До дебюта Haas F1 осталось всего несколько месяцев. Владелец команды Джин Хаас рассказал о подготовке к сезону и подтвердил, что имя второго гонщика и новых партнеров будет названо на этой неделе...
Вопрос: Можно сказать, что начался обратный отсчет?
Джин Хаас: Для меня он идёт уже год! Но все мы с интересом ждём нового сезона – пора переходить от слов к делу. Давайте покончим с подготовкой и начнём гоняться.
Вопрос: У вас всё готово?
Джин Хаас: В отличие от других недавних дебютантов, у нас было достаточно времени на подготовку, к тому же, мы наладили прочные рабочие отношения, которые очень помогли. Когда мы начинали этот проект, у нас была совершенно другая модель, по которой мы должны были всё делать в Каннаполисе, но сложностей было слишком много, поэтому мы решили использовать более выгодную модель, и нам повезло найти нескольких партнеров, которые захотели участвовать в нашем проекте. Иногда помогало удачное стечение обстоятельств. Мы нашли инфраструктуру в Бэнберри – в сущности это бывшая база команды Формулы 1. Мы постоянно адаптировались к ситуации, развивая этот проект.
Вопрос: Ваша команда добилась успехов в NASCAR. Насколько велики отличия от Формулы 1?
Джин Хаас: Я считаю, что они очень похожи. Расположение оборудования немного отличается, но мне кажется, в плане гонок NASCAR и Формула 1 абсолютно одинаковые.
Вопрос: В следующем году лидером команды станет Роман Грожан?
Джин Хаас: Да, именно. Он станет лидером команды, мы будем полагаться на его опыт и надеемся, что Роман поможет с настройкой машин, расскажет об особенностях трасс и будет участвовать в разработке стратегии… Всё это крайне важно.
Вопрос: Вы назовёте второго гонщика в Мексике?
Джин Хаас: В Мехико в пятницу вечером.
Вопрос: И у него тоже есть опыт в Формуле 1…
Джин Хаас: Это резервный пилот Ferrari – возможно, вы догадываетесь, о ком идёт речь.
Вопрос: Вы хотите объявить о его контракте на его домашней трассе, чтобы привлечь больше внимания? Для вас важно иметь гонщика из Америки…
Джин Хаас: Мы всё собрали воедино: у нас будет не только гонщик, но и спонсоры. Это очень разумная бизнес-модель, мы хотим, чтобы деловые партнеры стали частью нашей команды к началу сезона.
Вопрос: Вы разговаривали с Карлосом Слимом…
Джин Хаас: Это вы называете имена! Мы обо всём расскажем, когда объявим о контракте с гонщиком.
Вопрос: Вы надеетесь привлечь другие американские команды в Формулу 1?
Джин Хаас: Будет здорово, если в спорт придут и другие американские команды. Роджер Пенске раньше занимался Формулой 1, затем выступал Дэн Гёрни. Здорово, если появится еще одна американская команда. Формуле 1 пойдет на пользу, если мы убедим Рика Хендрика дебютировать в чемпионате. Я был бы рад этому.
Вопрос: В вашей команде есть все, кого вы хотели?
Джин Хаас: Это постоянный процесс, многое зависит от доступности того или иного специалиста. Благодаря нашим связям с Ferrari и контракту с Грожаном, мы стали привлекать более опытных специалистов, так что эти отношения очень помогают.
Вопрос: Когда начнет работать база в Бэнбери?
Джин Хаас: Её подготовка подходит к концу. Большую часть этого года мы ее обновляли и перестраивали, так что теперь она такая, как мы хотим. Всё готово к работе.
Вопрос: Вас беспокоят истории о жалобах команд и реплики Экклстоуна о недостатках современных двигателей и новом регламенте?
Джин Хаас: В Формуле 1 всегда хватало драматизма! Пару лет назад речь шла о возможном уходе команд-аутсайдеров, сейчас ходят разговоры о потере некоторых топ-команд. В этом нет ничего хорошего, но я надеюсь, что Red Bull останется в спорте.
К сожалению, я в такой же ситуации, как и вы – я только наблюдаю за происходящим. Вокруг силовых установок развернулась настоящая драма, они создали много проблем, но Формуле 1 нужны передовые технологии. Эта силовая установка ставит перед инженерами непростую задачу и даёт им новую работу. Она больше отвечает потребностям современных дорожных машин, чем атмосферный V8 или нечто подобное. На это можно смотреть с разных сторон.
Вопрос: Вы поддерживаете идею доработки мотора в следующем году с использованием 32 условных баллов?
Джин Хаас: Эти вопросы обсуждаются в рамках встреч стратегической группы. Если один двигатель оказывается менее эффективным, чем другой, то команды захотят получить тот, что лучше. Сколько времени команда может выжить с мотором, который уступает соперникам? Мы видели, что в последние годы это вызвало много проблем.
Я уверен, в Honda, Renault и Ferrari приложили гигантские усилия, чтобы не отставать от Mercedes, они должны добиться успеха, но если они потеряют клиентов, то им придётся покинуть этот бизнес. Ситуация сложная. Было бы здорово иметь возможность использовать моторы от стороннего поставщика, скажем, от Toyota или Hyundai, но расходы слишком высокие.
В NASCAR та же проблема: у нас есть Ford, Toyota и Chevrolet – команды помогают им в разработке. Здорово, если бы в Формуле 1 было больше такой помощи, ведь в этом случае можно было бы компенсировать часть расходов на модернизацию мотора.
Вопрос: У вашей команды весьма скромный бюджет. Если всё получится, это может изменить ситуацию с появлением новых команд в Формуле 1?
Джин Хаас: Если вы докажете, что можно управлять командой Формулы 1 при разумном бюджете, это всем пойдет на пользу. Но не забывайте, большинство других команд всё разрабатывают сами – от подвески до рулевого управления. Они тратят огромные суммы на доработку того, что не играет особой роли для болельщиков. Например, кому какое дело до того, как создается ваше рулевое управление? Мы здесь, чтобы гоняться на машинах, и нам необязательно создавать их с нуля. Есть условия, которым надо соответствовать, и мы это делаем, но создавать всё это самостоятельно – это огромные расходы.
Команды тратят много денег впустую. Они наняли слишком много сотрудников, у них слишком высокие накладные расходы. У нас очень экономная команда. Кто-то утверждал: «Чтобы создать команду, нужно 250 человек». Но почему? У нас будет столько людей, сколько нам нужно. Мы будем тратить столько денег, сколько считаем необходимым.
Например, мы заказали трейлеры Iveco и сказали что-то вроде «Нам потребуются обычная раскраска и комплектация». Я заявил: «Я хочу, чтобы они были черными», но они уточнили: «Такой оттенок черного?» Я хочу, чтобы они были черные! Обычного черного цвета, такого, какими они бывают! Всё должно быть стандартным. Если во всём, от самого простого до самого сложного придерживаться такого базового принципа, вы сэкономите много денег.
Вопрос: Черный цвет будет основой вашей раскраски?
Джин Хаас: Это касалось грузовиков. Я хочу, чтобы всё оставалось простым. Я уверен, что мы могли увеличить стоимость каждого нашего трейлера на 50 тысяч долларов, если бы к стандартной расцветке добавили пинстрайпинг и тому подобное, но наши трейлеры будут черными.
Вопрос: Вспоминая два прошедших года, вы считаете, что худшее уже позади?
Джин Хаас: Особенность гонок в том, что сам путь приносит больше удовлетворения, чем конец этого пути. Надеюсь, мы никогда не придем к концу, и каждый год будем учиться и прогрессировать.