Карьера Романа Грожана в Формуле 1 складывается необычно: его дебют посередине сезона-2009 был сколь неожиданным, столь и неудачным. Затем два сезона он выступал в разных категориях, от FIA GT и Ле-Мана, до AutoGP и GP2, но судьба вновь ему улыбнулась. В 2012-м он вернулся в паддок чемпионата мира в качестве гонщика Lotus F1, будучи уже более опытным профессионалом и зрелым человеком…
Вопрос: В свое время Эрик Булье, руководитель Lotus F1, говорил, что вы должны сами найти способ вернуться в Формулу 1. Как вам это удалось?
Роман Грожан: Я приложил максимум усилий, очень старался, и все получилось. Так что я очень рад, что вернулся. Поверьте, атмосфера в команде фантастическая, я очень горжусь, что буду выступать за Lotus в этом году. Надеюсь надолго задержаться в Энстоуне! (смеется)
Нельзя назвать какой-то единственный решающий момент, предопределивший мое возвращение – это было сочетание множества факторов. Но самое главное, надо было зарекомендовать себя максимально хорошо и доказать, что я заслуживаю места в команде. Разумеется, во многом помогло и то, что я выиграл серию GP2.
Вопрос: После неудачного опыта выступления за Renault в 2009-м году, когда вы были напарником Фернандо Алонсо, не осталось ощущения, что вас просто использовали?
Роман Грожан: Мне предстоит выйти на старт первого Гран При чемпионата 2012-го года, все мои мысли только об этом, а остальное сейчас не важно. Я хочу, чтобы у меня было будущее в Формуле 1 и не переживаю по поводу прошлого. Меня волнует только будущее.
Вопрос: Но ведь тогда все это могло сказаться на вашей уверенности в своих силах, хотя в той ситуации у вас не было шансов по-настоящему проявить себя…
Роман Грожан: Я отвечу так: я выиграл все серии, в которых выступал до Формулы 1, потом вернулся в GP2 и стал чемпионом. И вот я снова в Ф1! (смеется)
Вопрос: Вашим напарником вновь стал знаменитый гонщик. Будет ли проще на этот раз? Если полагаете, что будет, то что позволяет вам так думать?
Роман Грожан: Моим напарником стал Кими Райкконен, нет никаких проблем, и могу сказать, что у нас складываются хорошие отношения. Мы с Кими отлично работаем вместе, и я уверен, что мы сможем способствовать прогрессу команды и показать в ходе сезона неплохие результаты.
Вопрос: Кими два года не садился за руль машин с открытыми колесами, но до этого выигрывал гонки и стал чемпионом мира. Вы же в последнее время весьма интенсивно и успешно выступали в различных формулах, но пока не добились успеха в Ф1. На какие результаты может рассчитывать ваш дуэт?
Роман Грожан: Помните первые тесты в Хересе? Уже после пяти кругов Кими поехал с прежней скоростью, так что он ничего не утратил. Он так же быстр, как и раньше, и это хорошая новость и для всей команды, и для меня. Конечно, в идеале мне бы хотелось выступать на его уровне.
Вопрос: Вы ожидаете, что Кими станет лидером команды, будет задавать темп?
Роман Грожан: Моя задача – опередить всех остальных гонщиков. В конце концов, такая же задача стоит перед каждым из нас. А цель в том, чтобы открыть счет победам. Сначала заработать первые очки, пробиться в первую пятерку, выигрывать гонки, а затем дойдет очередь и до титула! Это мой план. (смеется)
Вопрос: У Кими необычный характер – не зря его прозвали «Ледяным человеком». Что вы можете сказать об этой стороне его характера?
Роман Грожан: Только хорошее. Я уже говорил, что в команде отличная атмосфера, и мы неплохо сработались.
Вопрос: Как вы видите свою роль в этой команде? Вернувшись в Формулу 1, вы оказались в положении новичка-второгодника…
Роман Грожан: «Новичок-второгодник» – звучит забавно! Если честно, мне пока трудно ответить, ведь сезон только начинается. У меня есть опыт семи гонок, хотя тогда я был в сложной ситуации. Так что по-настоящему моя карьера в Формуле 1 начинается только сейчас. Посмотрим, чего мне удастся добиться в воскресенье.
Вопрос: После тестов машину Lotus считают чем-то вроде «серой лошадки», если не считать, что на первой сессии в Барселоне проявилась проблема с шасси. Ваши впечатления о Е20?
Роман Грожан: Машина сразу получилась неплохой. Не думаю, что мы уже сейчас сможем обойти всех, поскольку известно, что соперники очень сильны, особенно Red Bull и McLaren. Но предвижу, что позади этих двух команд развернется острая борьба: думаю, будет весело. Если говорить о машине, то ее самое важное достоинство – хорошая и предсказуемая управляемость.
Благодаря этому у команды есть возможность вносить коррективы в настройки, пробовать разные подходы. Когда ты знаешь, как будет вести себя машина даже в предельных режимах, это очень хорошо.
Вопрос: Насколько тревожным был момент, когда команда не смогла продолжать первую тестовую сессию и вынуждена была покинуть Барселону?
Роман Грожан: Нет, никакой тревоги не было. Наверное, со стороны ситуация выглядела серьезнее, поскольку мы знали, что происходит. Конечно, когда команда сворачивается и покидает тесты раньше времени, это производит впечатление. Но мы приняли правильное решение, понимая, что проблема может быть решена только на базе.
Зато на вторых тестах в Барселоне мы вновь отработали в полную силу.
Вопрос: Вы готовы сказать, что Lotus так же быстра, как была на первых тестах в Хересе, когда казалось, что в этом сезоне Е20 всех удивит своей скоростью?
Роман Грожан: Вряд ли мы настолько быстры, как думают некоторые. Но я считаю, что в общей иерархии мы занимаем то место, какое и должны занимать. Машина становится все лучше, и у нас достаточно поводов для оптимизма.
Вопрос: На кого из гонщиков Lotus вы бы поставили накануне первых четырех этапов сезона? Кто будет быстрее – вы или Кими?
Роман Грожан: Есть еще 22 гонщика, которых тоже надо принимать во внимание, а не только Кими, так что в настоящий момент внутрикомандная дуэль меня не очень волнует. В перспективе моя цель – добиться побед в гонках. Поэтому сейчас максимум внимания я уделяю собственным результатам.
Вопрос: Вам также предстоит впервые познакомиться с несколькими трассами…
Роман Грожан: Но в этом сезоне всем предстоит выступать на малознакомых или вовсе незнакомых трассах, таких, как индийская или новый американский автодром. Я не считаю это проблемой, поскольку знаю, что очень быстро адаптируюсь.
Вопрос: Вы использовали симулятор?
Роман Грожан: Пока нет. Симулятор заработает через несколько месяцев, надеюсь, еще до лета. Но я смотрел видеозаписи, сделанные с бортовых камер. И, конечно, прибыв на трассу, вы ходите по ней пешком, бегаете и ездите на велосипеде.
Вопрос: По традиции хочется узнать о ваших планах на этот сезон?
Роман Грожан: Начнем с планов команды. Lotus стремится занять 4-е место в Кубке конструкторов, и мы сделаем всё для достижения этой цели. В целом это соответствует и моим устремлениям, которые будут зависеть от того, какое место мы займем в общей иерархии. Ответ на этот вопрос мы, возможно, узнаем уже в Австралии или через неделю в Малайзии.
Вопрос: Если бы вам пришлось делать прогнозы, каким вам видится стартовое поле в Мельбурне? Кто будет впереди?
Роман Грожан: Red Bull Racing и McLaren, за ними – Mercedes, Ferrari или мы. Но, возможно, не стоит сбрасывать со счетов Force India, Sauber и Williams. Так что пока это лишь гадание на кофейной гуще! (смеется)