Директор Pirelli Motorsport Пол Хембри прокомментировал итоги пятничных тренировок в Шанхае с точки зрения шинников.
Вопрос: Какие выводы можно сделать после сегодняшних тренировок?
Пол Хембри: Полагаю, главное в том, что мы не увидели проблем с гранулированием резины, в отличие от предыдущих лет. Раньше это было типично для Шанхая, ведь на длинных прямых шины успевают остыть. Вообще на этой трассе командам сложно подобрать правильный баланс, чтобы машина одинаково эффективно работала на всех участках круга или по ходу всего отрезка гонки.
Кроме того, температуры оказались на несколько градусов выше, чем ожидалось, что тоже помогло, но это не значит, что ситуация не будет меняться в другие дни уик-энда. Я помню один из прошлых Гран При Китая, когда во время квалификации за 20 минут температура упала на 15 градусов, что заметно повлияло на поведение машин.
Вопрос: Это было в 2012 году, когда Нико Росберг выиграл поул?
Пол Хембри: Да. Сегодня разница в скорости между двумя составами шин была на уровне 1,7 секунды, что примерно соответствует нашим расчётам. Возможно, она чуть выше, чем мы предполагали, но я думаю, что это тоже связано с температурами. Но это открывает возможности для проведения гонки с двумя пит-стопами.
Вероятно, команды захотят свести к минимуму количество кругов на шинах Medium. Мы видели на тренировках, что некоторым командам удавалось проезжать довольно много кругов на более мягкой резине. Но перед гонкой нужно чётко представлять, сколько могут продержаться шины Soft.
Вопрос: Сколько кругов они выдерживают, как вы считаете?
Пол Хембри: Полагаю, кругов пятнадцать они должны продержаться без проблем, хотя кто-то, возможно, рассчитывает на двадцать. Но для этого надо знать, каким будет уровень деградации после 15-ти кругов. Вероятно, всё прояснится завтра, когда команды более детально изучат особенности поведения резины. Предвижу, что у кого-то могут возникнуть проблемы с её прогревом, но пока я таких жалоб от гонщиков не слышал.
Правда, когда они стартуют на тяжёлых машинах с полностью заправленными баками, можно ожидать, что Гран При Китая будет, как всегда, сопряжён с определёнными сложностями, связанными с выбором тактики.
Вопрос: Вы говорите, что на длинных прямых шины успевают остыть, а на сколько примерно градусов может упасть их температура? Насколько она заметна?
Пол Хембри: Понимаете, у нас нет датчиков, которые могли бы обеспечить такие данные, поэтому точно не скажу, но прямые здесь длинные, и судя по картинке с тепловых камер – а других способов увидеть эту разницу у нас нет – температура шин заметно падает. При этом в конце прямой следует интенсивное торможение. В общем, как я уже говорил, для этой трассы характерны специфические сложности.
Вопрос: Вы обратили внимание, насколько в этом году изменился подход Ferrari к работе с шинами?
Пол Хембри: Думаю, надо отдать должное Джеймсу Эллисону, ещё когда он работал в Lotus, ему тоже удавалось добиваться, чтобы машина очень хорошо взаимодействовала с резиной – безусловно, сейчас именно это стало ключевым фактором успеха в Малайзии.
Вопрос: Когда вы говорите о деградации шин, то речь, прежде всего, идёт о передней резине или задней?
Пол Хембри: Речь идёт обо всём в комплексе, это связано с контролем температурного режима работы шин, а также с нюансами баланса шасси, когда машина проявляет склонность либо к недостаточной поворачиваемости, либо к избыточной. При этом характер трассы такой, что на разных её участках машина ведёт себя по-разному. Уверен, если спросить гонщиков, они скажут, что где-то чувствуется избыточная поворачиваемость, где-то недостаточная. Зато эта трасса не только сложная, но и интересная! На более простых трассах не так весело гоняться.
Похоже, что в Ferrari в этом году смогли найти некий удачный компромисс, работая с балансом шасси. Их машина не имеет ярко выраженной склонности к тому или иному типу поворачиваемости. Судя по комментариям гонщиков Скудерии, они получают удовольствие, работая за рулём SF15 T.
Вопрос: Есть ли ясность со сроками проведения тендера на поставку резины командам Формулы 1 после 2016 года?
Пол Хембри: Нам обещано, что в ближайшие два месяца мы получим дополнительную информацию на эту тему, но пока точные даты не названы.
Вопрос: Сколько времени вам необходимо на подготовку, если будут приняты решения о существенных изменениях параметров шин, о переходе на низкопрофильную резину и т.д.?
Пол Хембри: Пока нет ясности ни с переходом на низкопрофильные шины, ни с более широкой резиной, и это создаёт определённые проблемы. Мы не знаем, какими будут условия предстоящего тендера. Технические вопросы влияют на объём инвестиций, которых потребует переход на новую резину. Мы дали понять, что хотели бы всё это знать как можно раньше.
Дело в том, что тесты в Формуле 1 жёстко лимитированы. Не хотелось бы узнать из газет о существенных переменах в техническом регламенте 2017 года, а потом приехать на зимние тесты в Херес и только там впервые увидеть машины с двигателями мощностью в 1000 л.с., огромными задними крыльями и 19-дюймовыми широкими задними колёсами. Хотя начало такого сезона могло бы быть интересным, не думаю, что это положительно скажется на моём здоровье! (смеётся)