Тема повышения безопасности стала одной из самых обсуждаемых после аварии Жюля Бьянки в Сузуке. Перед началом уик-энда в Сочи Роман Грожан говорил о настроении в паддоке и возможных действиях FIA...
Вопрос: Что вы думаете о произошедшем в прошлое воскресенье?
Роман Грожан: Это была сложная гонка. Произошедшее стало тяжелым ударом для всех нас. Подобного не происходило довольно давно. Мы с Жюлем вместе тренировались, он отличный гонщик и классный парень. Ему очень не повезло.
Вопрос: Вы ездили в госпиталь навестить его после гонки?
Роман Грожан: К сожалению, нет. Вместе с ним его семья и близкие люди.
Я плохо сплю с тех пор, постоянно думаю о нем. С другой стороны, если бы сейчас он мог что-то сказать, то это было бы: «Парни, вперед! Вас ждет Гран При».
Вопрос: Инцидент стал следствием стечения обстоятельств. Можно ли выделить главную проблему?
Роман Грожан: Два метра правее и ничего бы не произошло, четыре левее – серьезная авария. Я считаю, что это судьба. С этим сложно смириться.
Вопрос: Серхио Перес призвал FIA к пересмотру правил: по его мнению, нужно отправлять на трассу автомобиль безопасности каждый раз, когда выезжает эвакуатор независимо от условий на трассе. Вы согласны?
Роман Грожан: Не знаю. Вспоминая этот инцидент, можно сказать, что всё можно было сделать так же или иначе. Должно появиться решение, тогда мы сделаем какие-то выводы. У меня нет готового решения.
Вопрос: Хотелось бы вам, чтобы на трассу выехал автомобиль безопасности, учитывая условия?
Роман Грожан: Это был несчастный случай. Ему не повезло в этой ситуации.
Вопрос: Сейчас возвращаются к идее закрытых кокпитов. Что вы об этом думаете?
Роман Грожан: Я гонялся в машинах GT – там очень жарко. Мне нравятся открытые кокпиты.
Вопрос: Можно что-то сделать ради большей безопасности машин Формулы 1? Стоит ли вернуться к решениям, от которых в своё время отказались?
Роман Грожан: Честно говоря, мне нравятся открытые кокпиты. Я знаю, что у нас опасная работа. В прошлый раз разбился Айртон Сенна… Фелипе Массе невероятно повезло в несчастном случае в 2009-м. Машины максимально безопасны, а подобный инцидент, мне кажется, не может ничего изменить.
Вопрос: О чем вы думаете, возвращаясь за руль после подобного инцидента? Вы боретесь с собой, чтобы продолжать гоняться?
Роман Грожан: Нельзя сказать, что наше настроение улучшилось, но мы знаем, что идём на риск. Моя жена это понимает. Мой сын начинает это осознавать. Мы любим этот спорт. Очевидно, что прежде было много фатальных аварий. Мы знаем, что автоспорт опасен, но как только вы начинаете испытывать чувство страха, пора остановиться. Я люблю Формулу 1 и гонки, я понимаю ее риски.
Вопрос: Продолжая разговор о риске: возможно, в ситуации с желтыми флагами стоит сделать так, чтобы все ехали в одном – более низком темпе?
Роман Грожан: Возможно. В FIA анализируют ситуацию, и я уверен, что они подготовят решение по улучшению спорта. За эти несколько лет мы добились невероятного прогресса. Этот печальный инцидент поможет нам двигаться дальше.
Вопрос: Я уверен, что вам хотелось бы сменить тему. У вас уже была возможность посмотреть трассу? Вы работали на симуляторе? Что вы о ней думаете?
Роман Грожан: Когда я впервые увидел схему трассы, мне она не понравилась – показалась скучной, но всё изменилось, когда я проехал по ней на симуляторе. Надеюсь, что наша машина не менее эффективна, чем на симуляторе.
Утром я прогулялся по трассе – она неплохая. Довольно плавная, напоминает Сингапур и Валенсию – две трассы, которые мне всегда нравились. Обгонять здесь не так просто, как хотелось бы, особенно на торможении, но две зоны DRS должны помочь. Это часть Олимпийского парка, а мой дед дважды участвовал в Олимпиадах – в 1948-м и 1952-м. Это очень важно для меня.
Вопрос: Каких результатов он добился?
Роман Грожан: В одной Олимпиаде он был восьмым, в другой – 11-м. Неплохой результат. Я и сам люблю горные лыжи, в детстве занимался этим спортом, а потом переключился на гонки. Я рад быть здесь.
Вопрос: Из-за длинных прямых и извилистых секций не столь очевидно, какие настройки необходимы…
Роман Грожан: Судя по тому, что я слышал, не должно быть особых проблем из-за уровня прижимной силы. Мне кажется, инженеры вполне уверены, что настроили ее верно.