Если 2013-й год был для Романа Грожана очень удачным, то сейчас у него серьёзные проблемы - команда Lotus подготовилась к сезону явно хуже своих главных соперников. И всё-таки он не теряет надежды, что ситуация изменится…
Вопрос: Начало сезона для Lotus явно не задалось. Какие у вас сейчас настроения?
Роман Грожан: Думаю, настроение неплохое. Хотя, разумеется, старт сезона складывается не так, как бы нам хотелось. Однако нужно сохранять позитивный настрой, продолжать напряжённо работать и по возможности продвигаться вперёд. Можно сказать, это новое испытание.
Вопрос: Нужны ли вам такие испытания?
Роман Грожан: Знаете, жизнь – это тоже своего рода испытание. Концовку прошлого сезона мы провели здорово, и, готовясь к 2014 году, я думал: «Вот теперь я готов к борьбе за победу в чемпионате и приложу для этого все усилия». А потом ты понимаешь, что всё идет совсем не так. Разумеется, это расстраивает. Но на самом деле, это только мой третий сезон в Формуле 1, так что, надеюсь, у меня ещё много времени. Надо просто в нужный момент оказаться в нужном месте.
Вопрос: В 2013-м Lotus действительно была в числе лидеров. Сегодняшние трудности связаны преимущественно с силовым агрегатом? Если да, то в чём причины проблем?
Роман Грожан: Думаю, тут всего понемногу. В прошлом году мы прилагали все усилия, чтобы получить хорошую машину, но не секрет, что в конце года у нас возникли сложности разного характера. Это не позволило начать новый сезон так, как бы нам хотелось. На зимних тестах не удалось проехать большую дистанцию, так что разобраться с машиной мы не смогли. И это была очень серьёзная проблема. И только в Малайзии мы относительно спокойно отработали в субботу и воскресенье и смогли чему-то научиться.
Сегодня на машине уже появились технические новинки, поэтому ситуация уже обнадёживает. Результаты последних исследований в аэродинамической трубе весьма неплохие. Теперь остаётся воплотить их на трассе, и я не вижу, что может нам помешать.
Вопрос: Если на тестах не удалось набрать километраж, значит, приходится испытывать машину уже в гоночных условиях…
Роман Грожан: Надо изменить психологический настрой. В настоящее время меня интересует не скорость: пока я стараюсь добиться, чтобы машина соответствовала моим предпочтениям. Как только эта задача будет решена, я займусь скоростью. Разумеется, пока мы не пытаемся выжать какие-то десятые или сотые в квалификации. Сейчас мы должны правильно определиться с приоритетами: важно собирать информацию и двигаться вперёд. Такова наша цель. Надо настроиться воспринимать ситуацию такой, какая она есть.
Вопрос: В Lotus F1 произошли заметные изменения: прежде всего, Эрик Булье оставил пост руководителя команды и перешёл в McLaren. Что это значит для Lotus?
Роман Грожан: В команде у меня теперь на одного друга меньше, но мы остаёмся друзьями в паддоке. Что касается Эрика, то он перешёл в другой лагерь. Разумеется, для всех нас это был шок, но перед ним открылись фантастические перспективы, и ситуацией надо было пользоваться. Но наше дело – продолжать работать.
Вопрос: Он всегда был вашим защитником…
Роман Грожан: Да, был. Он всегда в меня верил, а иногда – подгонял, заставлял работать. У нас сохранились отличные отношения. Когда я попадал в тяжёлые ситуации, он был для меня кем-то вроде ангела-хранителя. Главное, Эрик помог мне поверить в себя, и теперь я могу двигаться вперёд самостоятельно.
Вопрос: Когда ушёл Кими Райкконен, все подумали, что теперь вы станете лидером Lotus, поскольку вы отлично знаете команду. Наверное, вы бы предпочли, чтобы это произошло при более благоприятных обстоятельствах…
Роман Грожан: Не всегда дела идут так, как вам хочется. С этим приходится считаться. Посмотрите на Фернандо Алонсо: он был чемпионом мира, потом поменял команду, потом вернулся в Renault, но машина была далеко не лучшая, и он не смог добиться того, чего хотел…
Вопрос: Но, должно быть, став лидером Lotus, вы рассчитывали на большее…
Роман Грожан: Разумеется, когда у вас статус пилота №1, вы хотите выигрывать гонки. Конечно, мне хотелось хорошо начать сезон, но ситуация складывается иначе. Нет смысла себя жалеть. Тем более, налицо признаки прогресса: в Австралии я стартовал с 21-й позиции, в Малайзии – уже с 16-й. Поэтому давайте каждую гонку рассматривать по отдельности.
Есть все поводы для оптимизма: в команде у меня самая простая работа, ведь я приезжаю на трассу достаточно поздно, а вечером рано уезжаю, тогда как у механиков времени на сон почти не остаётся, они работают, пока не падают от усталости. Поэтому я не имею права сдаваться. И если я лидер команды, я хочу вести всех за собой…
Вопрос: Но это очень сложная задача…
Роман Грожан: Да. Но когда дела идут нормально, всё даётся легко. Когда в твоём распоряжении машина, позволяющая бороться за победы, ситуация намного проще. Но наступают тяжёлые времена, и тогда ты проходишь настоящую проверку. Это означает, что работать надо с двойным усердием.
Вопрос: Чего вам стало не хватать с уходом Кими?
Роман Грожан: Кими был отличным напарником, его опыт был бесценным. Когда надо заниматься доводкой машины, он был очень полезен.
Вопрос: Но вам чего-то не хватает?
Роман Грожан: Разве что в холодильнике теперь нет холодного пива. Впрочем, это шутка!
Вопрос: А как складываются отношения с Пастором Мальдонадо, вашим новым напарником? Вы примерно ровесники – а в чём-то ещё вы схожи?
Роман Грожан: Полагаю, дело не в возрасте. Тем более, у Кими ни с кем особых отношений не было. У Пастора совсем другой характер, мы неплохо сработались. И он уже выиграл одну гонку.
Вопрос: Поэтому вы ему завидуете?
Роман Грожан: Конечно! И хочу побыстрее его догнать!
Вопрос: Как вы считаете, вам удастся добиться успеха в этот уик-энд? Вы говорили, что уже в Малайзии ситуация изменилась в лучшую сторону, а чего можно ждать от Бахрейна?
Роман Грожан: В квалификациях на этой трассе я дважды был 11-м, и хотя в своё время эти результаты меня не устраивали, они вполне соответствуют той динамике, которую мы сейчас демонстрируем. Конечно, я надеюсь, что завтрашний день будет для нас более удачным, поскольку отставать на три секунды – не в традициях Lotus. Но как бы ни развивались события, я готов к борьбе и намерен сделать машину лучше. Может, не в этот уик-энд, но мы своего добьёмся, я в этом не сомневаюсь.