Технический регламент Формулы 1 2017 года предполагал не только переход на более быстрые и широкие машины – резина тоже увеличилась в размерах, чтобы соответствовать возросшим нагрузкам. Кроме того, изменились её характеристики, она теперь меньше подвержена деградации и перегреву, что позволяет гонщикам атаковать более агрессивно.
Позади семь этапов сезона, и Пол Хембри, координатор спортивных программ Pirelli, рассказал официальному сайту чемпионата о том, в какой мере шинникам удалось достичь поставленных целей.
Вопрос: В 2017 году изменились и машины, и резина. Насколько сложные задачи пришлось в этой связи решать Pirelli, и в какой мере вы довольны результатом своей работы?
Пол Хембри: Задача оказалась непростой, поскольку перед началом сезона было слишком много неизвестных. Когда мы начали работать над созданием шин для 2017 года, в нашем распоряжении ещё не было новой машины, чтобы можно было оценить все происходящие перемены, поэтому и машины, и то, как они взаимодействуют с резиной, мы увидели только на тестах в Барселоне.
До того пришлось иметь дело с тремя разными переходными версиями машин, что нам помогло, но это было не совсем то, что мы увидели на предсезонных тестах в Испании. Конечно, мы активно использовали технологии компьютерного моделирования, обменивались информацией с командами, но ничто не может заменить работу на реальной трассе.
Вопрос: В предыдущие годы команды жаловались, что шины стали фактором, определяющим исход гонок. Казалось, в 2017-м картина должна была измениться, но что-то не похоже – почему?
Пол Хембри: Как всегда, начнём с того, что на машине победителя любой гонки стоят такие же шины, как и на той, что пересекла линию финиша последней. И если вам не удалось выиграть, разбираясь с причинами этого, вы можете смело вычёркивать из уравнения шинный фактор, поскольку резина у всех одинаковая. Все решения принимают сами команды.
Конечно, бывает так, что кому-то удаётся найти более правильный подход к шинам, чем соперникам, и добиться более эффективной их работы, но это тоже часть спорта.
Вопрос: Значит, побед добивается тот, кто действует умнее соперников?
Пол Хембри: Или тот, у кого больше денег! (смеётся) А если серьёзно, то чемпионат проходит интересно, и фаворит пока не определился. Возможно, разница в скорости между лидерами и всеми остальными слишком велика, но так всегда бывает, когда в Формуле 1 меняется регламент. Вспомните, как всё складывалось, когда были введены новые силовые установки: кто-то сразу получил преимущество, а остальные заметно отставали. Но теперь у нас есть две команды, очень близкие по своим возможностям.
Вопрос: У Mercedes периодически возникают сложности с прогревом резины до нужных рабочих температур, а даже когда удаётся с этим разобраться, ещё не факт, что картина с обеими машинами будет одинаковая. Наверняка у этой команды есть вопросы к Pirelli…
Пол Хембри: С чем это связано, надо спрашивать Mercedes. Это инженерная задача. Честно говоря, нам они признались вот в чём: «Мы знаем, чего хотим добиться, но у нас не получается». Но ведь нельзя сказать, что они проводят неудачный сезон, согласитесь? Они уже выигрывали гонки в этом году, и давайте вспомним Канаду: Льюис выиграл поул, показав фантастическое время! Если это называется проблемами, то всем хотелось иметь такие проблемы! (смеётся)
Сейчас две команды ведут острое соперничество, и мы думали, что в их спор сможет вмешаться и Red Bull Racing, однако им приходится преследовать движущуюся цель, ведь Ferrari и Mercedes не будут стоять на месте. Чемпионат складывается интересно, и сейчас, пожалуй, никто не может предсказать, кому достанется титул. Это же прекрасно.
Вопрос: У Льюиса Хэмилтона особенно много проблем с поиском этого неуловимого «диапазона температур», и его уже спрашивали, а не было бы ему проще, если бы в прошлом году он проехал больше километров на шинных тестах Pirelli. Как полагаете, помогло бы это?
Пол Хембри: Нет. Согласен, Себастьян Феттель много работал на шинных тестах. Программа была очень насыщенной, и он собрал для нас много информации, за что мы ему благодарны. Это именно то, что нам нужно: получать данные от лучших гонщиков чемпионата. Но, поскольку тесты были «слепыми», он не знал, какую именно резину испытывает. Вероятно, это могло ему помочь в психологическом плане, но сомневаюсь, что стоит говорить о каком-то практическом преимуществе.
Кроме того, проблемы Mercedes проявляются в основном на определённых трассах. В Барселоне у них все было хорошо, и так же будет в Сильверстоуне и Спа. Но на трассах, где уровень сцепления хуже, у них уже больше проблем. Впрочем, не сомневаюсь, что по ходу сезона они разберутся со всеми сложностями.
Вопрос: Многие гонки проходят с единственным пит-стопом. Были опасения, что фактор тактики в этом сезоне будет играть менее заметную роль, но в реальности всё наоборот: вас не удивило, насколько много зависит от тактики, даже если гонка проходит с одним пит-стопом?
Пол Хембри: Совершенно с вами согласен! Некоторые странные сценарии, по которым проходили гонки в этом году, мы и представить не могли. Предвижу, что большинство оставшихся гонок тоже пройдут с одним пит-стопом. Но посмотрите, несмотря на это мы получили ряд неожиданных результатов: у Sauber далеко не самая быстрая машина, но за счёт грамотной тактики они заработали очки. Поэтому фактор тактики остаётся. Возможно, в Сильверстоуне мы увидим более агрессивный подход, и гонка там пройдёт с двумя пит-стопами.
Вопрос: Тактика более раннего пит-стопа, т.н. «подрезка» осталась в прошлом, и в этом году активно применяется тактика более поздней остановки в боксах. Вы ожидали, что она станет столь популярной?
Пол Хембри: Полагаю, рассуждениями о тактических схемах мы только запутаем болельщиков. На самом деле, особенности трасс диктуют, как надо действовать – многое зависит от того, возможны обгоны или нет. И, конечно, устойчивость шин к износу открывает новые возможности. Лично я считаю, что в Сильверстоуне мы увидим Формулу 1 во всей красе. Там будут обгоны, затяжные скоростные повороты, для преодоления которых гонщикам потребуется хорошая физическая подготовка – так что этот Гран При может стать определяющей гонкой сезона.
Вопрос: Вы не удивлены, что шины в этом году выдерживают так много кругов?
Пол Хембри: Если честно, на большинстве трасс можно было бы проехать всю дистанцию Гран При на одном комплекте шин. Какие-то возможности для тактического манёвра появляются у команд в зависимости от позиции на трассе, появлений автомобиля безопасности и конфигурации кольца.
Вопрос: Исходя из той информации, которая накоплена уже сейчас, можно ли говорить о том, что в 2018 году нас ждут какие-либо перемены? Какие пожелания высказывают команды?
Пол Хембри: Список их пожеланий весьма длинный! Надо быть осторожными в прогнозах, когда мы говорим о скоростных возможностях машин. Если мы внесём слишком радикальные изменения, например, предложим слишком мягкие составы резины, а именно об этом просят нас команды, поскольку машины отлично работают с такими шинами, ситуация может осложниться.
Пока в случае со всеми командами мы наблюдаем весьма умеренный износ: пузырения не наблюдается, проблем с гранулированием тоже нет. Поэтому сейчас ситуация нормальная, так что мы должны действовать продуманно и осторожно и не вносить изменения просто ради изменений. Над чем мы действительно интенсивно работаем, так это над дождевыми шинами. В случае с ними мы действительно должны улучшить их прогрев, поэтому проводим постоянные тесты такой резины.
Вопрос: В общем, кому бы в этом году ни достался титул, Pirelli обязательно будет в выигрыше. Судя по всему, пока вас всё устраивает?
Пол Хембри: У нас налажено хорошее сотрудничество со всеми командами и гонщиками – от этого выигрывают все!