Технический директор Force India Энди Грин, отвечая на вопросы пресс-службы команды, рассказал о трудностях, которые пришлось преодолевать инженерам и конструкторам в процессе разработки новой машины.
Вопрос: Как бы вы в целом охарактеризовали внешний вид VJM07?
Энди Грин: На первый взгляд машина не так уж сильно отличается от предшественницы, но на самом деле разница велика: почти каждая деталь разработана заново, начиная с переднего крыла, заканчивая диффузором. Генетически VJM07 связана с машиной 2013 года, но нам пришлось идти к конечному результату несколько иным путём.
Носовая часть выделяется на общем фоне, но всё остальное выглядит очень похоже. Машина стала несколько «толще», поскольку возросли требования к системе охлаждения, но мы надеемся, что в ходе первой части сезона это удастся отрихтовать. Чтобы быть конкурентоспособной, команда должна развиваться, а поскольку нам следует подтянуться во многих областях, наиболее серьёзной задачей станет оптимизация скоростных возможностей машины.
Вопрос: Сколь существенны изменения в аэродинамике?
Энди Грин: Даже если бы не было других перемен в регламенте, аэродинамические изменения сами по себе весьма значительны. Прижимная сила заметно снизилась, прежде всего, из-за новой выхлопной системы: теперь энергию выхлопных газов практически невозможно использовать. Это большая потеря, которая будет ощущаться на выходе из поворотов, поэтому критическое значение приобретает сцепление ведущих колёс с асфальтом при разгонах. Всё это в сочетании с изменённым передним крылом, ширина которого уменьшилась, привело к тому, что структура воздушных потоков, воздействующих на машину, стала совсем иной.
Вопрос: Можно ли более узкое переднее крыло считать наиболее заметным изменением?
Энди Грин: Это существенное изменение: концепция крыла в 2014 году будет другой. Внешне это изменение одно из самых заметных. Пришлось решать сложную задачу по переделке всех аэродинамических структур, начиная от передней части машины, заканчивая уменьшенным задним крылом. Оно потеряло нижнюю плоскость, что привело к существенному снижению его эффективности. Нижняя плоскость помогала соединить диффузор и заднее крыло, придавая прочность этим двум элементам. Без неё очень сложно добиться эффективной работы этой области машины и сделать её стабильной и прочной. Так что, с одной стороны, уровень прижимной силы серьезно снизился, но с другой, существенно снизилось и лобовое сопротивление.
Вопрос: Станет ли носовая часть основным объектом дальнейшей модернизации?
Энди Грин: Эта версия носовой части машины будет показана на презентации, но позже мы её заметно переделаем, и она будет выглядеть иначе. Нам пришлось избрать прагматичный подход и сказать: раз мы должны участвовать в тестах, значит, машина должна быть в целом готова. Нам бы хотелось расширить границы возможного, работая над передней структурой безопасности, зная, насколько она важна для всей машины, но команде не хватает ресурсов, чтобы приблизиться к пределу уже в первой версии VJM07. Носовой обтекатель, который установлен сейчас – это переходный вариант. Зато у нас есть машина, которая может использоваться на тестах и в гонках.
Но несколько недель назад мы начали поиск передовых конструктивных решений, поскольку считаем, что потенциально они позволят повысить скорость. Поэтому в дальнейшем будут появляться новые концепции.
Вопрос: В этом сезоне всем придётся работать с 8-ступенчатыми коробками передач. Вы просто следовали выбору, предложенному Mercedes?
Энди Грин: Хотя выбор передаточных отношений делался специалистами Mercedes, мы также проводили свои исследования и, честно говоря, пришли к схожим выводам. Мы готовы и далее идти этим путём. По ходу сезона нам разрешено лишь один раз изменить передаточные числа: думаю, мы пока подождём и посмотрим, как всё работает.
Хорошая новость состоит в том, что длительные дискуссии о передаточных числах уже позади, так что нам остаётся лишь немного поработать на трассе. Выбор передаточных чисел представляется вполне разумным, насколько можно понять по нашим предварительным выводам.
Вопрос: Насколько сложно было интегрировать новую силовую установку и шасси?
Эдди Грин: Задача по интеграции шасси и силового агрегата оказалась крайне трудной, поскольку регламент претерпел самые значительные изменения с тех пор, как я пришёл в Формулу 1 в 1990 году. Если добавить к тому процесс модернизации, которой мы будем заниматься по ходу сезона, то становится понятно, что всем этим необходимо как-то управлять. Модернизация будет идти постоянно: с самого первого момента, когда машина выйдет на трассу, мы начнём собирать информацию, чтобы понять, в какой мере её поведение соответствует расчётному, и будем заниматься её доводкой, после чего вновь возвращаться на трассу.
Вопрос: Какую проблему было сложнее всего решить, когда вы занимались компоновкой машины?
Энди Грин: Сложнее всего было разобраться с проблемой охлаждения, и этим мы занимались почти всё прошлое лето, стараясь понять, какие требования к системе охлаждения предъявляет новая силовая установка, и как лучше всего расположить её внутри шасси. Также есть много других агрегатов, требующих охлаждения, и вы пытаетесь найти правильный баланс между эффективностью силовой установки и эффективностью шасси и аэродинамики, стараясь во всех случаях найти оптимальное соотношение.
Нам пришлось разработать абсолютно новый комплексный способ изучения и анализа параметров, а также их оптимизации. В какой мере мы смогли решить эти задачи, станет понятно только после начала тестов, после чего мы пересмотрим наши подходы и всё просчитаем вновь. Ожидаю, что к следующей фазе сезона, после того как на зимних тестах и на первых гонках мы соберём всю необходимую информацию, система охлаждения будет пересмотрена.
Вопрос: Какие ещё новинки заслуживают упоминания?
Энди Грин: Значительные изменения претерпела тормозная система; у задних тормозов фактически компьютерное управление по принципу by-wire. Следовательно, тормоза могут совершенно иначе реагировать на действия гонщика, не так, как это было принято раньше. Мы очень много усилий вложили в эту систему в процессе её разработки, в ходе испытаний на симуляторе и на динамометрическом стенде. Тем не менее, как она покажет себя в реальности, мы поймём только, когда окажемся на трассе, получив какую-то информацию и отзывы гонщиков.