FIA признала, что ряд формулировок технического регламента допускают неоднозначные толкования, и разрешила доработку силовых установок по ходу сезона 2015 года. Как это повлияет на расстановку сил? Об этом рассуждают Джеймс Аллен и Доминик Харлоу, бывший главный инженер Force India.
Вопрос: Как надо понимать последние изменения в регламенте, касающиеся силовых установок?
Доминик Харлоу: Регламент на новые гибридные силовые установки, вступивший в силу в прошлом году, гласил, что двигатели должны быть омологированы к последнему дню февраля 2014 года, после чего по ходу сезона никакая модернизация не разрешалась. Но удивительно, что в тексте правил ничего не говорилось о том, что в 2015-м двигатели должны быть омологированы к той же самой дате. Там просто было сказано, что двигатели должны пройти омологацию. В Ferrari начали задавать вопросы по поводу этой «серой зоны» регламента, после чего накануне Рождества на заседании Стратегической группы Формулы 1 состоялось активное обсуждение этой темы.
Последние новости в этой сфере состоят в том, что FIA признала наличие определённой «серой зоны», после чего разослала командам и производителям силовых установок свои комментарии. В настоящий момент Ferrari, Renault и Mercedes, если хотят, потенциально могут заниматься модернизацией своих силовых установок несколько дольше.
Важно подчеркнуть, что омологацией занимаются не команды, а производители силовых установок, поэтому переход от двигателей образца 2014 произойдёт для всех команд одновременно.
Вопрос: Значит ли это, что Renault и Ferrari в этом году смогут сократить отставание от Mercedes?
Доминик Харлоу: Вряд ли, однако это означает, что у тех производителей, которые в 2014-м отставали, теперь появилось больше времени на доработку своих силовых установок, чтобы добиться их максимальной эффективности. При этом важно помнить, что в какой-то момент им придётся омологировать свои двигатели образца 2015 года, более мощные и эффективные, чем прошлогодние, так что они не захотят слишком долго затягивать их внедрение.
По нашим оценкам, все, кто захотят воспользоваться этой «серой зоной» регламента, внедрят свои двигатели, самое позднее, к Гран При Испании, т.е. к 5-му этапу чемпионата. Это позволит ещё 8-10 недель заниматься модернизацией силовых установок, что эквивалентно 0,1-0,2 сек. на круге.
Каждому гонщику разрешается использовать по ходу сезона только 4 двигателя. Поэтому если команды попытаются, взаимодействуя с моторостроителями, воспользоваться преимуществом, которое предоставляет разрешение FIA, им придётся в нескольких первых гонках применять двигатели 2014 года, тогда как моторостроители будут продолжать заниматься доводкой новых моторов. После чего каждый поставщик моторов вместе со своими клиентскими командами одновременно перейдёт на силовые установки образца 2015 года – этого потребуют соображения логистики.
Вопрос: Повлияет ли это на расстановку сил?
Доминик Харлоу: Маловероятно, потому что моторостроители могут модернизировать только определённые разрешённые регламентом области двигателя, и всего таких областей 32. Их счёт ведётся в баллах, и когда использованы все 32 балла, модернизацию необходимо останавливать. Как только производитель представит новый двигатель, использовать старый уже нельзя – в конкретный момент времени омологирован может быть только один двигатель.
Вопрос: Как это скажется на уровне расходов? Значит ли это, что клиентским командам двигатели будут обходиться ещё дороже?
Доминик Харлоу: Разумеется, не исключено, что производителям придётся вложить какие-то дополнительные деньги, но вряд ли они перенесут значительную часть этих затрат на своих клиентов. Как у Ferrari, так и у Renault есть приоритетные и второстепенные команды, поэтому им придётся готовить двигатели образца 2014 года к февральским тестам, а также к старту сезона, после чего в апреле-мае перейти на новые силовые установки.
Вопрос: Какие с этим связаны риски?
Доминик Харлоу: Могут возникать любопытные ситуации. Предположим, на машине какого-то гонщика по ходу первых выездных Гран При выходит из строя мотор, и он вынужден воспользоваться вторым двигателем образца 2014 года, прежде чем поставщик этой команды перейдёт на модернизированные силовые установки 2015 года. Получается, что на все оставшиеся гонки сезона у этого гонщика остаётся только два двигателя, а это почти однозначно приведёт к тому, что к концу года он не избежит штрафов.
Правда, правила наложения штрафов были несколько изменены, поэтому гонщику придётся стартовать не с пит-лейн (как Феттель стартовал в Остине), а с последнего ряда стартового поля, а это уже не столь суровое наказание.
Вопрос: Как на всё это отреагируют в Mercedes?
Доминик Харлоу: Конечно, они тоже могут воспользоваться этой «серой зоной» регламента в своих интересах. Но поскольку Mercedes является крупнейшим поставщиком двигателей в Формуле 1, работая с четырьмя командами и восемью гонщиками, им придётся серьёзно пересмотреть свои планы по логистике.
Можно также допустить, что они могут получить преимущество, если будут просто придерживаться своего изначального плана. Если они омологируют свои модернизированные моторы образца 2015 года перед стартом сезона, то теоретически в первых четырёх Гран При у них может быть преимущество перед Renault и Ferrari, которые будут применять прошлогодние двигатели. Благодаря этому Mercedes и её клиенты в начале сезона могут выйти в лидеры.
Кроме того, в зимний период, начиная с февральских тестов, они могут заниматься оптимизацией машин и систем охлаждения и их интеграции с силовыми установками. Они также могут сразу приступить к работе над усовершенствованием двигателей с прицелом на 2016 год, и при этом им не придётся перераспределять ресурсы, так как можно будет полностью переключиться на эту программу, поскольку работа над силовыми установками 2015 года будет завершена.
Вопрос: Как всё это отразится на Honda и её новом двигателе?
Доминик Харлоу: Японским моторостроителям придётся придерживаться тех же правил, что все остальные выполняли в 2014 году, т.е. произвести омологацию двигателей в конце февраля.
Вопрос: Если подвести итоги, что нас ждёт в 2015 году?
Доминик Харлоу: Можно предположить, что, начиная с мая, Renault и Ferrari получат шанс немного сократить отставание от Mercedes и с максимальной эффективностью использовать свои силовые установки образца 2015 года. Также эта ситуация демонстрирует, что в Формуле 1 хотя бы что-то было сделано для улучшения спортивного баланса в рамках действующего технического регламента, дающего минимальные возможности для манёвра.