему стараются соответствовать остальные. Но я не думаю о том, чтобы опередить Williams. Мы не ставили перед собой конкретной цели опередить кого-то из соперников. Однажды мы должны стать лучшими, и если это означает, что мы должны опередить Фрэнка Уильямса и Патрика Хеда, то так и будет. Я не очень чувствителен к этому, и я знаю, что Фрэнк хороший профессионал, поэтому у нас не будет обид друг к другу. С другой стороны, если однажды нас опередит Marussia Virgin, это не повлияет на мои отношения с Ричардом Брэнсоном, но будет мотивировать нас лучше выполнять свою работу.